search
main
0

Методика. И пробил ученико-час… Что должен знать учитель о новой отраслевой системе оплаты труда

Тема: Расчет заработной платы учителя по модельной методике новой системы оплаты труда. Задачи: 1. Показать структуру заработной платы по новой отраслевой системе оплаты труда. 2. Разъяснить систему расчета заработной платы педагога по модельной методике новой отраслевой системы оплаты труда. План 1. Введение. 2. Что такое ученико-час и для чего он нужен? 3. Используемые понятия по вопросам оплаты и стимулирования труда. 4. Что включает в себя заработная плата учителя? 5. Расчет оклада учителя. 6. Доплата за неаудиторную занятость. 7. Компенсационные выплаты или специальная часть заработной платы. 8. Расчет стимулирующей части заработной платы. 9. Примеры.

Комментарий «УГ»Пример 1Учитель-филолог работает в городской школе, имеет высшую квалификационную категорию.Аудиторная занятость составляет 28 часов в неделю, 112 часов в месяц.Уроки ведутся в 5-м классе численностью 22 человека, 6-м классе численностью 23 человека, 10-х классах численностью 25 и 20 человек, 11-м классе с гуманитарным профилем численностью 25 человек.Неаудиторная занятость составляет 8 часов в неделю (32 часа в месяц).Классное руководство в 10-м классе численностью 25 человек.Ведет кружок 2 часа в неделю (8 в месяц), который посещают 12 человек.Подготовка призеров олимпиад – 2 часа в неделю (8 в месяц), готовятся 4 человека.Имеет звание Почетного работника общего образования РФ; заведует кабинетом; является руководителем школьного методического объединения.Ученико-час равен 3,05 руб.Рассчитываем оклад по формуле:О = Стп х Чаз х У х А х К + ДнзО = 3,05 х (22 (чел.) х 24(час) + 23 (чел.) х 24 (час) + 25(чел.) х 16 (час) + 20 (чел.) х 16 (час)) х 1,15 х 1,04 + Днз = 3,05 х 1800 х 1,15 х 1,04 +Днз = 6566 + 1322 (Днз) = 7888Однако мы еще не посчитали оплату часов в профильном классе.Ауз (проф. класс) = 3,05 х 25 (чел.) х 32 (час.) х 1,15 х 1,05 = 2946 руб.6566 + 2946 = 9512 руб.Оплата аудиторной занятости, таким образом, составляет 9512 рублей. Поэтому полный размер оклада будет выглядеть так:О = 9512 (Ауз) + 1322 (Днз) = 10834Расчет доплаты за неаудиторную занятость производится по формулеДнз = Стп х Чаз х У х А х ККаждый вид неаудиторной занятости считается отдельно, а затем все показатели суммируются.Днз (классное руководство) = 3,05 х 25 (чел.) х 4 (час.) х 1,15 х 1 = 351руб.Днз (работа с родителями) = 3,05 х 25 (чел.) х 4 (час.) х 1,15 х 1 = 351 руб.Днз (кружок) = 3,05 х 12 (чел.) х 8 (час.) х 1,15 х 1 = 337 руб.Днз (призеры) = 3,05 х 4 (чел.) х 8 (час.) х 1,15 х 1,5 = 168 руб.Днз (подготовка к урокам) = 3,05 х 136 х 8 х 1,15 х 0,03 = 115 руб.Итого Днз = 351 + 351 + 337 + 168 + 115 = 1322 руб.Специальная часть рассчитывается путем умножения коэффициентов на размер оплаты аудиторной занятости.Оплата заведования кабинетом9512 х 0,1 = 951 руб.Оплата проверки тетрадей9512 х 0,15 = 1427 руб.Оплата руководства ШМО9512 х 0,1 = 951 руб.Доплата за звание Почетного работника общего образования РФ – 901 рубль.Итого по специальной части: 4230 рублей.Стимулирующая часть зависит от денежного веса 1 балла и количества набранных учителем по портфолио баллов. Возьмем среднее количество баллов – 50 и средний денежный вес – 50 рублей.50 х 50 = 2500 руб.Итого заработная плата учителя будет составлять:Зп = 10834 + 4230 + 2 500 = 17654 рублей.Пример 2Учитель начальных классов работает в сельской школе третий год и является молодым специалистом, имеет вторую квалификационную категорию.Аудиторная нагрузка составляет 20 часов в неделю, 80 часов в месяц.Уроки ведет в 1-м классе численностью 15 человек.Классное руководство в этом же классе.Неаудиторная занятость составляет 12 часов в неделю, 48 часов в месяц.В этом же классе ведет кружок, который посещают 8 человек, ведет дополнительные занятия, которые посещают 5 человек.В большом количестве готовит дидактические материалы и наглядные пособия для работы в классе.Ученико-час равен 5,99 руб.Рассчитываем оклад по формуле:О = Стп х Чаз х У х А х К + ДнзО = 5,99 х 15 (чел.) х 80 (час.) х 1,05 х 1,03 + Днз = 7774 + Днз = 7774 + 2085 (Днз) = 9859 руб.Расчет доплаты за неаудиторную занятость производится по формулеДнз = Стп х Чаз х У х А х ККаждый вид неаудиторной занятости считается отдельно, а затем все показатели суммируются.Днз (классное руководство) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 755 руб.Днз (работа с родителями) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 755 руб.Днз (кружок) = 5,99 х 8 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 403 руб.Днз (консульт.) = 5,99 х 5 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,5 = 126 руб.Днз (подготовка дидактики) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,03 = 23 руб.Днз (подготовка к урокам) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,03 = 23 руб.Итого оплата неаудиторной занятости составляет:Днз = 755 + 755 + 403 + 126 + 23 + 23 = 2085 руб.Специальная часть рассчитывается путем умножения коэффициентов на размер оплаты аудиторной занятости.Оплата проверки тетрадей7774 х 0,1 = 777 руб.Итого по специальной части – 777 рублей.Стимулирующая часть зависит от денежного веса 1 балла и количества набранных учителем по портфолио баллов. Поскольку учитель является молодым специалистом, возьмем небольшое количество баллов – 25 из 100 возможных и средний денежный вес – 50 рублей.25 х 50 = 1250 руб.Итого заработная плата учителя будет составлять:Зп = 9 859 + 777 + 1 250 = 11886 рублей.

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Введение

Новая система оплаты труда привнесла значительные изменения в порядок расчета заработной платы учителя. Привычная тарифная сетка канула в Лету, а на смену ей во многих регионах пришла незнакомая «модельная методика». У новой системы достаточно много плюсов. Радует то, что теперь оплачиваться будут не только данные педагогом уроки, но и те виды деятельности, за которые ранее никто и не думал платить (они теперь красиво называются неаудиторной занятостью). Появилась стимулирующая часть заработной платы, которая фактически является ежемесячной премией за качество работы и напрямую зависит от этого самого качества. Но, пожалуй, самый главный плюс, многократно провозглашенный идеологами НСОТ, заключается в том, что тем, кто работает хорошо и много, и платить теперь будут хорошо и много, а тем, кто работает мало, и платить будут соответственно. С подобным доводом трудно не согласиться, однако здесь есть «один нюанс». Заработная плата в очень большой степени будет зависеть не только от количества и качества работы, но и от количества и качества (если можно так выразиться) детей. Именно число детей в учреждении будет влиять на величину его фонда оплаты труда, а также на размер ученико-часа. А число детей в классе будет напрямую влиять на величину заработной платы учителя.

Как же простому учителю, не «обремененному» знаниями бухгалтера, рассчитать свою заработную плату по новой и достаточно трудной модельной методике? Для ответа на этот вопрос было разработано данное пособие.

Что такое ученико-час

и для чего он нужен?

Ученико-час – это условная единица, которая вводится для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс. Каждое учреждение рассчитывает его самостоятельно, исходя из размеров своего фонда оплаты труда, отведенного на оплату аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, т.е. ведущего уроки (в дальнейшем просто «педагогов»).

Стоимость 1 ученико-часа – стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.

Используемые понятия по вопросам оплаты и стимулирования труда

Помимо ученико-часа необходимо привести еще ряд понятий, задействованных в материале данного пособия.

Базовая часть фонда оплаты труда или, другими словами, гарантированная заработная плата всех работников общеобразовательного учреждения: административно-управленческого, педагогического, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.

Стимулирующая часть фонда оплаты труда – выплаты, предусматриваемые с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда.

Портфолио – набор материалов, сертификационных документов, подтверждающих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения в соответствии с приоритетными направлениями развития образования, и предназначенный для оценки уровня профессионализма. По материалам портфолио осуществляется оценка уровня содержания образования, уровня профессиональной культуры, динамики учебных достижений обучающихся, результативности неаудиторной деятельности по преподаваемым предметам, классного руководства, участия в методической и научно-исследовательской работе, общественной деятельности. От количества баллов, набранных педагогом по портфолио, зависит размер его стимулирующих выплат.

Аудиторная занятость педагогических работников – проведение уроков (учебных занятий) в соответствии с учебным планом и должностными обязанностями педагога.

Неаудиторная занятость педагогических работников – все виды образовательной и воспитательной деятельности с обучающимися, не связанные с проведением уроков, организация работы с родителями.

Повышающие коэффициенты за сложность и приоритетность предмета (К) – коэффициенты, применяемые при расчете оплаты аудиторной занятости педагога. Они определяются учреждением самостоятельно в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения по согласованию с органом государственно-общественного управления, а также профсоюзным органом и фиксируются в локальном акте учреждения.

На размеры коэффициентов приоритетности влияют следующие критерии:

включение предмета в государственную (итоговую) аттестацию;

дополнительная нагрузка педагога, связанная с подготовкой к урокам (проверка тетрадей, формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов, обеспечение работы кабинета (лаборатории) и техники безопасности в них, большая информативная емкость предмета, постоянное обновление содержания, наличие большого количества информационных источников (например, литература, история, география), необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования и т. д.);

дополнительная нагрузка педагога, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся и особенностями, связанными с их развитием (начальная школа);

специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада данного предмета в ее реализацию.

Методика формирования фонда оплаты труда и заработной платы работников областных государственных общеобразовательных учреждений, утвержденная постановлением правительства Саратовской области №254-П от 16 июня 2008 года, приводит следующие размеры коэффициентов:

а) предметы по программам углубленного изучения – до 1,06;

б) предметы, изучаемые по программам профильного уровня, предметы, изучаемые в рамках использования технологий развивающего обучения (Л.В.Занкова, Эльконина-Давыдова) – до 1,05;

в) русский язык, литература, иностранный язык, математика – до 1,04;

г) история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, 1-4-е классы начальной школы – до 1,03;

д) право, экономика, технология – до 1,02;

е) астрономия, физическое воспитание, изобразительное искусство, музыка, черчение, основы безопасности жизнедеятельности, психология, ознакомление с окружающим миром, природоведение – 1,0.

Однако памятуя о том, что учреждение устанавливает коэффициенты самостоятельно, прежде чем начать рассчитывать собственную заработную плату, руководствуясь данным пособием, не забудьте уточнить у руководства или председателя вашей первички, соответствуют ли приведенные выше размеры коэффициентов тем, которые приняты локальным актом вашего учреждения.

Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога (А) – коэффициент, применяемый при расчете оклада педагога, а именно величины оплаты его аудиторной и неаудиторной занятости. Он зависит от квалификации работника и составляет:

1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую категорию;

1,10 – для педагогических работников, имеющих первую категорию;

1,15 – для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

Что включает в себя

заработная плата учителя?

Прежде всего хочется напомнить, что оплата труда работников учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками. В приложении к трудовому договору должны быть указаны точные размеры аудиторной и неаудиторной занятости, а также размеры базовой и стимулирующей частей заработной платы.

Итак, из чего состоит заработная плата (Зп) учителя? Это базовая часть, которая включает в себя оклад, состоящий, в свою очередь, из оплаты аудиторной (Аз) и неаудиторной занятости (Нз), и компенсационные выплаты (К), а также стимулирующая часть (С). В виде формулы это можно показать так:

Зп = Аз + Нз + К + С

В некоторых случаях заработная плата может выглядеть вот так:

Зп = Аз + Нз + К + В + С

Как вы заметили, разницу составляет неизвестная нам «В». Что это такое?

Это так называемая гарантия не уменьшения заработной платы по сравнению с предыдущей. Она утверждена тем же постановлением правительства Саратовской области №254-П в составе вышеупомянутой Методики.

В случае, если установленная в соответствии с новой системой оплаты труда базовая часть оплаты труда работников учреждения оказывается ниже зарплаты, установленной до ее введения, то при условии работы в том же учреждении, сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации выплачивается соответствующая разница базовой части. Эта разница и есть наше «В».

Таким образом, мы видим, что новая система оплаты труда позволяет учителю в любом случае повысить заработную плату, т.к. даже при условии, что базовая часть новой зарплаты будет равна прошлогодней, к ней плюсуется еще стимулирующая часть, которая и увеличит размер заработной платы.

Расчет оклада учителя

Оклад учителя, как уже было сказано выше, состоит из оплаты аудиторной и неаудиторной занятости и рассчитывается по формуле:

О = Стп х Чаз х У х А х К + Днз, где:

О – оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб.ученико-час);

Чаз – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

У – число обучающихся по предмету в каждом классе на начало очередного учебного года. При расчете окладов педагогических работников, осуществляющих индивидуальное обучение, используется средняя наполняемость классов на соответствующей ступени обучения;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

К – повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

Днз – доплата за неаудиторную занятость.

Здесь хотелось бы обратить ваше внимание на несколько «если».

Если учитель работает в нескольких классах, то произведение У (число учеников) и Чаз (количество часов по учебному плану в месяц) рассчитывается отдельно по каждому классу, а затем суммируется.

Если учитель ведет несколько предметов в нескольких классах, то оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

Если учитель осуществляет индивидуальное обучение на дому, это тоже рассчитывается отдельно. При подстановке в формулу переменной У берется не один ученик-надомник, а среднее число детей в классе по той параллели, к которой относится данный ученик.

Если учитель ведет предмет, где преподавание осуществляется в группе, а не в целом классе, то при подстановке в формулу переменной У берется число детей в классе, а не в группе, иначе заработная плата данного педагога будет вдвое меньше, чем у остальных.

Доплата за неаудиторную занятость

Составляющими неаудиторной занятости педагогических работников являются такие виды работ, как классное руководство, проведение родительских собраний и работа с родителями, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, кружковая работа, подготовка призеров олимпиад, конкурсов, соревнований, смотров и т. п., подготовка дидактических материалов и наглядных пособий к урокам, подготовка к урокам и другим видам учебных занятий.

Для каждого педагога создается индивидуальный план-график, включающий размеры и виды неаудиторной занятости, утвержденный руководителем учреждения.

Размер доплаты за неаудиторную занятость рассчитывается по формуле в соответствии с этим планом-графиком. По каждому виду неаудиторной занятости расчет производится отдельно, а затем все составляющие суммируются.

Формула расчета доплаты за неаудиторную занятость выглядит следующим образом:

Днз = Стп х Чаз х У х А х К, где

Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб./ ученико-час);

Чаз – количество часов в месяц по каждой составляющей неаудиторной занятости;

К – коэффициент за каждую составляющую неаудиторной занятости.

Коэффициенты каждой составляющей неаудиторной занятости должны быть прописаны в локальных актах учреждения, а именно в приложении к положению об оплате труда, которое, в свою очередь, является приложением к коллективному договору.

Важным моментом является то, что общая аудиторная и неаудиторная занятость педагогического работника не должна превышать 36 часов в неделю при одинаковой стоимости ученико-часа аудиторной и неаудиторной занятости. Таким образом, если аудиторная нагрузка педагога составляет 26 часов в неделю и соответственно 104 часа в месяц, то неаудиторная будет составлять 10 часов в неделю и соответственно 40 часов в месяц.

Компенсационные выплаты или специальная часть заработной платы

Размеры компенсационных выплат устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным органом работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов. Они фиксируются в коллективном и трудовых договорах и производятся в соответствии с установленными коэффициентами для педагогов к оплате за часы аудиторной занятости, для других работников – к должностному окладу.

Компенсационные выплаты устанавливаются за работу во вредных, опасных или иных особых условиях труда, а также за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника. К ним относятся выплаты за проверку тетрадей, заведование кабинетом, лабораторией, школьной мастерской, за обслуживание работающих компьютеров, за исполнение обязанностей председателя первичной профсоюзной организации и др. Конкретный перечень выплат и размеры коэффициентов можно найти в приложении №1 к вышеупомянутой Методике формирования фонда оплаты труда.

Кроме того, в специальную часть заработной платы входят доплаты за наличие почетного звания, государственных наград, ученые степени, которые имеют фиксированный размер и устанавливаются в соответствии с законом Саратовской области «Об образовании».

Здесь снова необходимо уточнить, что учреждение устанавливает перечень и размеры коэффициентов компенсационных выплат самостоятельно и фиксирует их в своем локальном акте. Поэтому мы вынуждены повториться: прежде чем приступить к расчету собственной зарплаты, руководствуясь данным пособием, выясните у руководства или председателя первички вашего учреждения перечень компенсационных выплат и размеры коэффициентов, принятые вашим локальным актом.

Расчет стимулирующей части заработной платы

При расчете стимулирующей части очень важным является портфолио педагога. Каким образом оно составляется?

Администрация учреждения совместно с органами государственно-общественного управления разрабатывает локальный нормативный акт, в котором определяются критерии и показатели для формирования стимулирующих надбавок, порядок их расчета и выплаты. Критерии и показатели имеют балльную систему. Данный локальный акт принимается общим собранием трудового коллектива и согласовывается с профсоюзным комитетом, а затем утверждается руководителем учреждения. В соответствии с этим локальным актом и заполняется работниками портфолио, подсчитываются баллы.

Стоимость или денежный вес одного балла высчитывается каждым учреждением самостоятельно. Для этого размер стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников, запланированного на период с сентября по декабрь, делится на общую сумму баллов всех педагогических работников. Полученный результат следует разделить на 4, чтобы получить денежный вес 1 балла в месяц. Таким же образом рассчитывается денежный вес 1 балла с января по май. Размер стимулирующей надбавки конкретного педагога определяется путем умножения стоимости 1 балла на их суммарное количество, показанное в портфолио.

Для расчета отпускных берется средняя заработная плата с учетом стимулирующих выплат. Период после отпуска до начала учебных занятий также оплачивается исходя из средней заработной платы с учетом стимулирующих выплат.

Для наглядности см. примеры расчета заработной платы учителя с учетом стоимости ученико-часа в городской и сельской школе.

Домашнее задание: рассчитать свою заработную плату.

Светлана МАЙОРОВА,

главный специалист Саратовского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ;

Анастасия ТИМОФЕЕВА,

ведущий специалист

, где:, где

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте