search
main
0

Методика. Масштаб произвольный Использование геоинформационных систем при изучении географии

В отличие от информатики, которую можно считать совсем молодой наукой, география известна с незапамятных времен. Сами по себе эти школьные дисциплины целостны и самодостаточны, однако если совместить их, получится весьма интересная картина.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; ориентирования на местности, плане, карте; в интернет-ресурсах, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, освоение учениками интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Применение школьной ГИС «Живая география» на уроках позволяет:

накладывать одни тематические карты (слои) на другие, а также на общегеографическую, физическую карту или космический снимок при объяснении взаимосвязей между географическими объектами и явлениями;

оперативно увеличивать масштаб картографического изображения на экране для увеличения детализации размещения географических объектов и явлений, оперативно уменьшать масштаб картографического изображения на экране с целью генерализации в процессе обобщения географической информации и демонстрируемых объектов, явлений и взаимосвязей между ними, измерять расстояния по карте, протяженность и площадь конкретных географических объектов;

строить и демонстрировать трехмерные модели и поперечные профили участков территории;

проводить самостоятельный поиск географической информации из разных геоинформационных источников;

читать карты различного содержания, изменять масштаб отображаемой картографической информации с изменением нагрузки;

определять по карте направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

создавать собственную цифровую карту на базе имеющихся в комплекте карт и слоев;

редактировать предложенные учителем цифровые контурные карты,проводить анализ статистических данных, имеющихся в комплекте, с построением соответствующих картограмм и картодиаграмм;

составлять краткие географические характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

В результате систематического использования комплекта цифровых карт в учебном процессе школьники могут более эффективно выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на цифровом плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.

Помимо этого они смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков, чтения карт различного содержания, а также проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.

Рассмотрим один из вариантов использования школьной ГИС в ходе изучения начального курса географии в 6-м классе.

Тема

«Масштаб географической карты»

Цели: дать ученикам географическое понятие масштаба, ознакомить с видами масштаба – численным, линейным, именованным, научить детей пользоваться ими, решая соответствующие задачи.

Тип: урок-практикум.

Оборудование:

АРМ учителя;

мультимедийный проектор;

мобильный компьютерный класс (по одному портативному компьютеру у двух учащихся);

Дидактические материалы (в цифровом виде):

школьная ГИС «Живая география»;

цифровая географическая карта мира из комплекта школьной ГИС.

Ход урока

Оргмомент. Коррекция домашнего задания.

Изучение нового материала в форме практикума «Масштаб. Увеличение и уменьшение масштаба карты средствами школьной ГИС».

Учитель знакомит детей с элементами интерфейса школьной ГИС: увеличить изображение , уменьшить изображение , которые позволяют менять масштаб цифровой карты (рис. 1). Далее он обращает внимание на дополнительные возможности, в частности на такие команды, как Вся карта в окне (рис. 2), возможность быстрого доступа к функциям, изменение масштаба карты с помощью клавиатуры.

Под руководством педагога дети, предварительно загрузив цифровую базовую карту мира, выполняют на портативных компьютерах следующие операции в школьной ГИС:1. Увеличивают масштаб карты, выбрав в меню Масштаб команду Увеличить изображение, либо щелкнув на пиктограмме Увеличить изображение , расположенной на главной панели, либо нажав на клавиатуре клавишу > (рис. 3-5).

2. Уменьшают масштаб карты, выбрав в меню Масштаб команду Уменьшить изображение, либо щелкнув на пиктограмме Уменьшить изображение , расположенной на главной панели, либо нажав на клавиатуре клавишу < .3. Выводят на экран всю карту в мелком обзорном масштабе, выбрав в меню Масштаб команду Вся карта в окне, либо нажав на клавиатуре сочетание клавиш Ctrl + W.

В ходе выполнения данных упражнений учитель обращает внимание детей на то, что текущее состояние масштаба отображается внизу в середине нижней рамки окна программы (рис. 6).

Изменение масштаба карты происходит относительно расположения курсора, поэтому надо помнить, что если требуется увеличить изображение, то курсор сначала надо поместить на объект.

Для отработки навыков использования функции масштабирования учитель предлагает ответить на вопрос: «В каком масштабе полностью видны очертания Африки (Австралии, Средиземного моря, острова Сахалин)?».

Самостоятельное практическое задание

Выбрать 5 разных географических объектов и средствами школьной ГИС определить масштабы, при которых полностью видны очертания. Полученный численный масштаб перевести в именованный.

Дмитрий НОВЕНКО,

методист по географии

ЦИТУО Департамента образования города Москвы,

dvnovenko@9151394.ru

Георгий НИЖАРАДЗЕ,

учитель географии высшей категории

ГОУ ЦО №2030 Центрального округа города Москвы

ischool2030@gmail.com

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте