search
main
0

Метки в бескрайних полях. Они появляются на месте бывших деревень

Деревянный небольшой стенд в чистом поле был сделан из фанеры. На нем нарисован дом и надпись: «Здесь раньше была деревня Долгово». Вдалеке виднелся лес, рядом – озеро, посреди которого застыла на одном месте лодка. Тишина. Только ветер тихонько играет с травой и цветами.

…Трудно поверить, что когда-то здесь стояли дома, так же расцветали в назначенное время цветы, бегала по траве-мураве звонкоголосая ребятня. А сегодня только фанера с надписью: «Здесь была…»Многие мысли теснились в моей голове, когда я стояла в чистом поле на месте бывшей деревни. Невольно пришли на память пронзительные строки моей землячки Ксении Зиминой:Я шла по дороге, которой уж нет,По пояс в траве, по колено в болоте.Не надо за мной: все равно не пройдетеДорогой, которой давно уже нет.Я вышла к деревне, которой уж нет,В которой осталось две-три развалюхи,Где горестный век доживают старухи,Пришла я в деревню, которой уж нет.Такая стояла кругом тишина,Что сердце сжималось, и мне показалось:На целой земле никого не осталось,Такая стояла кругом тишина.Ушла я дорогой, которой уж нет,По пояс в траве, по колено в болоте.Не надо за мной: все равно не пройдетеК деревне, которой давно уже нет…Мне захотелось найти людей, которые поставили эту метку с названием деревни. Так я вышла на Марину Викторовну Зимину, учительницу Сосновской средней школы, что находится в километре от нашей деревни Хмельники.«Все началось с того, что мы с учениками стали собирать материалы о председателе бывшего колхоза «Искра» Герое Социалистического Труда Михаиле Яковлевиче Бредове, – начала свой рассказ моя собеседница. – Многие старожилы до сих пор вспоминают этого человека добрым словом. Большинство красивых домов в нашем поселке построено по его инициативе. При нем провели к домам газ, водопровод. В Сосновце появились новая средняя школа с бассейном и спортивным залом, библиотека, клуб, где работали разные кружки. В общем, колхоз жил и процветал, слыл по праву одним из лучших в районе. Когда Михаила Яковлевича не стало, то по инициативе жителей села, учителей и учеников было решено присвоить улице, где стоял дом председателя, и школе, построенной им, имя известного всей области сельского самородка. Учителя и ученики охотно взялись воссоздать биографию своего знаменитого земляка. И тогда оказалось, что Михаил Яковлевич вовсе не уроженец Сосновца, как мы думали. Родина героя – деревня Долгово. Та самая, которой теперь уже нет.В ходе поисковой работы выяснилось, что большинство родителей, бабушек и дедушек учеников школы переехали в разные годы и по разным обстоятельствам в Сосновец из окрестных деревень. А те вскоре совсем исчезли с лица земли. На их месте теперь поля или леса, куда ныне жители летом ходят за ягодами и грибами. Вот такая история. Но есть у нее и продолжение благодаря любознательности и инициативе учеников и учителей Сосновской школы.А начиналось все примерно так, как и в семье Балябкиных. Артем, собирая в лесу крупную смородину, нашел глиняную чашку. Когда показал ее своей бабушке Галине Алексеевне, учительнице математики (она сорок лет отдала школе), та невольно пригорюнилась. И внук услышал историю, которую раньше по малолетству бабушка ему не рассказывала.- Ведь это моя родина, – вспоминала с грустью Галина Алексеевна. – Раньше в тех местах деревня стояла, называлась Починок. Более 30 домов насчитывалось в ней, детей в каждой семье было помногу. В школу пешком ходили за несколько километров в соседнее село Парское. Деревня богатая была. Все жили своим хозяйством, обжигали кирпич, глина в тех местах замечательная. А в 1937 году случился большой пожар, сгорело 8 домов. Потом грянула война, мужчин всех забрали, почти никто не вернулся домой. Остались одни женщины с малыми ребятишками. Вот тогда деревня и стала разваливаться. Кто в город подался, кто перебрался в другие села. Вот такая печальная история оказалась у находки – глиняной чашки. О ней Артем рассказал в школе. Ребята решили расспросить и других старожилов. Их свидетельства пробудили интерес к поиску пропавших деревень. Материал собрали настолько интересный, что по результатам краеведческих поисков решили проводить Бредовские чтения. А Артем Балябкин со своей историей о былом прошлом деревни Починок выступал даже в одной из передач областного телевидения….Сегодня из деревни Долгово в Сосновце осталась единственная жительница. У Александры Петровны Бредовой в паспорте значится местом рождения Долгово, где она появилась на свет в 1940 году. Кстати, это был последний ребенок, родившийся в этой деревне. В войну все мужчины ушли на фронт. Кроме Михаила Яковлевича Бредова, никто в деревню не вернулся, а вскоре и ее самой не стало.- Деревня у нас была большая, – вспоминала Александра Петровна. – Избы стояли одним рядом, растянувшись чуть ли не на километр, потому и Долгово назвали. Правда, в конце ряда несколько домов уходили в сторону, и это место в народе именовалось «кочергой». Часто говорили: «Сходи на «кочергу», там была валяльня, валенки делали. В деревне насчитывалось 66 крестьянских хозяйств и более 300 жителей. Кроме валяльни работала шерстобитка. Тогда ведь в каждом хозяйстве кроме коровы, свиней и кур держали овец. Скотина-то безотходная – и мясо от нее, и шерсть. Два раза в год овец стригли, шерсть пряли, из которой носки, кофты вязали. А кто порукастей, мог так тонко нитку спрясть, что и платки кружевные вязали, конечно, не как оренбургские, но теплые были, опять же свойские, не покупные…Слушать рассказ Александры Петровны – одно удовольствие. Речь течет плавно, много самобытных выражений. Хорошо, что у нынешних школьников пробудился интерес к рассказам старожилов. И далеко за ними ходить пока не надо.- Молодые, бывало, соберутся в клуб на танцы в Сосновец, это в четырех километрах от нас, – продолжает моя собеседница, – а идти надо тропой через пролесок, впереди еще и болотце небольшое. Так мы из дому босыми выходили, а туфли с собой несли. Болото пройдем, ноги оботрем, в туфли обуемся и уж на танцы приходим при всем параде. А танцы совсем другие были, видела я, как теперешняя молодежь танцует. Музыка во всю мочь, танцуют все по одному. Да и не танцуют вовсе, а будто глину месят, перебирают ногами на одном месте. На лицах ни радости, ни улыбки, как работу подневольную делают. У нас же к вечеру только заиграет гармошка, а то и две, враз на душе весело становилось. Все танцы парные, а были еще круговые. Например, когда плясали «Елецкого». До войны хорошо жили. Это после войны, когда мужиков не стало да налоги на все ввели, совсем в деревнях невмоготу было жить. Траву ели. Мать напечет из нее лепешек, назывались они «тошнотики», ими и питались.- А председателю Бредову родственницей приходитесь? – спросила я Александру Петровну.- Нет, – улыбнулась та. – У нас, почитай, вся деревня Бредовы, уж не знаю, почему так повелось. Вон недалеко от нас находилась деревня Суровцова, так там почти все Вагановы да Усовы. Может, от помещиков так повелось, при них все крестьяне носили одну фамилию….Сегодня вокруг Сосновца на месте бывших деревень появляются эти простые указатели. Самых добрых слов заслуживает инициатива учителей и учеников по сохранению памяти об исчезнувших деревнях. Эти метки в полях нужны нам всем как напоминание об ушедших людях, об их жизни.д. Хмельники, Родниковский район, Ивановская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте