search
main
0

Методический центр стал центром инноваций

Более 75% дошкольных учреждений Северного округа работают над обновлением содержания дошкольного образования посредством введения вариативных программ. Профессиональная компетентность педагогов проявляется в построении целостного учебно-воспитательного процесса с опорой на комплексные базисные программы: «Истоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольника» (научный редактор Л.Парамонова), «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» (под редакцией М.Васильевой), «Детство», «Развитие» и парциальные программы: по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию «Юный эколог» (С.Николаевой), «Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных учреждений» (Н.Авдеевой, О.Князевой, Р.Стеркиной), по развитию речи в детском саду (О.Ушаковой) и другие.

В контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование» обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования становятся основополагающей задачей в работе методического центра. Прежде всего это:

создание комфортной предметно-пространственной развивающей среды;

совершенствование форм и механизмов здоровьесберегающих технологий с учетом видового разнообразия ДОУ;

повышение качества воспитания и обучения;

развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей;

совершенствование форм преемственности между дошкольным образовательным учреждением, семьей и школой.

Работа по реализации подпрограммы «Здоровье детей дошкольного возраста» в рамках комплексной программы «Образование и здоровье» и создание безопасного пространства жизнедеятельности детей – одно из важнейших направлений работы в образовательных учреждениях округа.

Методический центр Северного округа разработал рекомендации по внедрению двигательно-оздоровительного режима с учетом конкретных условий и видового разнообразия дошкольных учреждений, ежегодно проводит городские и окружные семинары, заседания методобъединений:

«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» в ДОУ №№735, 347, 1362, 400, 2195, 1965,1500, 2530;

«Здоровьеориентированное образование в ДОУ» на базе ДОУ №№281, 91, 1487, 1631, 2230;

«Подвижные игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» на базе ДОУ №№1598, 289, 1230, 311, 717, 279, 1894, 1453, 1109;

«Условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении» в ДОУ №№2311, 1487, 1740, 1806, 2104.

Оздоровительная работа становится приоритетом и внутренним звеном развивающегося образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Большое внимание уделяется внедрению инновационных программных разработок по ритмической гимнастике, фитнес-аэробике, плаванию, занятиям на детских тренажерах, флорболу (в ДОУ №№399, 1453, 1894, 533, 2410, 289). Применение разработанных систем здоровьеориентированного образования в дошкольных учреждениях позволяет увеличить количество участников в соревнованиях и спортивных мероприятиях из числа воспитанников с хорошими и отличными результатами. Выработаны рекомендации для семейного воспитания часто болеющих детей. На базе ДОУ №№735, 347, 1362, 400 оказываются консалтинговые услуги для родителей с участием врача-педиатра. Разработан и применяется практический материал «Подвижные игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста как вид профилактической работы».

Методический центр успешно использует педагогический опыт по физическому развитию и оздоровлению детей лауреата городского конкурса «Московские мастера-2007», воспитателя по физической культуре ДОУ №1598 Татьяны Олеговны Гришиной. Команды детей детского сада №1598 постоянно выступают на различных районных, окружных и городских соревнованиях, защищают честь нашего округа на московских городских олимпиадах по физической культуре и одерживают победы на этих турнирах, о чем свидетельствуют полученные ими многочисленные кубки, медали и грамоты.

Продолжается активная работа в социальном направлении по профилактике нарушений прав и достоинства ребенка в семье и в детском саду округа. Методисты округа ведут практическую работу по разъяснению основных направлений Международной конвенции ООН о правах ребенка, оказывают методическую помощь при планировании практических занятий с дошкольниками и родителями (ДОУ №№456, 14, 2311, 1026, 1487, 735, 1917). Обобщение опыта работы проходит на базе ДОУ №№90, 2444 и ДОУ №1578 в форме проблемно-деловой игры «Знаем ли мы права детей».

Результатом работы становятся выделение и констатация содержания прав ребенка, соблюдение и защиту которых могут обеспечить педагоги дошкольных учреждений.

Особое место занимает система развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «5-6-летние дети в детском саду», построенная на новых принципах интеграции. В 2006-2007 учебном году в окружном этапе интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Знай-ка!» приняли участие 48 дошкольных учреждений. Высокие результаты показали ДОУ №№2311, 1965, 399, 2526, 328, 1611, 1487, 1631, 690. Лауреатом городского этапа конкурса «Знай-ка!» стала команда воспитанников Центра развития ребенка – детского сада №1018. Участие в конкурсе способствует выявлению компетенции детей старшего дошкольного возраста (инициативность, умение работать в команде и выражать свое эмоциональное отношение к происходящему), что значительно облегчает ребенку переход к обучению в школе. В рамках реализации целевой программы «Столичное образование» по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ №№1578, 1548, 2335, 460 в условиях эксперимента введена апробация модели «Подготовка детей к школе».

Большое внимание уделяется реализации художественно-эстетического развития воспитанников: продолжается работа над методическим обеспечением программ Т.А.Копцевой «Природа и художник» (базовый сад №1521), А.А.Грибовской «Организация работы изостудий в ДОУ» (базовый сад №2012). На протяжении более чем десяти лет дошкольное учреждение №1521 (руководитель Раиса Стефановна Демешкина) размещает экспонаты передвижных выставок и проводит серии мероприятий в рамках их работы: открытые занятия, «круглые столы» и семинарские занятия – для педагогов, экскурсионную деятельность – для детей, праздники – для всех участников выставочной деятельности. Основная цель такой выставки – поддержка изобразительного творчества детей и деятельности педагогов из детских садов и школ. Методический центр изучает и распространяет опыт работы дошкольных учреждений по использованию коллективного творчества в изобразительной деятельности дошкольников (ДОУ №№2044, 1026, 1521, 435, 426, 174, 690, 1917, 2104), что способствует воспитанию у детей устойчивого интереса к музыке и другим видам искусства, совершенствованию художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности.

Ярким эмоциональным средством, оказывающим многостороннее влияние на развитие дошкольников и формирующим эстетический вкус детей, было и остается музыкальное искусство. Традиционным в Северном округе стало проведение конкурса «Юный сказочник» и Недели театра. Эти мероприятия развивают творческие способности детей, родителей и педагогов в совместном сотрудничестве. Важное место в воспитательной работе отводится детским праздникам, развлечениям, досугам, которые позволяют ребенку наиболее эмоционально выразиться посредством роли. Разнообразие форм работы доказывает, что в дошкольных образовательных учреждениях трудятся высокопрофессиональные мастера: сценаристы, режиссеры, операторы (ДОУ №№325, 1521, 822, 1026, 831, 735, 1262, 1854, 2298).

Важнейшая составляющая стандарта дошкольного образования – введение детей в мир культуры. Именно поэтому коллектив детского сада №1917, руководит которым Нина Васильевна Позднякова, успешно решает задачу внедрения в систему образования детей «Музейной педагогики». Педагоги ДОУ разработали структуру музейной экспозиции и сменяемости ее предметов: роспись по дереву, керамика, русская глиняная игрушка, русская деревянная игрушка, павловопосадские платки, вологодские кружева. Работа в течение пяти лет по программе «Музейная педагогика» показала, что детям доступна, интересна и понятна информация о музеях Москвы. За это время найдены более эффективные формы работы с дошкольниками, педагогами детского сада и родителями: просмотр слайдов и видеоматериалов, совместное посещение музеев детского сада и Москвы, приглашение сотрудников музеев в детский сад, использование игр и игровых упражнений, пластических этюдов, совместные досуг и праздники.

Проблема развития детей в игровой деятельности находится в центре внимания методистов вот уже на протяжении нескольких лет. Ежегодно под руководством Департамента образования в округе проводится Неделя игры и игрушек под девизом «Игра – дело серьезное» для привлечения внимания всех педагогов, специалистов и родителей к проблемам организации детской игры; включения игры в режим дня детей; развития интереса детей к различным видам игр, поддержки их свободной творческой самореализации в игре; привлечения родителей к активному обсуждению вопросов создания условий для развития игры ребенка в домашних условиях.

Коллективы ДОУ №№1882, 456, 497, 831, 1362, 1453, 1917, 2246, 1230, 90, 2230, 399, 822, 400, 1521, 802, 690, 174, 1776, 1664, 1661, 2311, 1487, 1026, 703, 2044, 80, 2085, 325, 249, 1059, 1262, 626, 629, 2195, 717, 2387, 347, 2084, 1556, 735, 1578, 435, 1268, 2528 в работе с детьми по игровой деятельности стараются доставить радость общения между детьми и родителями, возобновить традиции передачи игрового опыта от старших к младшим, развить самостоятельные игры, игры-драматизации, которые так способствуют самовыражению ребенка, развитию творческого воображения, пробудить в детях стремление к взаимопомощи и дружбе в ходе ролевого взаимодействия. В Год семьи широкое распространение в дошкольных учреждениях округа получил конкурс среди родителей «Как мы играем дома». Конкурс играет заметную роль в формировании у родителей представлений о значимости игры для их ребенка, нацеливает ребенка на игру в домашних условиях, помогает представлять и распространять лучший семейный опыт. При этом представляемый наглядный материал становится темой для обсуждения как новое средство в работе с родителями.

Методический центр в настоящее время активно внедряет в практику работы дошкольных учреждений программу воспитания детей раннего возраста «Первые шаги», которая основана на личностно-ориентированном общении ребенка со взрослым. В округе работает творческая группа под руководством профессора Э.Г.Пилюгиной.

На базе ДОУ №№831, 603, 1018, 14, 1500, 2335, 91, 2311, 281, 1917, 14, 80, 1776, 1362, 1578, 822, 1167, 90 проводятся консультации, открываются родительские клубы и гостиные для родителей, имеющих детей раннего возраста, продолжается работа родительских клубов по актуальным вопросам развития и воспитания: «Школа будущей мамы», «Молодая мама», «Адаптация детей раннего возраста».

Повышению качества дошкольного образования способствует модернизация предметно-пространственной развивающей среды для детей раннего возраста, отвечающая последним достижениям педагогической науки.

В Год семьи в округе реализуется программа психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста «Московская семья – компетентные родители», которая нацелена на:

– гармонизацию детско-родительских отношений в московских семьях с детьми раннего и дошкольного возраста;

– снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного благополучия и применения насильственных методов воспитания детей раннего и дошкольного возраста;

– максимальное сокращение социальной изоляции семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста в домашних условиях, предоставление им доступной квалифицированной помощи.

С учетом запросов социальной среды в округе создаются новые формы дошкольного образования. Работа групп кратковременного пребывания детей в детском саду («Адаптационная», «Играя, обучаюсь», «Будущий первоклассник», «Группа развития», «Группа выходного дня и вечернего пребывания») связана с поиском новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях с наиболее полным охватом детей до 7 лет системой дошкольного образования. В свою очередь родители хотят иметь возможность обеспечить полноценное развитие своего ребенка в условиях дошкольного учреждения, не оставляя его на целый день. Проблема организации групп кратковременного пребывания в ДОУ обсуждается на окружных мероприятиях: «круглых столах», практических семинарах. Система педагогических условий воспитания и развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания («Адаптационная», «Выходного дня», «Вечернего пребывания») была не раз успешно представлена педагогами ДОУ №№1167, 80, 2387, 2530, 1727, 14, 497, 1611, 400.

Постоянное методическое сопровождение педагогов, работающих в группах кратковременного пребывания детей в детском саду, помогает выстроить полноценный педагогический процесс в этих группах. В настоящее время педагоги понимают особенности работы с «домашними детьми», учитывают различия детей по уровню развития, много внимания уделяют педагогическому просвещению родителей, выстраивая свои отношения как партнерские. В дошкольных учреждениях осуществляется плавный переход от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду, позволяющий ребенку адаптироваться к новым условиям.

Кроме того, широкое распространение получили консультативные пункты для родителей и детей в возрасте от 2 до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, в которых любой родитель, имеющий ребенка дошкольного возраста, может получить консультацию квалифицированных педагогов и специалистов по воспитанию своего ребенка.

Подтверждением высокого уровня педагогического мастерства дошкольных учреждений округа становится победа педагогов на профессиональных конкурсах. Победители городских конкурсов профессионального мастерства «Московские мастера», «Первые шаги» «Воспитатель года» – мастера дошкольного образования. У каждого из них свой стиль и свои методы работы. Это люди разносторонних интересов, эрудированные, доброжелательные, отличающиеся высоким профессионализмом, активно участвующие в жизни коллектива и округа. Так, победителем городского конкурса в 2002 году стала Наталья Владимировна Громова из ДОУ №2311 (руководитель – Людмила Николаевна Воробьева). Интегрированный подход Натальи Владимировны к процессу обучения и воспитания положительно влияет на развитие и общение детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное развитие личности ребенка, укрепляя при этом здоровье и поддерживая устойчивый интерес к обучению в целом. В 2004 году победила в городском конкурсе Ольга Валерьевна Зазульская из ДОУ №1556 (руководитель – Галина Борисовна Ярошевская). В своей педагогической работе Ольга Валерьевна стремится решить проблему межличностных отношений детей, способствующих становлению более совершенной личности ребенка в нравственном и творческом аспектах, она обучает детей понятиям доброты, справедливости, любви и уважения к людям, природе, Отечеству и самому себе. Елена Анатольевна Клинкова из Центра развития ребенка – детского сада №1018 (руководитель – Ирина Ивановна Годовикова) стала победителем в 2006 году. Театрализованные игры Елены Анатольевны обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивают интерес к литературе и театру, способствуют нравственно-этическому воспитанию детей раннего возраста.

Два дошкольных учреждения САО стали победителями городского конкурса «Московский дворик» в номинации «Лучший школьный и детсадовский двор»:

в 2004 году – детский сад №2311 (руководитель – Людмила Николаевна Воробьева);

в 2006 году – детский сад №2394 (руководитель – Екатерина Васильевна Соловьева).

Четыре дошкольных учреждения стали лауреатами городского этапа конкурса «Лучший детский сад города Москвы» и удостоены специальных призов:

«За высокий уровень организации педагогического процесса» – детский сад компенсирующего вида №2230 (руководитель – Татьяна Александровна Котова);

«За внедрение компьютерных технологий» – детский сад №14 (руководитель – Елена Петровна Мозгина);

«За создание комфортной обстановки в детском саду с круглосуточным пребыванием детей» – детский сад №80 (руководитель – Марина Алексеевна Гутникова) и Центр развития ребенка – детский сад №2508 (руководитель – Екатерина Борисовна Титаренко).

Для повышения педагогического мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений округа методический центр создал целостную систему творческих проблемных семинаров, «круглых столов», мастер-классов, которые позволяют изучать и использовать на практике лучший опыт Северного округа по актуальным вопросам педагогики, методики, психологии. Ежегодно лучшие методические разработки, сценарии, рекомендации издаются отдельными сборниками.

Анна БОТНЕВА, директор Северного окружного методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте