search
main
0

Месяц в деревне

И страх чувства, и боль утраты

В Государственном академическом Малом театре премьера. Глеб Подгородинский, выпускник ВТУ имени М.С.Щепкина, актер Малого театра, поставил самую известную пьесу Ивана Тургенева. В XIX веке она не имела большого успеха, хотя в истории Малого театра на «Месяц в деревне» приходилось два бенефиса: Екатерины Васильевой (1872) и Марии Ермоловой (1900). Слава «Месяца в деревне» пришлась на век ХХ. Пьесу ставили МХТ и Александринский театр, Ленком и Театр на Малой Бронной. Достаточно вспомнить Ольгу Книппер-Чехову, Марию Савину, Ольгу Яковлеву. И сейчас снова Малый.

Любовь не чужда главным героям, но чем она может обернуться!
Фото с сайта maly.ru

Одним словом, пьеса не только о любви. Вернее, не только о любви и ее зарождении, но и о страсти, интриге и разрушении гармонии. Малый театр верен не только традициям, но и профессионализму. Та самая русская классика, которой в наши дни не хватает сцене и нам, ныне живущим. Она заставляет остановиться и подумать о наших чувствах и поступках, невзгодах и радостях. Классика вечна, ибо всегда центром ее повествования будет человек со всеми его невзгодами, мытарствами, радостями и счастьем. В том мире книг нет лишь только правых и виноватых, там все гораздо запутаннее и сложнее, а понять и попытаться принять можно каждого. Уклад русских аристократов и богатых помещиков слишком далек от нас. Судить мы можем по воспоминаниям, фотографическим портретам, усадьбам, вещам и книгам. Они жили не только войнами и балами. Они жили чувствами, страстями, взаимными обидами и примирениями. Но все же мы, дети XX века, так же любим и страдаем, ненавидим и презираем, поступаем так или иначе, ибо мы разные. Как и они.

На сцене все же жизнь летняя, жизнь аристократическая. Прогулки, рыбалка, немного скуки и игры в карты. И все как будто ясно, предсказуемо, размеренно. Семья, учитель-немец, студент, воспитанница, приятели, гости, музыка. Антонин Дворжак, Роберт Шуман, Берджих Сметана. Все мило и спокойно. Но только на поверхности. Тот летний месяц в деревне, имении Ислаева, где воздух напоен запахом трав и меда, где все располагает к неспешным прогулкам по саду вдоль липовых аллей, надолго изменит жизнь всех. Там будет все: уколы ревности, страх чувства, боль утраты.

Любовь, как оказывается, может возвышать, изменять, извинять, заставлять рождать чувство собственного достоинства и даже бояться постигшего чувства. Всем в этой пьесе хочется любви, а если и не ее, то хотя бы расположения, симпатии или участия. Одновременно трогательно и смешно наблюдать за диалогами немца-гувернера Шаафа (заслуженный артист России Василий Дахненко) и служанки Кати (Мария Кривенцева). Участия к собственной персоне хочет и пошлый доктор Игнатий Шпигельский (Дмитрий Марин). Но то все фон, игра, оттеняющие подлинную горесть. Любовь не чужда главным героям, но, Бог мой, кто бы мог предполагать, чем она может обернуться. Все в доме помещика Аркадия Сергеевича Ислаева (Михаил Фоменко) перевернул студент-разночинец Алексей Николаевич Беляев (Максим Филатов). Беляев – молодой, увлеченный человек, стеснительный, пока еще не готовый к серьезному чувству, и все-таки порядочность и воспитанность позволяют герою не усугублять и без того далеко не простую ситуацию.

Быть может, впервые в жизни на красивую и состоятельную Наталью Петровну Ислаеву (Полина Долинская) нахлынуло чувство, которое лишь только одной любовью назвать не получается. Любовь, страсть, жгучее желание обладать, а может, и властвовать. В той коварной схватке двух женщин-соперниц объяснимо и понятно все. В человеке нет черно-белых тонов, оттенков и цветов слишком много. Неделикатно Ислаева разрешает ситуацию. Кто такая для нее сирота-воспитанница? Легче и быстрее замуж выдать за местного, хоть и богатого, обалдуя Большинцова, чем дать развиться чувству, да и соперницу устранить. Верочка и даст согласие позже на этот брак, это верно. Но прежде к ней придет не только самоуважение, но и чувство собственного достоинства. Отпор обидчице даст. «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» – мыслитель Ницше прав. Измениться нас заставляют крайние обстоятельства (цену мы заплатим, правда, тоже немаленькую). «Сегодняшний день меня состарил», – ответит Верочка Беляеву. В том «состарил» будет все: опыт, мудрость, взросление, горечь. Невинное и радостное дитя, открытое всем и миру, не будет уже столь наивно. Что делать, взрослеет каждый. Кто позже, кто раньше, кто постепенно, а кто сразу. Своя у каждого судьба.

Тот месяц в деревне всем дался непросто, всех изменил. И все же в истории этой сопереживаешь больше не столько Верочке, недотепе-супругу Аркадию Сергеевичу Ислаеву (мужчина хозяйственен, умен, но не столь проницателен, как бы этого хотелось), не даже Беляеву (уж у него еще все впереди, осмелюсь надеяться). Есть еще один герой – друг семьи Михайла Александрович Ракитин (Александр Дривень). Ему, пожалуй, хуже всех. Давно и преданно он любит Наталью Петровну, и не без взаимности, но и это, похоже, в прошлом. В запутанных и сложных кружевах любовной драмы Ракитин на высоте. О, он не только воспитан и умен, рассудителен и тонок. Он порядочен, оттого и сопереживаешь сильнее. Ракитин прав: «По-моему, Алексей Николаич, всякая любовь, счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь… Вы вспомните обо мне, когда, как больной жаждет здоровья, вы будете жаждать покоя, самого бессмысленного, самого пошлого покоя, когда вы будете завидовать всякому человеку беззаботному и свободному…» Вот только стоит ли ей отдаваться? Тут каждый решает сам. Кто – в омут с головой, кто – осторожно и с опаской, кто – боится и сторонится.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте