Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
конкурс

Методика организации исследовательской деятельности в области биологии и экологии

Юность. Наука. Культура
Учительская газета, №12 от 19 марта 2019. Читать номер
Автор:

Человеческая любознательность лежит в основе всех идей и изобретений, создает изобретателей, новаторов, первооткрывателей. В этом смысле проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии является благодатным полем. Безусловно, исследования лучше проводить с реальными объектами. Как это сделать? Своим опытом делится участник конкурса «Научный катализатор», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Организатор конкурса – Общероссийская общественная «Малая академия наук «Интеллект будущего».

В обычном школьном кабинете провести эксперимент с биологическими объектами не всегда возможно. В данной ситуации удобно воспользоваться виртуальной лабораторией или практикумом.
На своих уроках часто применяю виртуальную образовательную лабораторию Virtulab и виртуальный кабинет биологии virtkab14. Также создаю сама лабораторные работы с помощью интерактивных плакатов в программе PowerPoint и учу этому своих учеников.
Преимущества виртуальных лабораторий в том, что не нужно приобретать дорогостоящее оборудование; можно наблюдать процессы, которые в реальных условиях трудноразличимы или происходят в другом масштабе времени. Это безопасно, экономит время и ресурсы для ввода результатов в электронный формат. Можно использовать виртуальную лабораторию в дистанционном обучении.
Наибольший интерес у моих учеников вызывает самостоятельное создание заданий такого плана. Это непросто, но под силу более сильным школьникам. В 8‑м классе мои ученики создают свои лабораторные работы, например «Строение животной клетки», «Ткани организма человека», «Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений». Это способствует лучшему усвоению материала, развитию познавательного интереса, творческих способностей и креативного мышления учеников.
Но есть и некоторые нюансы, которые важно учитывать:
1) при выполнении виртуальной лабораторной работы отрабатывается только алгоритм ее выполнения, тогда как в живой работе формируются совсем другие навыки;
2) учителю придется потратить немало времени на изучение модели и правил работы с ней;
3) необходима детальная регламентация деятельности учеников, иначе даже очень хорошая интерактивная модель пропадет впустую без подробно и пошагово прописанного задания по работе с ней.
Несмотря на все недочеты, виртуальные лаборатории хорошо вписываются в урок и позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности. Обучение становится более зрелищным, активным, что позволяет заинтересовать предметом учеников с разной степенью знаний. Ребята пробуют себя в роли исследователей, экспериментаторов, на практике познающих сущность биологических процессов, строение организмов и многое другое.

В проектно-исследовательской деятельности применение виртуальных лабораторий позволяет реализовать субъект-субъектный подход: ученики получают инструмент для научных открытий, а учителя – замечательное педагогическое средство: смоделировав заранее виртуальный эксперимент, учитель может подвести учеников к самостоятельному осознанию новых идей.
Ольга РЫКОВА, СОШ №3, Анна, Воронежская область

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt