search
Топ 10
Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя Как влияют баллы ЕГЭ на получение золотой медали в 2022 году Гости из космоса: японские ученые показали фото и видео с изображением НЛО Где найти главный продукт для сердца, и что будет, если его употреблять ежедневно В Якутске чудом удалось спасти ребенка, который выпал из окна 12 этажа Жить в эпоху перемен: в Минобрнауки предложили запретить менять образовательные стандарты Какие вузы принимают с низкими баллами ЕГЭ Холестерин, болезни сердца и сосудов: врач рассказала, какой продукт может причинить вред Муж в аренду: женщина придумала, как заработать на супруге, и написала объявление в соцсетях В одном из лицеев Красноярска выпускной бал превратился в помолвку Ей было бы 50 – сегодня день рождения Саманты Смит, девочки, написавшей генсеку ЦК КПСС Женщина, которой на днях исполнится 108 лет, рассказала, какой продукт помог прожить так долго Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования Путин объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника Учителя и медсестры на 40% работают дольше положенного по трудовому договору времени Спикер Госдумы предложил проводить аттестацию учителей только на базе ведущих вузов В школах 45 российских регионов поручено ввести должность советника по воспитанию Единообразие программ и учебников – что изменится в школьном образовании

Методика организации исследовательской деятельности в области биологии и экологии

Юность. Наука. Культура

Человеческая любознательность лежит в основе всех идей и изобретений, создает изобретателей, новаторов и первооткрывателей. В этом смысле проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии является благодатным полем. Безусловно, исследования лучше проводить с реальными объектами. Как это сделать? Своим опытом делится участник конкурса «Научный катализатор», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Организатор конкурса – общероссийская организация «Малая академия наук «Интеллект будущего» (future4you).

В обычном школьном кабинете провести эксперимент с биологическими объектами не всегда возможно. В данной ситуации удобно воспользоваться виртуальной лабораторией или практикумом.
На своих уроках часто применяю виртуальную образовательную лабораторию Virtulab и виртуальный кабинет биологии virtkab14. Также создаю сама лабораторные работы с помощью интерактивных плакатов в программе PowerPoint и учу этому своих учеников.
Преимущества виртуальных лабораторий в том, что не нужно приобретать дорогостоящее оборудование; можно наблюдать процессы, которые в реальных условиях трудноразличимы или происходят в другом масштабе времени. Это безопасно, экономит время и ресурсы для ввода результатов в электронный формат. Можно использовать виртуальную лабораторию в дистанционном обучении.
Наибольший интерес у моих учеников вызывает самостоятельное создание заданий такого плана. Это непросто и под силу более сильным ученикам. Например, в 8‑м классе мои ученики создают свои лабораторные работы, например «Строение животной клетки», «Ткани организма человека», «Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений». Это способствует лучшему усвоению материала, развитию познавательного интереса, творческих способностей и креативного мышления учеников.
Но есть и некоторые нюансы, которые важно учитывать:
1. При выполнении виртуальных лабораторных работ отрабатывается только алгоритм выполнения работы, тогда как в живой работе формируются совсем другие навыки.
2. Учителю придется потратить немало времени на изучение модели и правил работы с ней.
3. Необходима детальная регламентация деятельности учеников, иначе даже очень хорошая интерактивная модель пропадет впустую без подробно и пошагово прописанного задания по работе с ней.
Несмотря на все недочеты, виртуальные лаборатории хорошо вписываются в урок и позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности. Обучение становится более зрелищным, активным, что позволяет заинтересовать предметом учеников с разной степенью знаний. Ребята пробуют себя в роли исследователей, экспериментаторов, на практике познающих сущность биологических процессов, строение организмов и многое другое.

В проектно-исследовательской деятельности применение виртуальных лабораторий позволяет реализовать субъект-субъектный подход: ученики получают инструмент для научных открытий, а учителя – замечательное педагогическое средство: смоделировав заранее виртуальный эксперимент, учитель может подвести учеников к самостоятельному осознанию новых идей.
Ольга РЫКОВА, СОШ №3, пгт Анна, Воронежская обл.
Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте