Долгие годы в школах существовали такие формы педагогического объединения учителей, как методические сообщества. Учителя одного или близкородственных предметов собирались вместе, обсуждали технологии преподавания, взаимно посещали уроки, проводили предметные недели.
Проблемно-проектное обучение носило довольно узкий, чаще локально-предметный характер. Не исключались межпредметные уроки, но они также носили достаточно ограниченный характер.Для обучения решению проблем, приближенных к реальной жизни, интеграция двух-трех предметов недостаточна. Реальная проблема всегда многогранна, она требует не только интеграции знаний, но и коммуникации, умений применять знания в различных ситуациях повседневной жизни, подойти к решению с выдумкой и творчеством.Образовательная стратегия школы отражает общероссийскую и московскую стратегии в сфере образования, учитывающие общие тенденции мирового развития:- необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях, что требует не просто набора сведений в результате изучения учебных предметов, но и умения самостоятельно получать и применять знания для решения жизненных проблем;- формирование экологического мировоззрения, ключевых представлений и навыков, обеспечивающих социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии людей с окружающей средой;- развитие коммуникативной компетентности, умения работать в группе, проблемно-проектной направленности мышления выпускников школы;- формирование мотивации непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;- формирование знаний, умений и навыков по сохранению и улучшению своего здоровья, потребности в здоровом образе жизни.Проблемное обучение возможно при условии формирования педагогических сообществ на основе новых принципов. При формировании проектных педагогических сообществ, в которые входят учителя разных предметов, подчас работающие в разных классах, возникает возможность выбора крупных проектно-проблемных тем обучения. Ими могут стать такие вопросы, как формирование метапредметных умений в рамках преемственности, развитие творческих и проектно-исследовательских способностей учащихся, разработка системы взаимодействия «ученик – учитель – родитель» с учетом конкретных особенностей школы. В условиях развития комплексов в данные педагогические сообщества продуктивно подключаются педагоги дошкольных отделений, что способствует развитию преемственности в формировании личности учащегося. Педагогическая интеграция позволяет восстановить у учащихся познание целостности объекта, формировать целостное восприятие окружающего мира, преодолевает предметную изоляцию и автономность.Учителя, работая творчески в рамках выбранного проекта, создают проблемно-проектно-развивающую среду для учащихся комплекса, основанную на метапредметном содержании образовательных дисциплин, интеграции общего и дополнительного образования, развитии преемственности на ступенях д/с – школа – вуз и построенную на основе системно-деятельностного подхода, принципе многоплановости содержания образования и многофункциональности общения в учебном процессе. В рамках среды: обновление содержания школьных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС и потребностями развития социума, формирование исследовательского подхода к освоению учебных предметов и социальной среды, разработка образовательных инновационных модулей, механизмов интеграции образовательного комплекса в местное сообщество, формирование социального партнерства. Проектные сообщества и образовательная среда школы базируются на принципе открытости системы, переориентированы на субъект-субъектные отношения, в которых учитель, ученик и родитель являются равноправными участниками образовательного процесса. Многоплановость направлений развивающей среды обеспечивает вариативность и индивидуализацию обучения.Полученные методические результаты транслируются на педагогический коллектив, тем самым обеспечивая общий профессиональный рост педагогов по различным проблемным направлениям, способствует широкому внедрению новых педагогических технологий: личностно ориентированного, метапредметного и проблемного обучения, системно-деятельностного, практико-ориентированного и интегративного подходов в образовании.Проектные педагогические сообщества – это новая форма самообразования учителей, способствующая наращиванию инновационного потенциала образования. Несмотря на практическую сложность организации и функционирования проектных сообществ учителей, они позволяют школе развиваться, повышать качество образования, становиться культурно-образовательным центром, выходящим за рамки одного образовательного учреждения.Наталья ПОСТНИКОВА, методист школы №668
Комментарии