search
main
0

Метод велосипеда. Обгоняй меня, мой ученик!

Все шло как обычно. Анна Тараканова вела урок английского в старших классах. Вдруг входит девчушка-второклассница – щеки красные, вся в слезах: ей и еще одному ученику не хватило учебника… Можно было бы, конечно, купить где-нибудь книгу, но старшеклассников так тронули эти слезы, что они решили сами написать учебник на английском для домашнего чтения. И это их заявление переросло в настоящую работу. Они беседовали с учителями начальной школы, выясняя, какие стихи, сказки, рассказы предпочитают малыши, разговаривали с психологом о возрастных особенностях, о том, что и как может привлечь второклассников к книге. Учителя английского объяснили, какой материал отобрать, какие правила доступны, что можно использовать. Получился небольшой сборник с красочными иллюстрациями, который был затем растиражирован и использовался на уроках. Разумеется, учителя проверили его, чтобы не оказалось ошибок.

Анна Сергеевна Тараканова закончила Хакасский государственный университет в 1998 году. Какое-то время там же работала в библиотеке, а затем пришла в МОУ «Гимназия» Абакана.

«Гимназия» включилась в проект «Российская Еврошкола». Она стала экспериментальной площадкой для апробации учебно-методического комплекса по английскому языку для десятых и одиннадцатых классов с углубленным изучением этого предмета. В то же время здесь началась апробация гуманитарного школьного курса «Культуроведение Великобритании». Этот курс – обязательная составляющая упомянутого УМК.

– Воспитание толерантного отношения друг к другу, культура познания других культур – это все очень важно, – говорит Анна Тараканова. – Как этого добиться? Через привлечение реалий (лучше – современных, важных для ученика) из других культур, через сопоставление. Конечно, можно брать и историю. Мы участвовали совместно с американскими школьниками в интернет-проекте «Общение». Это живое непосредственное общение, когда нужно знать детали быта, какие-то вещи, которые не освещаются в прессе и в литературе. Американцы стали ближе и понятнее. Наш региональный компонент не использовать невозможно.

В основу изучения курса «Культуроведение Великобритании» легли практические занятия, на которых школьники учатся не только говорить по-английски, но работают над культуроведческими проектами как индивидуальными, так и групповыми.

Среди трудностей, которые приходится преодолевать, Анна Тараканова выделяет три основные. Первая – включение детей в относительно новую для них форму организации учебного процесса. Им сложно сразу осмыслить материал и приступить к активной поисковой деятельности. Как быть? Учить самостоятельно работать – раз, повысить мотивацию детей с помощью нетрадиционных форм занятий и видов деятельности – два.

– Мною были разработаны модели так называемых интерактивных уроков. Они применяются в качестве обобщающих уроков по теме. Успешность любого урока зависит от многих факторов: от подготовки учителя к занятию, готовности детей, оборудования и материалов, используемых на уроке, и, конечно, от его эмоциональной атмосферы. Но какой бы совершенной ни была подготовка, как бы ни старался учитель создать благоприятный психологический климат на уроке, сотрудничество не будет возможным, если ребенок не верит в свои собственные силы, боится. Возможность варьировать план урока и его течение в зависимости не от оставшегося времени или намерений учителя, а в зависимости от желания ученика, причем в «узаконенных» условиях, позволяет создать на уроке ситуацию успеха, помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а более слабому – выполнить посильный объем работы, развить навыки адекватной самооценки и подготовить ученика к самостоятельной творческой деятельности.

Интерактивные уроки, которые проводила Анна Тараканова, содержат, на ее взгляд, несколько преимуществ. Во-первых, детей может заинтересовать само название «Интерактивная игра (эксперимент, программа и т.п.)» как привлечение в учебный процесс интересующих их явлений из окружающего мира (например, интерактивные телевизионные программы). Во-вторых, школьники более активно включатся в само «творение» урока, они станут своего рода со-создателями урока. И, наконец, в-третьих, дети полностью самостоятельно и произвольно смогут обогнуть подводные камни своей недостаточной (в силу ряда причин) подготовленности к уроку, недоработанного материала и пр. Суть предлагаемой модели проста: ребятам предоставляется возможность самим выбрать один, два или более вариантов пути – этапов урока, среди которых практически нет обязательных. Конечно, проводить в такой форме каждый урок нецелесообразно, это больше подходит для уроков-обобщений, таких, где подводятся итоги по теме. Результат – выполнение всеми заданий, положительные оценки и отметки, хорошее настроение и, следовательно, желание учиться.

Подобные «интерактивные» уроки требуют гораздо большей подготовки (приходится готовить несколько вариантов возможного «течения событий»). Кроме того, учителю необходимо обладать своего рода психологической или особой педагогической гибкостью, чтобы по ходу занятия свободно изменять его план и варьировать задания.

Что касается второй трудности, ее можно проиллюстрировать на конкретном примере. Анна Тараканова вспоминает, как после изучения темы British Family Traditions (Британские семейные традиции) предложила ученикам 10-го класса подготовить проект по изучаемой теме, выбирая конкретную проблему самостоятельно. В результате в группе из 11 ребят было написано 10 примерно одинаковых рефератов, содержащих материал описательного характера.

Анкетирование показало, что большинство ребят испытывают трудности в выборе формы представления результатов своей проектной деятельности. Более того, некоторые считают реферат единственной формой реализации проекта. Эта ситуация подтолкнула к тому, чтобы с помощью учеников составить особый план-макет для подготовки проектных работ, которым можно было бы им пользоваться.

Этот план предполагает следующие этапы работы: постановка практически значимой задачи, обсуждение, отбор информации, вычленение основных проблемных направлений, «огранка» материала, презентация – знакомство одноклассников с результатами работы, ответы на вопросы аудитории. Однако практика показала, что порой проблема может не вызывать эмоционального отклика учеников. Тогда ее можно задать в виде неожиданного вопроса, парадоксального высказывания, описания реальной ситуации и т.д. Например, для начала подготовки проекта под общей темой «Education: Past and Present» (Образование: прошлое и настоящее) Анна Тараканова предложила высказывание Анаксагора, переведя его на английский: «Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чём нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка». Обсуждение высказывания вызвало спор о значении образования как такового, что привело к формулировке конкретных вопросов проекта.

Третью трудность или задачу, стоящую перед учителем в рамках курса культуроведения, Анна Тараканова связывает с умением использовать дифференцированный подход к обучению, в том числе и к подготовке проектных работ.

В этом году Анна Тараканова перешла на работу в Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Она редактирует журнал «Поиск», направленный на обобщение опыта учителя, на развитие и формирование его методической культуры.

Готовясь ко всероссийскому конкурсу, обдумывая, как рассказать о своей педагогической философии, Тараканова выбрала жанр короткой притчи, а не строгой научной статьи. Показать свои взгляды через художественный образ ей показалось, наверное, более точным, выразительным. И, кажется, она не ошиблась. Маленькая зарисовка о велосипеде… и об изучении иностранного языка.

«Изучать иностранный язык «велосипедным методом» предложил еще Марк Твен, увидев в нем рациональное зерно: то, что выучено, нельзя забыть. А по мне, так вся педагогика похожа на езду на велосипеде.

Начиная изучать или преподавать новый предмет, сначала примеряемся, присматриваемся, подгоняем «велосипед» под себя.

Затем садимся.

Вы когда-нибудь падали с велосипеда? Так же болезненны первые промахи и неудачи. Хороший же учитель может предложить ученику дополнительные «колесики» для устойчивости: учебный материал и собственный опыт и поддержка. «Я уже и не буду кататься с ними, как маленький», – заупрямится мой ученик. Показываю ему свой велосипед и то, что меня поддерживает: методика справа, программа слева.

И вот мы едем рядом, старательно крутя педали и объезжая препятствия. Какой-то острослов вывел закон езды на велосипеде: куда бы вы ни направлялись, это в гору и против ветра. Но учитель и ученик – это своеобразный тандем, а две пары ног лучше, чем одна.

Выезжаем на ровную дорогу. Теперь – наперегонки! Обгоняй меня, мой ученик, ведь только если ты увидишь во мне соперника, а не образец, ты меня превзойдешь…

Теперь ты сам легко забираешься на вершину горы и стремишься вниз. Ветер бьет в лицо, и становится так легко и радостно. Знаешь, отчего? Оттого что ты МОЖЕШЬ. Можешь все, стоит только сначала достаточно упорно покрутить педали».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте