search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Метапредметность – залог успешности учеников

​Сегодня возникает необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Под метапредметными (то есть надпредметными) действиями мы сегодня понимаем умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по химии относятся:    использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ и моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;    использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;    умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;    умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;    использование различных источников для получения химической информации.Для развития всех этих умений для учащихся на уроках химии необходимо создать определенные психолого-педагогические условия, условия развивающей образовательной среды. Наиболее благоприятная среда для достижения метапредметных результатов обучения – это проблемно-интегративное обучение в условиях сотрудничества учащихся друг с другом и с учителем.Разберемся по порядку со всеми составляющими названной модели обучения.Почему проблемное обучение? При выявлении учебной проблемы учащиеся задействуют многие операции мышления, проводя в том числе анализ и синтез учебного материала. Процессу поиска решений предшествует выдвижение гипотезы, которое позволяет связать имеющиеся у учащихся знания воедино, способствует развитию творческого мышления. Для решения выявленной проблемы учащиеся используют различные источники знаний, устанавливают связи между знаниями и умениями. Решение проблем также подразумевает и применение различных методов научного познания, в том числе системно-информационного анализа и моделирования.Почему интегративное обучение? Предлагая пути решения учебной проблемы, учащиеся осуществляют синтез и применение знаний из различных предметных областей, таким образом формируется научное мировоззрение, представление о единстве научной картины мира.Почему обучение в сотрудничестве? Диалогический способ познания при общении ученика с учителем и с другим учеником – основа формирования представлений о научном знании как результате совместной деятельности людей. Если организовать процесс решения учебной проблемы в условиях совместной поисковой деятельности, то результатом станут знания, умения и опыт деятельности – индивидуальное и в то же время их общее достояние. В процессе сотрудничества у школьников развивается умение проникаться общими мотивами, стремление соотносить свои интересы с общественными интересами. Сотрудничество учащихся при решении интегративных учебных проблем можно организовать различными способами. Один из самых распространенных – это обучение в малых группах. При этом учащиеся одной группы, как правило, находятся на разных уровнях интеллектуального развития, что достигается путем формирования разноуровневых или случайных групп. Например, при изучении в 9-м классе темы «Углерод и его соединения» полезно обсудить с учащимися экологические проблемы, связанные с добычей и применением природных углеводородов, например проблему парникового эффекта. Как правило, парниковый эффект и проблему глобального потепления климата связывают с увеличением концентрации углекислого газа в атмосфере из-за огромных масштабов сжигания углеродсодержащего топлива, но необходимо подвести учащихся к преодолению этого стереотипа и осознанию многофакторности данной проблемы. Основной целью этого урока на метапредметном уровне становится обучение школьников использованию одного из методов научного познания – системно-информационному анализу, проведению многоаспектного анализа проблемы. Учащимся предлагают в группах ознакомиться с информацией из различных источников о влиянии некоторых факторов на климат Земли. В процессе обсуждения прочитанного в группах учащиеся формулируют одну из причин глобального потепления и оценивают степень ее влияния на климат нашей планеты. После групповой работы проводится фронтальное обсуждение и заполнение схемы на доске. Проанализировав причины, учащиеся предсказывают возможные последствия глобального потепления и формулируют основные пути решения этой проблемы, например, использование альтернативных источников энергии, топлива, не содержащего углерод, применение новых технологий очистки выбросов, озеленение нашей планеты и другие.Таким образом, метапредметные умения или умение учиться важно развивать у учащихся в современном мире, мире быстрого устаревания и обновления информации. В таких условиях способности к самостоятельному познанию во многом определяют успешность человека, его возможности к самореализации в различных областях нашей жизни.Яна ИВАНЦОВА, учитель химии школы №1360 с углубленным изучением математики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте