search
main
0

Место встречи – сердце

Три слагаемых учительского счастья

В фильме «Семнадцать мгновений весны» главный герой Штирлиц произнес такую фразу: «Больше всего на свете я люблю стариков и детей». Как близка моему сердцу мысль, высказанная этим киногероем! Но если кумиру советской киноленты в силу его профессионального долга пришлось проявлять любовь к пожилым людям, живущим в Германии в середине 40‑х годов XX века, то мне, учителю истории, выпало великое счастье трудиться в России на рубеже тысячелетий в условиях, когда отечественная педагогика «оккупирована» инновационными идеями, концепциями, программами. Меня тоже тянет к старикам: у этих людей уже есть своя сложившаяся история, а у учеников она только начинается, и учитель становится не только ее свидетелем, но и во многом создателем.

Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, задумчивой притчи, красивой легенды из архива времени.

В детстве была мечта стать вратарем футбольной команды, но судьба дала место в школьных воротах, в воротах в историю, рядом с воротами в детские сердца. Ко всем воротам были свои ключ и код. Если пропуском в историю всегда был «вопросительный знак на компасе вечности», то к душевным вратам учеников можно было подходить только с чувством, коим является любовь, открыва­ющая не только сердца и души детей, но и исторические эпохи со всем духовным богатством разных народов. «Образовательная вратарская педагогика» сродни футбольной. Там голкипер – это еще полкоманды, в школе же учитель – «игрок», от которого зависит не судьба игры, а человеческие жизни. Цена ошибки очень велика.

Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика, и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Чуть позже об этом же мне скажет мой ученик, только другими словами: «Учитель должен быть больше, чем учитель». Тогда и появилась у меня педагогическая формула: «Учитель – это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель – это педагог минус воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней и напоминает собой духовное «03». Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце.

Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я понял философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А тебе, педагогу, необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников!

Видя моральное уродство учеников – результат бесчисленных экспериментов над школой, – я начал глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение». В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – возжигание света Истины в душе ученика. В наше время и образы поменялись, и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно затухал в ученических сердцах. Укоренились образы вырождения, деформированные оси, а свет затмил мрак бездуховности. Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и отрицательный заряды уравновешенны, он перестал понимать, где добро, а где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного.

Вот тогда я и услышал по-иному слова старца-мудреца, адресованные каждому педагогу: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите плодов, но они обязательно будут в свое время». Следовательно, воспитательная цель на уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О.Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Я нашел три канала нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический материал и через методику преподавания.

Надо не просто водить указкой по развалинам прошлого, а одухотворять его, относясь к нему как к следам времени, по которым можно вый­ти на свою дорогу, пользуясь историческим компасом. Ученик, не увидевший красоту и доброту в нас и в истории, не поймет наших слов о красоте и доброте. Быть добрым не значит натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем сердце.

Подведи ученика к теплой печке истории! Пусть погреется около нее. Если он хочет научиться мудрости, отведи его в библиотеку исторической мысли. Если задумывается о полководческих победах, покажи науку побеждать, сохранившуюся в трудах великих воинов. Если ему близок творческий талант, открой секреты художников, архитекторов, поэтов и скульпторов, заставь увидеть формулу шедевра. Если же у него появилось желание понять деяния святых, помоги внимательно прочесть их жития, чтобы найти в них смысл жизни и любви.

Ф.И.Тютчев говорил: «Истинным защитником России является история». Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее письменах то, что и является смыслом жизни.

Роль самого учителя здесь очень важна. Как-то я проводил урок поэзии в детском доме, и мне запомнились слова девочки: «От человека должно исходить не просто слово, а волшебное слово». О каком слове идет речь? О слове, преобразующем других, несущем свет и тепло. Есть мнение, что слово «человек» произошло от «словек», то есть «владеющий словом». Важно, чтобы языки учителя и ученика совпадали, и тогда смысл многих понятий дойдет до учеников не в искажении, а в первоначальном смысле. Чтобы слово было волшебным, нужна любящая душа. Вот почему моя поэзия – это выражение любви через слово: «Мудрец подобен водам родника. // Постигнуть мудрость – в жизни разобраться // И передать ее ученикам, // Чтобы плодов от их трудов дождаться». Такими плодами я считаю строки своей ученицы: «В моей душе есть капелька рассвета, // Задорный лучик среди темноты, // И в нем одном вмещается планета // Безмерной радости и светлой доброты. // Давным-давно зимой, а может, летом // Или когда тоскливый дождик моросил, // Своей душой всем солнышком согретый // В мое ты сердце лучик поместил».

Детям нужны тепло, осознание своей необходимости, если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель, вратарь-дырка, строитель не образа, а безобразной мумии. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни».

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: «Какой час на земле самый главный? Какой человек на земле самый главный? Какое дело на земле самое главное?» Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час – настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.

Я рад, что могу, как А.В.Суворов, воскликнуть: «Я счастлив тем, что повелевал счастьем!» Только великий военачальник был счастлив, ведя полки к победе, я же ощущаю его, когда вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам учеников.

Андрей ЕЛИСОВ, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования, преподаватель истории и обществознания, Нижегородская область, г. о. г. Кулебаки

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте