search
main
0

Метапозиция. В оперативном управлении гимназией принимают участие тридцать человек

Кабинет директора новосибирской гимназии «Горностай» Ольги Бересневой выглядит по-европейски респектабельно. Элегантная и в то же время демократичная офисная мебель, светлые стены, ноутбук. Безукоризненное сочетание изящества и комфорта проявляется даже в таких мелочах, как письменные принадлежности на рабочем столе. Под стать окружающей обстановке и сама хозяйка – стильная, деловая, энергичная и очень женственная. Настоящая бизнес-леди ХХI века.

В свободной школе – здоровый дух!

В российском бизнесе проторенных дорог не бывает. В сфере образовательных услуг тем более. Каждый ищет свою формулу успеха и преодолевает на этом тернистом пути тысячи препятствий. Однако если прислушаться к рассудительным экономистам, то последние советуют даже в узком сегменте рынка занять свою уникальную нишу и стать в ней лучшими. Для этого надо поставить себя на место потребителя и выявить его неудовлетворенные потребности. А потом дело за малым – создать компанию, лишенную жестких барьеров и открытую для обмена идеями между коллегами.

Именно такую свободно-демократическую структуру, всегда открытую инициативе, населению, готовую к сотрудничеству с педагогами, властью, общественными и коммерческими организациями, удалось создать директору Бересневой на базе обычной общеобразовательной школы. В какой-то степени молодому руководителю повезло. Бывшая 204-я изначально была позиционирована в обществе как школа творческого развития и свободного выбора. Директора, например, которым до 1999 года была Татьяна Соколова, выбрали депутаты. А коллектив школы-новостройки формировался по принципу: есть нестандартная идея – попробуй ее реализовать. Заместитель директора по научно-методической работе 3-й гимназии Ольга Береснева пришла в школу с идеей общественного управления. Суть последней заключалась в том, чтобы упразднить завучей, выполняющих функции универсальных многостаночников, и разбить школу на предметные кафедры, каждой из которых руководил бы узкоспециализированный человек.

– Много лет я сама проработала завучем, и для меня всегда стоял вопрос: как я, учитель математики, могу проанализировать урок физкультуры, физики, географии? – говорит Ольга Андреевна. – Нужно создавать и внедрять механизмы профессионального современного управления образовательным процессом. И сделать это можно, только привлекая к управлению профессионалов!

В гимназии такой подход реализуется через кафедральное управление. Кафедр – двенадцать, у каждой есть свое помещение, полностью компьютеризированное, руководитель кафедры – высококвалифицированный специалист, пользующийся авторитетом среди педагогов гимназии. И заведующий кафедрой, а не директор, занимается подбором кадров по своему профилю, представлением к поощрению (в том числе и на премирование) учителей, организует и контролирует эффективность всех видов деятельности кафедры – учебную, методическую, научно-исследовательскую, развивающую, социально активную. Отдельной строкой – деятельность по развитию способностей ребенка в предметной области. Педагоги кафедр также активно участвуют в процессе дополнительного самофинансирования и распределения привлеченных финансовых средств.

В гимназии действует сложная и непонятная на первый взгляд система управления. В оперативном управлении принимает участие более 30 человек, 3 заместителя и ни одного завуча!

План работы на год гимназии «Горностай» сильно отличается от привычного. И по форме, и по содержанию. Сложное многоуровневое планирование происходит весь сентябрь и начинается с отдельного педагога, который для начала вписывает свои планы в общую систему на уровне своей кафедры. Потом кафедра начинает интегрировать на уровне научно-методического совета и только на этом этапе происходит процесс согласования и координирования административного плана и плана работы научно-методического совета гимназии. Очень сложный, содержательный в плане технологии процесс планирования, но совершенно реальный. Действия скоординированы, и каждый сотрудник работает самостоятельно.

– А чем же занимается тогда весь год руководитель образовательного учреждения? – искренне недоумеваю я.

– Действительно, в этом смысле я директор ленивый, – улыбается Береснева. – Но это и замечательно. Ведь у руководителя появляется возможность функции метапозиции, то есть он может позволить себе обозревать социальный ландшафт «извне», может выйти из системы и, работая вне гимназии, более объективно и критично оценивать ее деятельность. Появляется время для стратегического развития своего учреждения – реализации финансовых, профессиональных, социальных, образовательных программ. Это возможность заявлять о своем учреждении не только на уровне родного города. Я, например, являюсь помощником депутата городского совета, а также региональным координатором трех базовых программ всероссийского уровня – управленческой «Общественно-активная школа», социальных молодежных программ «Развитие самоуправления детей и молодежи через участие в детских молодежных скаутских организациях» и «Добровольчество». Это принципиально новый подход к формированию новых людей, и понятно, что педагоги и дети нашей гимназии активно участвуют в реализации этих направлений.

Цивилизованный подход к бюджету

Главная задача, которую поставила перед собой Ольга Береснева, став директором школы, звучала по тем временам революционно: мы должны стать максимально устойчивыми, никогда не просить денег и разработать такой механизм самофинансирования, чтобы не просто жить на пожертвования, но и планировать свою финансовую и экономическую деятельность. Так появилась программа самофинансирования через оказание дополнительных платных образовательных и необразовательных услуг населению. Каждая кафедра не только выступила со своей инициативой, но и проявила в этом деле кровную заинтересованность. Порыв педагогов объяснялся просто: каждая кафедра включена в процесс планирования расходов привлеченных финансовых средств. При кафедре физкультуры и спорта во главе с Петром Денисенко открыт пункт проката спортивного и туристического инвентаря. При кафедре начального обучения активно работает дошкольная гимназия. Была организована школа социального менеджмента, студия изобразительного искусства, театр-студия. Наиболее востребованными у жителей микрорайона оказались информационные услуги, семинары по экономике, праву, курсы по иностранным языкам.

Надо сказать, что перед тем как запустить новый проект, Береснева не только просчитала и разработала грамотный бизнес-план, но и овладела всеми нюансами финансового менеджмента, дабы вести заявленную деятельность в полном соответствии с нормативно-правовыми документами.

– Метод проб и ошибок чреват серьезными последствиями. А главным условием цивилизованной финансово-хозяйственной деятельности любого образовательного учреждения я считаю прозрачный бюджет, – говорит Береснева. – Другое дело, что это непросто. То, что сегодня в школах называется «внебюджет», «дополнительное финансирование» или «попечительские советы», не всегда дает желаемую отдачу. Чтобы попечительский совет существовал в соответствии с законом, в него обязательно должен входить учредитель – мэрия и крупные поддерживающие предприятия и организации. Предприятиям школы не нужны, они не заинтересованы во вложении финансовых средств в школы, так как нет привлекательных механизмов уменьшения налогов. Даже мэрия не несет финансовых обязательств перед школами, так как тот договор образовательного учреждения с учредителем, который разработан в мэрии, не содержит пункта об ответственности за полноценное и своевременное финансирование. Поэтому договоров с учредителем во многих школах сегодня просто не существует. И те попечительские советы, за которые отчитываются в управлении образования многие школы, ничем не отличаются от совета родителей, несущих денежные повинности на своих плечах, тогда как попечительский совет должен привлекать средства в гимназию извне.

В «Горностае» такой структуры, как попечительский совет, к сожалению, пока не существует. А вот механизм самофинансирования отлажен на все сто. На собраниях каждого класса и ежегодных конференциях родителей на платные услуги утверждается смета. Этот документ открыт миру, и любой человек, будь то родитель или инспектор налоговой, может с ним в любой момент ознакомиться. Основные статьи расхода и баланс регулярно публикуются в школьной газете «Горностай». Педагоги денег не касаются, их сбором занимаются общественные кассиры, которые ежегодно выбираются из числа родителей на собраниях классов. Каждая полученная сумма для оплаты проходит через бухгалтерию, и на нее в обязательном порядке выбивается кассовый чек каждому получателю услуги, не важно, что это – прокат инвентаря или практикум по решению задач особого типа. Учет рабочего времени педагогов, посещаемость дополнительных курсов учениками, работа с общественными кассирами входят в полномочия менеджера по организации платных услуг, который введен в состав администрации. Ответственность за правовую сторону несет штатный юрист гимназии.

Едва ли кто станет спорить с тем, что правовая и экономическая грамотность позволяет образовательному учреждению увеличивать финансовые возможности. А чем прозрачнее бюджет, тем больше в нем денег, – считает Береснева, и не без оснований. Только за прошлый год в гимназию было привлечено финансовых средств на три с половиной миллиона рублей. Часть денег была заработана на платных дополнительных услугах, часть составили пожертвования. Участие в социальных программах, стажировках, семинарах, конкурсах тоже приносит свои доходы. Например, ноутбук для своего директора выиграла в конкурсе по граждановедению, который проходил в Польше, преподаватель английского языка Светлана Чернобай.

Один из «удобных» путей привлечения внебюджетных средств и реализации социальных проектов – благотворительные общественные фонды. Через городской общественный фонд «Континуум» гимназия реализует на своей базе три социальные программы: клуб «Третий возраст» для пожилых людей, клуб развития и досуга детей-инвалидов «Терем-теремок», клуб общения «Под знаком 13», который представляет своего рода шефство гимназии над детским домом «Гнездышко». В отличие от внебюджетного счета фонд для образовательного учреждения привлекателен еще и тем, что аккумулирует средства в течение продолжительного времени. Можно год собирать деньги, а потом купить компьютерный класс.

Менеджмент личности

Авторитетной личностью педагог становится в нашем обществе два раза в год – 1 сентября и на День учителя. С первых дней работы на руководящем посту Береснева начала активно ломать эту установку. Лидер по натуре, она вложила «геройство» в других, а проще говоря, дала подчиненным возможность максимально проявить себя.

– Чтобы почувствовать себя социально значимым человеком, одной профессиональной деятельности сегодня явно недостаточно, – считает Ольга Андреевна. – Весьма полезна с этой точки зрения параллельная карьера, в пространство которой мы максимально постарались вписать своих педагогов. Сегодня в гимназии трудно найти учителя, который не имел бы свой «бизнес», интересный не только с финансовой стороны, но прежде всего авторитета в обществе.

За небольшой срок работы в «Горностае» молодой преподаватель немецкого Анна Сучкова освоила, например, престижную профессию пиар-менеджера. Галина Константиновна Балабушевич – единственный в городе юрист, преподающий детям право на постоянной основе. Кроме того, она руководит детским клубом «Имею право» и является экспертом практически по всем российским программам в области гражданского и правового образования. Биолог Надежда Владимировна Силюк хорошо известна не только российским, но и зарубежным партнерам как руководитель клуба по работе с детьми-инвалидами «Теремок-надежда». На этом поприще Надежда Владимировна настолько преуспела, что дает семинары даже иностранцам. Посмотреть на занятия клуба общения «Под знаком 13» с детьми из детского дома приезжали не только директора школ пяти сибирских регионов, но и американские педагоги. Руководит клубом в гимназии педагог Зинаида Ивановна Никольская.

Педагоги «Горностая» живут такой насыщенной жизнью, что директор не успевает отслеживать успехи своих подчиненных. Только по программе развития скаутского движения в разные города России съездили 10 педагогов за год. В этом же учебном году 12 педагогов побывали на стажировках в США, Польше, Японии, Англии, Литве, Германии и Франции, участвуя в различных социальных и образовательных проектах. Даже в Бельгию, Голландию и Австралию ездили на стажировки горностаевцы! Кроме полезного опыта и важных контактов, учителя привозят из дальних странствий и принципиально новое видение себя, своей роли в образовательном пространстве, альтернативный взгляд на многие злободневные проблемы. Например, после поездки в Англию Береснева решила полностью изменить интерьер гимназии. Тяжелым бархатным портьерам, солидным стендам и прочим атрибутам «старой школы» педагоги сказали решительное «нет». В коридорах и холлах появилась удобная и легкая мебель, а на стенах – огромное количество детских фотографий, флористических коллажей, самодельных панно, разнообразной информации в деревянных рамочках. Ребята с удовольствием вывешивают на стены поздравления с праздниками, пишут о себе и своих делах. Англичане, побывавшие недавно в гимназии в рамках программы «Чтение без границ», были приятно удивлены таким европейским стилем. Но самое главное, что чувствует любой переступивший здешний порог, – очень доброжелательная атмосфера. Гимназисты улыбчивы и приветливы. Видимо, права Ольга Андреевна, когда говорит, что современные, самодостаточные, успешные и открытые педагоги и детей воспитывают таких же.

Новосибирск

На заметку директору

Никогда не гасите инициативу своих коллег, даже в самых нереальных предложениях может оказаться рациональное зерно.

Давайте возможность коллегам повысить квалификацию, принять участие в конкурсе, стажировке, семинаре. Это залог профессионального роста.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте