search
main
0

Металлический жанр

СПО

Липецкий политехнический техникум с момента своего создания был ориентирован на подготовку рабочих кадров для крупнейшего предприятия страны – Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). За 87 лет существования им было выпущено порядка 30 тысяч специалистов. На сегодняшний день здесь обучаются 965 человек по профессиям «станочник», «сварщик», «электромонтер», «машинист локомотива», «машинист крана», «мастер прокатного производства». Плюс 4 дополнительные специальности – «АСУ», «сварочное производство», «гидравлика и пневмоавтоматика», «мехатроника и мобильная робототехника».

Как утверждает директор техникума Алексей Волков, комбинат как головное предприятие представляет собой целое государство в государстве, у него есть свой огромный автопарк, своя железная дорога, энергетическая система и многое другое. Все это требует большого количества высококлассных специалистов, поэтому в техникум всегда есть конкурс, желающих учиться здесь хоть отбавляй.
– Все наши выпускники имеют гарантию трудоустройства на НЛМК, – говорит Алексей Александрович, – однако они востребованы и на железной дороге, и на других металлургических предприятиях. Сейчас по всей стране голод на трудовые кадры в промышленности. Поэтому потребность в профессионалах высока везде, но приоритет – это все-таки наш металлургический комбинат, люди идут преимущественно именно туда. Впрочем, такая популярность обуславливается еще и тем, что мы совместно с комбинатом активно работаем со школами Липецка в плане профориентации уже с 7‑го класса. И неудивительно, что многие ребята уже настроены пойти работать именно на НЛМК и учиться в нашем техникуме. Также у нас есть целое направление – Школа профессионального мастерства – это двегруппы по 25 человек из числа учащихся выпускных классов. Занятия для них ведут преподаватели техникума, ребята после занятий приходят сюда и осваивают целый ряд специальностей в порядке дополнительного образования. Такая форма работы очень эффективна, поскольку почти все учащиеся из этих двух групп впоследствии приходят именно к нам.
В техникуме реализуется двухуровневое образование, здесь обучают по программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Также работает известный на всю страну Многофункциональный центр прикладных квалификаций. За прошлый учебный год на его базе прошли переподготовку 990 человек, в основном взрослые люди, решившие получить дополнительные специальности, необходимые для трудоустройства на комбинате. Однако среди них есть и студенты техникума, которые расширяют возможности и повышают свои компетенции, зная, что многофункциональный специалист всегда более востребован, чем тот, кто умеет заниматься лишь чем-либо одним.
Ликвидация профессиональных училищ как таковых в свое время вызвала много критики, и до сих пор некоторые продолжают считать это серьезной ошибкой нашего руководства. Однако, по мнению Алексея Волкова, не стоит делать из этого трагедии, поскольку уровень начального профессионального образования никуда не исчез.
– Каждому специалисту среднего звена мы в обязательном порядке даем дополнительную рабочую профессию, а то и не одну, – напоминает директор. – То есть уровень НПО не ликвидирован, он просто включен в структуру СПО.

Огромная популярность техникума и большая востребованность его образовательных услуг привели к тому, что на сегодняшний день все площади здесь задействованы на 100%, все кабинеты загружены практически с утра до вечера. В идеале, конечно, было бы хорошо расшириться, получить новые помещения и начать обучать большее количество студентов. Однако здесь предпочитают трезво оценивать как свои возможности, так и реальные потребности рынка, прогнозируя его на 5‑10лет вперед. Согласно проведенным экспертами НЛМК исследованиям в ближайшие 1‑2года потребность в кадрах еще будет расти, однако начиная примерно с 2022года ожидается снижение спроса на представителей ряда профессий. Это связано с роботизацией и усовершенствованием технологий производства, что закономерно приведет к сокращению количества рабочих мест. Поэтому пока в техникуме обучается ровно столько человек, сколько реально может переварить рынок труда.

Конечно, можно поступить иначе и начать учить людей тому, что сегодня, может быть, еще и не востребовано, но, если верить Атласу новых профессий, обязательно понадобится послезавтра. Однако Алексей Волков относится к этому скептически.
– На мой взгляд, предложенный в Атласе список профессий несколько надуман, – считает он. – В большинство из того, что там предлагается, я не очень-то верю. И вряд ли это будет реально востребовано в обозримом будущем, на нашем веку. А вот «мехатроника и робототехника» действительно очень востребованная специальность будущего, и это уже сейчас понимают как студенты, так и работодатели. Она включает в себя электромонтаж, электронику, пневматику, программирование и многое другое, то есть на выходе мы получим специалиста очень широкого профиля. Есть идея осуществить прием по промышленной робототехнике, это тоже очень интересное направление, которое мы всерьез обсуждаем с НЛМК и по которому понемногу начинаем вести переговоры с производителями соответствующего оборудования. Если все сложится благоприятно, у нас будет полный цикл производства специалистов – от мехатронной автоматизации до мобильных и промышленных роботов. За этим будущее однозначно, причем как в регионе, так и в стране. А что касается других профессий будущего – я реалист.
О дефиците инженерно-технических кадров в масштабах всей России говорят уже не первый год. И техникум делает все, что в его силах, для ликвидации этого дефицита. Многие выпускники по окончании обучения поступают в технические университеты, а некоторые совмещают учебу с работой на НЛМК. Вполне резонно возникает вопрос: есть ли среди них люди с ОВЗ? Ведь училища и техникумы во все времена были учреждениями, где ребята с теми или иными проблемами здоровья получали профессии и специальности, которые позволяли им реализовать себя в жизни.
– Специфика головного предприятия и особенности процесса подготовки кадров для него изначально задают довольно жесткие рамки для тех, кто к нам поступает, – комментирует ситуацию Алексей Волков. – Поэтому формально обучить детей с ОВЗ мы можем, но по факту существует трезвое понимание: специальность нужна для того, чтобы потом по ней работать, а вот как раз трудиться на таком сложном и опасном производстве, как металлургический комбинат, может не каждый. Да, у нас есть дети с проблемами здоровья, но только те, у кого недуг находится в допустимой и приемлемой стадии, то есть без нарушений зрения, опорно-двигательной, нервной, дыхательной систем. А вообще в регионе есть учреждения СПО, которые целенаправленно занимаются обучением именно таких ребят. И дети с ОВЗ предпочитают поступать именно туда, а не к нам.
Еще в 2007 году Липецкий политехнический техникум стал победителем приоритетного национального проекта «Образование», что кардинально повлияло на всю его судьбу. Тогда ему было выделено порядка 130 миллионов рублей на обновление материально-технической базы. Средства пошли на закупку оборудования, ремонт помещений и здания в целом. Это позволило руководству техникума позиционировать свое учреждение в качестве лидера по материально-техническому обеспечению среди всех ссузов региона.
С неменьшим успехом состоялось участие и в проекте модернизации профессионального образования региона, в рамках которого с 2011 по 2015 год было получено более 35 миллионов рублей. Все они были вложены в закупку самого современного оборудования.
Новые нацпроекты также стали стимулом для развития техникума – была подана заявка на открытие пяти новых мастерских по пяти новым компетенциям WorldSkills. В результате за счет областного бюджета и внебюджетных средств удалось открыть мастерские по мехатронике и фрезерным работам на станках с ЧПУ.
Разумеется, чтобы подготовить высококлас­сных специалистов, нужны высококлассные педагоги, преподаватели, мастера. Сегодня эта проблема актуальна, без преувеличения, для всех учреждений СПО страны. В Липецком политехническом техникуме ее решают с помощью экспертов-преподавателей, которых поставляет Новолипецкий металлургический комбинат.
– Это бывшие сотрудники НЛМК с большим стажем практической работы на производстве, – уточняет директор. – Они приходят к нам в роли преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, получая при этом серьезный бонус от комбината. Помимо зарплаты, которую платим им мы, головное предприятие ежемесячно перечисляет им по 20 тысяч рублей.
Конечно, мы пользуемся возможностью и загружаем их по полной, до двух ставок. Но они в итоге получают хорошую зарплату, хотя многие и говорят, что с железом работать легче, чем со студентами. Кроме того, у нас с комбинатом разработана программа оценки наших преподавательских кадров, призванная стимулировать их работать более качественно и ответственно. Согласно принятому положению ежегодно подводятся итоги профессионального мастерства, и лучшие преподаватели получают ежемесячную доплату от комбината в размере от 3 до 12 тысяч рублей в зависимости от занимаемого в рейтинге места. Согласитесь, это тоже весьма неплохой стимул прийти работать именно к нам, а не в другой ссуз. Поэтому люди от нас уходят только в Москву. Ну или за границу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте