Физическая культура в общеобразовательном учреждении – это важный предмет. Подтверждение тому я увидела еще во времена учебы в 11‑м классе – к тому времени на моем счету были около 50 медалей разных по уровню соревнований, аттестат с отметками «отлично» по всем предметам и квалификационный документ со спортивным разрядом. А получив профессиональные знания и диплом специалиста в области физической культуры и спорта, я считаю своим долгом сформировать у учеников понимание, что физическая культура является базовой областью образования, которая закладывает основы не только для физического, но и для духовного здоровья. Она залог будущего благополучия и успешности в жизни!
Признаюсь, хотя за моей спиной совсем небольшой преподавательский опыт, у меня достаточно высокие требования в первую очередь к самой себе. Использую любую возможность как для своего профессионального, так и для личностного роста.
Основная задача педагога физической культуры – формирование знаний по физической культуре, навыков по укреплению своего здоровья, чтобы дети видели в этом осознанную потребность и собственную ответственность, а также вовлечение всех учащихся в образовательную деятельность на уроке.
Ни для кого не секрет, что акцент в преподавании необходимо делать на формировании у обучающихся заинтересованности в предмете, дети должны четко понимать, что они могут получить от урока что-то важное и полезное для себя. И чтобы вызвать этот интерес, педагогу необходимо приложить немало усилий – в первую очередь включить в работу весь свой творческий потенциал, затем подключить современные способы организации урока и содержательно подать материал, то есть создать условия, при которых будет происходить полноценное усвоение знаний без ущерба для двигательной активности.
Учитывая тот факт, что в условиях работы с детьми на территории спортивного зала или спортивной площадки всегда есть риск рассеивания внимания, находкой в достижении вышеуказанных целей для меня стало использование в своей работе межпредметных связей.
Интеграция обучения дает ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Взаимосвязь между учебными предметами нельзя не учитывать, ведь она имеет принципиальное значение в процессе обучения.
Применяя на практике межпредметные связи, я увидела в этом обоснованную значимость, ведь предмет «Физическая культура» имеет многоаспектные связи с другими дисциплинами. Например, обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно-силовых качеств и другие), мы опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того что эти знания дополняют теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора наших детей.
Позитивен и тот факт, что можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре предмета на одном и нескольких уроках.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности – взаимосвязь данных дисциплин очевидна. Ведь благодаря интеграции основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры мы можем сформировать у детей знания по обеспечению техники безопасности на уроках, что в свою очередь способствует минимизации травматизма на уроке. Также данная форма взаимосвязи, безусловно, способствует развитию у ребят чувства собственного достоинства и эмоционально-волевой устойчивости.
Строевая подготовка, подробные инструктажи по технике безопасности с использованием интерактивных материалов – мои главные помощники в реализации этого метода.
Физическая культура и биология – моя любимая форма интеграции: важно показать учащимся анатомические и физиологические особенности их организма, ознакомить их с процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности. Содержательный, понятный материал формы «физическая культура – биология» поднимает интерес учащихся к обоим предметам, позволяет им понять значение физкультуры для всестороннего развития человека. Бывают случаи, когда преподаватель физкультуры не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу «чем больше, тем лучше», а этого ни в коем случае происходить не должно.
На своих уроках я всегда стараюсь использовать такие материалы, как презентации по анатомии и физиологии, и должна отметить, что после такого рода теоретической работы дети охотно применяют свои знания на практике, дают характеристику мышц, поясняя пользу их развития для собственного здоровья. А их любимым заданием является демонстрация заданного движения, связанного с работой указанных мышц. Этот вид работы удобен тем, что доступен для участия в нем всех детей – с разным уровнем физической подготовки.
Возможна и целесообразна такая форма межпредметной связи, как урок физической культуры и информатики. Ученики получают задание на дом по пройденной или новой теме в виде создания презентации, доклада, эссе и в других форматах работы с компьютером.
В своей работе я применяю межпредметные связи, начиная с начальной школы, подбираю темы уроков, подвижные игры и эстафеты к ним, также включаю в задания несложные математические примеры или правила из русского языка. В старших классах стараюсь делать акцент на заданиях, которые помогают учащимся самовыражению.
Еще хочу добавить, что формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к физической культуре позволяет исключить односторонность спортивного подхода в воспитании и обучении.
Комментарии