Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Методический центр стал центром инноваций

Учительская газета, №17 от 22 апреля 2008. Читать номер
Автор:

Более 75% дошкольных учреждений Северного округа работают над обновлением содержания дошкольного образования посредством введения вариативных программ. Профессиональная компетентность педагогов проявляется в построении целостного учебно-воспитательного процесса с опорой на комплексные базисные программы: «Истоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольника» (научный редактор Л.Парамонова), «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» (под редакцией М.Васильевой), «Детство», «Развитие» и парциальные программы: по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию «Юный эколог» (С.Николаевой), «Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных учреждений» (Н.Авдеевой, О.Князевой, Р.Стеркиной), по развитию речи в детском саду (О.Ушаковой) и другие.

В контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование» обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования становятся основополагающей задачей в работе методического центра. Прежде всего это:

создание комфортной предметно-пространственной развивающей среды;

совершенствование форм и механизмов здоровьесберегающих технологий с учетом видового разнообразия ДОУ;

повышение качества воспитания и обучения;

развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей;

совершенствование форм преемственности между дошкольным образовательным учреждением, семьей и школой.

Работа по реализации подпрограммы «Здоровье детей дошкольного возраста» в рамках комплексной программы «Образование и здоровье» и создание безопасного пространства жизнедеятельности детей – одно из важнейших направлений работы в образовательных учреждениях округа.

Методический центр Северного округа разработал рекомендации по внедрению двигательно-оздоровительного режима с учетом конкретных условий и видового разнообразия дошкольных учреждений, ежегодно проводит городские и окружные семинары, заседания методобъединений:

«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» в ДОУ №№735, 347, 1362, 400, 2195, 1965,1500, 2530;

«Здоровьеориентированное образование в ДОУ» на базе ДОУ №№281, 91, 1487, 1631, 2230;

«Подвижные игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» на базе ДОУ №№1598, 289, 1230, 311, 717, 279, 1894, 1453, 1109;

«Условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении» в ДОУ №№2311, 1487, 1740, 1806, 2104.

Оздоровительная работа становится приоритетом и внутренним звеном развивающегося образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Большое внимание уделяется внедрению инновационных программных разработок по ритмической гимнастике, фитнес-аэробике, плаванию, занятиям на детских тренажерах, флорболу (в ДОУ №№399, 1453, 1894, 533, 2410, 289). Применение разработанных систем здоровьеориентированного образования в дошкольных учреждениях позволяет увеличить количество участников в соревнованиях и спортивных мероприятиях из числа воспитанников с хорошими и отличными результатами. Выработаны рекомендации для семейного воспитания часто болеющих детей. На базе ДОУ №№735, 347, 1362, 400 оказываются консалтинговые услуги для родителей с участием врача-педиатра. Разработан и применяется практический материал «Подвижные игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста как вид профилактической работы».

Методический центр успешно использует педагогический опыт по физическому развитию и оздоровлению детей лауреата городского конкурса «Московские мастера-2007», воспитателя по физической культуре ДОУ №1598 Татьяны Олеговны Гришиной. Команды детей детского сада №1598 постоянно выступают на различных районных, окружных и городских соревнованиях, защищают честь нашего округа на московских городских олимпиадах по физической культуре и одерживают победы на этих турнирах, о чем свидетельствуют полученные ими многочисленные кубки, медали и грамоты.

Продолжается активная работа в социальном направлении по профилактике нарушений прав и достоинства ребенка в семье и в детском саду округа. Методисты округа ведут практическую работу по разъяснению основных направлений Международной конвенции ООН о правах ребенка, оказывают методическую помощь при планировании практических занятий с дошкольниками и родителями (ДОУ №№456, 14, 2311, 1026, 1487, 735, 1917). Обобщение опыта работы проходит на базе ДОУ №№90, 2444 и ДОУ №1578 в форме проблемно-деловой игры «Знаем ли мы права детей».

Результатом работы становятся выделение и констатация содержания прав ребенка, соблюдение и защиту которых могут обеспечить педагоги дошкольных учреждений.

Особое место занимает система развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «5-6-летние дети в детском саду», построенная на новых принципах интеграции. В 2006-2007 учебном году в окружном этапе интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Знай-ка!» приняли участие 48 дошкольных учреждений. Высокие результаты показали ДОУ №№2311, 1965, 399, 2526, 328, 1611, 1487, 1631, 690. Лауреатом городского этапа конкурса «Знай-ка!» стала команда воспитанников Центра развития ребенка – детского сада №1018. Участие в конкурсе способствует выявлению компетенции детей старшего дошкольного возраста (инициативность, умение работать в команде и выражать свое эмоциональное отношение к происходящему), что значительно облегчает ребенку переход к обучению в школе. В рамках реализации целевой программы «Столичное образование» по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ №№1578, 1548, 2335, 460 в условиях эксперимента введена апробация модели «Подготовка детей к школе».

Большое внимание уделяется реализации художественно-эстетического развития воспитанников: продолжается работа над методическим обеспечением программ Т.А.Копцевой «Природа и художник» (базовый сад №1521), А.А.Грибовской «Организация работы изостудий в ДОУ» (базовый сад №2012). На протяжении более чем десяти лет дошкольное учреждение №1521 (руководитель Раиса Стефановна Демешкина) размещает экспонаты передвижных выставок и проводит серии мероприятий в рамках их работы: открытые занятия, «круглые столы» и семинарские занятия – для педагогов, экскурсионную деятельность – для детей, праздники – для всех участников выставочной деятельности. Основная цель такой выставки – поддержка изобразительного творчества детей и деятельности педагогов из детских садов и школ. Методический центр изучает и распространяет опыт работы дошкольных учреждений по использованию коллективного творчества в изобразительной деятельности дошкольников (ДОУ №№2044, 1026, 1521, 435, 426, 174, 690, 1917, 2104), что способствует воспитанию у детей устойчивого интереса к музыке и другим видам искусства, совершенствованию художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности.

Ярким эмоциональным средством, оказывающим многостороннее влияние на развитие дошкольников и формирующим эстетический вкус детей, было и остается музыкальное искусство. Традиционным в Северном округе стало проведение конкурса «Юный сказочник» и Недели театра. Эти мероприятия развивают творческие способности детей, родителей и педагогов в совместном сотрудничестве. Важное место в воспитательной работе отводится детским праздникам, развлечениям, досугам, которые позволяют ребенку наиболее эмоционально выразиться посредством роли. Разнообразие форм работы доказывает, что в дошкольных образовательных учреждениях трудятся высокопрофессиональные мастера: сценаристы, режиссеры, операторы (ДОУ №№325, 1521, 822, 1026, 831, 735, 1262, 1854, 2298).

Важнейшая составляющая стандарта дошкольного образования – введение детей в мир культуры. Именно поэтому коллектив детского сада №1917, руководит которым Нина Васильевна Позднякова, успешно решает задачу внедрения в систему образования детей «Музейной педагогики». Педагоги ДОУ разработали структуру музейной экспозиции и сменяемости ее предметов: роспись по дереву, керамика, русская глиняная игрушка, русская деревянная игрушка, павловопосадские платки, вологодские кружева. Работа в течение пяти лет по программе «Музейная педагогика» показала, что детям доступна, интересна и понятна информация о музеях Москвы. За это время найдены более эффективные формы работы с дошкольниками, педагогами детского сада и родителями: просмотр слайдов и видеоматериалов, совместное посещение музеев детского сада и Москвы, приглашение сотрудников музеев в детский сад, использование игр и игровых упражнений, пластических этюдов, совместные досуг и праздники.

Проблема развития детей в игровой деятельности находится в центре внимания методистов вот уже на протяжении нескольких лет. Ежегодно под руководством Департамента образования в округе проводится Неделя игры и игрушек под девизом «Игра – дело серьезное» для привлечения внимания всех педагогов, специалистов и родителей к проблемам организации детской игры; включения игры в режим дня детей; развития интереса детей к различным видам игр, поддержки их свободной творческой самореализации в игре; привлечения родителей к активному обсуждению вопросов создания условий для развития игры ребенка в домашних условиях.

Коллективы ДОУ №№1882, 456, 497, 831, 1362, 1453, 1917, 2246, 1230, 90, 2230, 399, 822, 400, 1521, 802, 690, 174, 1776, 1664, 1661, 2311, 1487, 1026, 703, 2044, 80, 2085, 325, 249, 1059, 1262, 626, 629, 2195, 717, 2387, 347, 2084, 1556, 735, 1578, 435, 1268, 2528 в работе с детьми по игровой деятельности стараются доставить радость общения между детьми и родителями, возобновить традиции передачи игрового опыта от старших к младшим, развить самостоятельные игры, игры-драматизации, которые так способствуют самовыражению ребенка, развитию творческого воображения, пробудить в детях стремление к взаимопомощи и дружбе в ходе ролевого взаимодействия. В Год семьи широкое распространение в дошкольных учреждениях округа получил конкурс среди родителей «Как мы играем дома». Конкурс играет заметную роль в формировании у родителей представлений о значимости игры для их ребенка, нацеливает ребенка на игру в домашних условиях, помогает представлять и распространять лучший семейный опыт. При этом представляемый наглядный материал становится темой для обсуждения как новое средство в работе с родителями.

Методический центр в настоящее время активно внедряет в практику работы дошкольных учреждений программу воспитания детей раннего возраста «Первые шаги», которая основана на личностно-ориентированном общении ребенка со взрослым. В округе работает творческая группа под руководством профессора Э.Г.Пилюгиной.

На базе ДОУ №№831, 603, 1018, 14, 1500, 2335, 91, 2311, 281, 1917, 14, 80, 1776, 1362, 1578, 822, 1167, 90 проводятся консультации, открываются родительские клубы и гостиные для родителей, имеющих детей раннего возраста, продолжается работа родительских клубов по актуальным вопросам развития и воспитания: «Школа будущей мамы», «Молодая мама», «Адаптация детей раннего возраста».

Повышению качества дошкольного образования способствует модернизация предметно-пространственной развивающей среды для детей раннего возраста, отвечающая последним достижениям педагогической науки.

В Год семьи в округе реализуется программа психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста «Московская семья – компетентные родители», которая нацелена на:

– гармонизацию детско-родительских отношений в московских семьях с детьми раннего и дошкольного возраста;

– снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного благополучия и применения насильственных методов воспитания детей раннего и дошкольного возраста;

– максимальное сокращение социальной изоляции семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста в домашних условиях, предоставление им доступной квалифицированной помощи.

С учетом запросов социальной среды в округе создаются новые формы дошкольного образования. Работа групп кратковременного пребывания детей в детском саду («Адаптационная», «Играя, обучаюсь», «Будущий первоклассник», «Группа развития», «Группа выходного дня и вечернего пребывания») связана с поиском новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях с наиболее полным охватом детей до 7 лет системой дошкольного образования. В свою очередь родители хотят иметь возможность обеспечить полноценное развитие своего ребенка в условиях дошкольного учреждения, не оставляя его на целый день. Проблема организации групп кратковременного пребывания в ДОУ обсуждается на окружных мероприятиях: «круглых столах», практических семинарах. Система педагогических условий воспитания и развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания («Адаптационная», «Выходного дня», «Вечернего пребывания») была не раз успешно представлена педагогами ДОУ №№1167, 80, 2387, 2530, 1727, 14, 497, 1611, 400.

Постоянное методическое сопровождение педагогов, работающих в группах кратковременного пребывания детей в детском саду, помогает выстроить полноценный педагогический процесс в этих группах. В настоящее время педагоги понимают особенности работы с «домашними детьми», учитывают различия детей по уровню развития, много внимания уделяют педагогическому просвещению родителей, выстраивая свои отношения как партнерские. В дошкольных учреждениях осуществляется плавный переход от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду, позволяющий ребенку адаптироваться к новым условиям.

Кроме того, широкое распространение получили консультативные пункты для родителей и детей в возрасте от 2 до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, в которых любой родитель, имеющий ребенка дошкольного возраста, может получить консультацию квалифицированных педагогов и специалистов по воспитанию своего ребенка.

Подтверждением высокого уровня педагогического мастерства дошкольных учреждений округа становится победа педагогов на профессиональных конкурсах. Победители городских конкурсов профессионального мастерства «Московские мастера», «Первые шаги» «Воспитатель года» – мастера дошкольного образования. У каждого из них свой стиль и свои методы работы. Это люди разносторонних интересов, эрудированные, доброжелательные, отличающиеся высоким профессионализмом, активно участвующие в жизни коллектива и округа. Так, победителем городского конкурса в 2002 году стала Наталья Владимировна Громова из ДОУ №2311 (руководитель – Людмила Николаевна Воробьева). Интегрированный подход Натальи Владимировны к процессу обучения и воспитания положительно влияет на развитие и общение детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное развитие личности ребенка, укрепляя при этом здоровье и поддерживая устойчивый интерес к обучению в целом. В 2004 году победила в городском конкурсе Ольга Валерьевна Зазульская из ДОУ №1556 (руководитель – Галина Борисовна Ярошевская). В своей педагогической работе Ольга Валерьевна стремится решить проблему межличностных отношений детей, способствующих становлению более совершенной личности ребенка в нравственном и творческом аспектах, она обучает детей понятиям доброты, справедливости, любви и уважения к людям, природе, Отечеству и самому себе. Елена Анатольевна Клинкова из Центра развития ребенка – детского сада №1018 (руководитель – Ирина Ивановна Годовикова) стала победителем в 2006 году. Театрализованные игры Елены Анатольевны обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивают интерес к литературе и театру, способствуют нравственно-этическому воспитанию детей раннего возраста.

Два дошкольных учреждения САО стали победителями городского конкурса «Московский дворик» в номинации «Лучший школьный и детсадовский двор»:

в 2004 году – детский сад №2311 (руководитель – Людмила Николаевна Воробьева);

в 2006 году – детский сад №2394 (руководитель – Екатерина Васильевна Соловьева).

Четыре дошкольных учреждения стали лауреатами городского этапа конкурса «Лучший детский сад города Москвы» и удостоены специальных призов:

«За высокий уровень организации педагогического процесса» – детский сад компенсирующего вида №2230 (руководитель – Татьяна Александровна Котова);

«За внедрение компьютерных технологий» – детский сад №14 (руководитель – Елена Петровна Мозгина);

«За создание комфортной обстановки в детском саду с круглосуточным пребыванием детей» – детский сад №80 (руководитель – Марина Алексеевна Гутникова) и Центр развития ребенка – детский сад №2508 (руководитель – Екатерина Борисовна Титаренко).

Для повышения педагогического мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений округа методический центр создал целостную систему творческих проблемных семинаров, «круглых столов», мастер-классов, которые позволяют изучать и использовать на практике лучший опыт Северного округа по актуальным вопросам педагогики, методики, психологии. Ежегодно лучшие методические разработки, сценарии, рекомендации издаются отдельными сборниками.

Анна БОТНЕВА, директор Северного окружного методического центра


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту