search
main
0

Место образования в «Атласе будущих профессий». Как подготовиться к появлению новых профессий и что делать с устаревающими

​Летом 2017 года фонд «Сколково» и Агентство стратегических инициатив опубликовали полную версию «Атласа будущих профессий» (atlas100.ru). Это исследование показывает картину изменений на рынке труда до и после 2020 года. Исследование стало причиной многих эмоциональных обсуждений в профессиональных сообществах и в социальных сетях. Разберемся, о чем нас предупредили авторы исследования и как образовательное учреждение может подготовиться к описанным изменениям.

Что будет происходить в сфере образованияДля начала стоит уточнить: эксперты не предрекают революции в образовательной и смежных с ней сферах. Фундаментальные истины останутся неизменными, изменятся подход к их познанию и способы изучения. И все это благодаря тому, что развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу.Тенденции образования будущего:1. В процессе обучения начинают использоваться инструменты с применением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры.Это позволит ученикам не просто усвоить необходимые знания, но и развить умение работать с информацией. Ученики начнут буквально проживать новые знания и умения (как, например, ученик автошколы в течение пары занятий отрабатывает навыки вождения на симуляторе без риска разбить машину). Люди научатся входить в «состояние потока» – быть полностью включенными в созидательный процесс без тревоги насчет возможного успеха или провала.Что можно сделать сейчас? Любое образовательное учреждение может добавить в обучение ИТ-технологии – записать несколько домашних заданий на видео и устроить видеочат с разбором работ, настроить обмен информацией через облачные сервисы, вывести часть рутинной работы на площадки с совместным доступом всех учащихся.2. Новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным. На смену общему расписанию и групповой форме работы придут адаптируемость к запросам конкретного ученика и его личным особенностям. Каждый ученик сможет выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или, наоборот, пройти необычную междисциплинарную программу.Расстояние тоже перестает быть ограничивающим фактором: курсы многих престижных вузов, в том числе российских, уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. И получить в конце курса такой же диплом, как и у тех, кто все положенное время сидел в аудиториях. Так действуют программы на платформе Coursera и других образовательных платформах (например, перечень программ и курсов ГУ ВШЭ на платформе Corsera: www.coursera.org/hse). В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу. Это научит тех, кто получает знания, грамотно распоряжаться собственным временем и распределять ресурсы: сколько часов в день посвятить учебе, а сколько – другим делам; за какой срок хотелось бы окончить тот или иной курс и соответственно насколько интенсивной будет учеба. А это в свою очередь приучит человека уважать свое время и время других.Если у вас есть техническая возможность, то можно попробовать пойти путем ведущих российских вузов – составить программу дистанционного образования, записать часть занятий, предусмотреть время для удаленной работы педагога с дистанционными учащимися и проверки их работ. Учтите: выводить на внешний контур имеет смысл уникальные, специфические программы – они станут вашей «визитной карточкой» и привлекут внимание конкретной аудитории.3. Все чаще будут использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет.Образовательный потенциал игр исследовался в развитых странах с начала нулевых. В 2001 году MIT и Microsoft запустили совместный проект Games-to-Teach. В 2013 году на образовательном портале Coursera появился курс «Компьютерные игры и обучение», а Нью-Йоркский университет даже предлагает магистерскую программу для игромастеров. В России направление обучающих игр поддерживается Всероссийской ассоциацией по играм в образовании.Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара проводились образовательные программы по настольным и стратегическим играм. Дети учились не только играть, но и общаться друг с другом, понимать механизмы создания социальных связей, планировать свои действия на много ходов вперед и предугадывать действия других игроков. А еще – проигрывать с честью и поддерживать товарищей.Проводить контрольные работы в форме квестов, возможно, слишком радикальный вариант. Но заменить коллоквиум ролевой игрой вполне возможно – такой практикум надолго запомнится всем его участникам (7 настольных игр вместо скучных уроков: mel.fm/games/6108432-tabletop3).В московских культурных центрах давно поняли, что такие игры, как «Эрудит», помогут повысить уровень грамотности, «Имаджинариум» развивает образное мышление, в «Уно» и «Доббле» выигрывают те, кто умеет быстро считать, а Activity позволяет выудить из памяти или узнать массу новых слов, иногда на иностранном языке. В некоторых культурных центрах проводятся занятия по игре в настольные игры для детей и взрослых, в некоторых просто установлены шкафы с играми, и сами игроки встречаются для проведения своих турниров в удобное время. Так, на базе учреждения создается сообщество будущих коллег, сотрудников школы, а также активных членов родительского комитета, попечителей и меценатов.4. Образование становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Кроме этого, в вузах и ссузах развиваются формы, в которых студент может одновременно учиться и работать.Школы и учреждения дополнительного образования могут влиться в этот процесс, создавая практико-ориентированные, интегративные программы. Одно дело – научить старшеклассника работать с программой 3D Max, другое – показать, как в ней чертить, строить архитектурные модели, использовать ее в дизайне и проектировании.Тем не менее стоить напомнить, что и ИТ-технологии, и новые формы занятий, будь то квесты, ролевые или настольные игры, не панацея, а средства обучения. Если программа морально устарела, то никакие технологии ее не спасут.Образование для новых профессионаловКаждое образовательное учреждение заинтересовано в том, чтобы его программы были востребованными. Для этого они должны проводиться на должном качественном уровне, быть полезными и современными. Администрация учреждения может влиять и на квалификацию педагога (по крайней мере на ее регулярное повышение), и на соответствие программ ситуации на рынке труда.Авторы исследования показали, какие новые профессии появятся в ближайшее время. Задача образовательных учреждений – должным образом подготовить учащихся к новшествам, снабдить их всеми необходимыми компетенциями. (См. таблицы.)Исчезающие профессииКроме профессий будущего, авторы исследования представили список из 57 «профессий-пенсионеров» с разделением на интеллектуальные и рабочие. Эти профессии в скором времени должны утрать свою значимость и исчезнуть. Для того чтобы администрация образовательных учреждений и педагоги понимали, в каком направлении не стоит двигаться, остановимся подробнее на «профессиях прошлого» и, главное, причинах, которые сделают их невостребованными.«Профессии-пенсионеры» можно подразделить следующим образом:1) связанные с механическими действиями: менеджер по кредитам, статистик, бухгалтер, банковский операционист, копирайтер, журналист, бильд-редактор, спортивный аналитик, архивариус и библиотекарь. Люди, работающие на этих должностях, занимаются работой, которую можно автоматизировать, и это уже достаточно успешно делается. Например, информационное агентство Bloomberg заменило корреспондента, пишущего новости, программой, которая отслеживает информационные поводы и генерирует на их основе короткие тексты гораздо быстрее, чем живой человек. Правда, что программе-секретарю, что роботу-новостнику пока требуется человек для проверки их работы;2) связанные с большим объемом методичного ручного труда: например, монтировщик декораций в кино. Уже сейчас часть художественных фильмов снимается на фоне зеленого экрана, а графика добавляется на этапе монтажа картина. Развитие технологий приведет к их удешевлению. Нарисовать нужные декорации станет все проще и дешевле, и поэтому необходимость монтировать их вручную пропадет;3) профессии, требующие высокой квалификации в быстро автоматизируемой сфере: секретарь, переводчик, высококвалифицированный сельскохозяйственный рабочий, оператор государственных услуг. Как сейчас человеку не нужно разбираться в устройстве смартфона, для того чтобы пользоваться им, и не обязательно быть механиком, чтобы ездить на машине, в ближайшем будущем производство во многих отраслях будет еще больше автоматизировано. Конечно, на все руки мастер будет по-прежнему востребован в фермерском хозяйстве. Но умение сеять, пахать и разбираться во всех сельхозкультурах перестанет быть необходимым условием существованием бизнеса. Часть функций возьмут на себя оборудование и технологии;4) профессии, которые сделает ненужными развитие смежных дисциплин: билетер, вахтер, почтальон, курьер и пр. Функция контроля посещения неплохо реализована в виде карт и браслетов, которыми школьники и сотрудники офисов отмечаются при входе и выходе из здания. На вокзалах стали появляться терминалы для автоматической печати билетов по онлайн-регистрации, а турникеты считывают код с маленького билета. Такую же технологию, но в более изящном исполнении, предстоит внедрить в образовательные организации и учреждения культуры. Почта и функция доставки корреспонденции постепенно будут вытеснены специализированными курьерскими службами, где один сотрудник может совмещать много функций – от составления и контроля документации до доставки и погрузки грузов.Не исчезнут, а скорее переродятся:- экскурсоводы – в организаторов образовательных программ, проектных менеджеров, массовиков-затейников или игропедагогов;- лекторы и тренеры – из «технических» специалистов, начитывающих теорию и помогающих спортсменам отрабатывать определенные действия, – в коучи, специалистов, помогающих, вдохновляющих и поддерживающих, выбирающих правильную стратегию развития талантов подопечного. Отшлифовать технику прыжка и подачи или собрать нужный объем теоретического материала помогут роботы и тренажеры.Новые возможности для образовательных организацийКак в правильно сформулированном вопросе содержится половина ответа, так и в «Атласе профессий будущего» заложена подсказка для всех образовательных организаций о том, как подготовиться к описанным трендам, что изменить в своей работе и подходе к ней прямо сейчас. Новшества, описанные в «Атласе…», уже происходят в сфере дополнительного образования. Дворец творчества как организация, восполняющая образовательные дефициты и помогающая школьникам формировать полезные навыки для жизни, учебы и труда, фиксирует эти изменения. У нас на глазах меняется понимание функций педагога в образовательном процессе. Если раньше педагог был человеком, владеющим знанием и передающим его, то «Атлас…» представляет педагога как того, кто демонстрирует новое полезное знание, а время и способы обучения зависят от учащегося. Педагог и ученик проходят этот путь вместе, рука об руку. Такой педагог может учиться многим вещам одновременно с обучающимся, а иногда и у него и оставаться при этом специалистом и авторитетом для школьника.Складывается парадоксальная ситуация: новой профессии еще не существует, не сформулированы требования к квалификации «новых педагогов», но роль педагогов дополнительного образования в образовательном процессе становится иной, и от них по факту требуются новые компетенции. Возможно, именно поэтому в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих появилась новая должность – тьютор, а в ссузах и вузах стали обучать новой профессии.Можно предположить, что в сфере образования авторы «Атласа профессий будущего» систематизировали требования современного общества, не поленившись придумать новые названия известных профессий, отразив в них изменившиеся роли тех или иных специалистов.ВыводыИз исследования не следует, что после 2020 года в стране не останется ни одного библиотекаря, переводчика, тренера или вахтера. Эксперты лишь подводят нас к осознанию того, что чем больше будут развиваться техника и технология, тем ниже будет становиться спрос на представителей «профессий-пенсионеров». Они останутся, но как диковинка, туристический аттракцион, роскошь, штучный товар. Или, напротив, показатель низкого развития региона. Схожие споры давно ведутся по поводу судьбы печатной книги. А пока они продолжаются, бумажная книга постепенно становится элитарным изделием, дорогим подарком: проще и дешевле иметь тысячу книг в электронном формате, чем на книжной полке, а богатая домашняя библиотека стала символом большой семейной истории, академического прошлого, определенного достатка.В исследовании сказано, что через двадцать лет искусственный интеллект сможет на 95 процентов решать задачи, связанные со СМИ. Основным уделом журналистов в этой ситуации станет авторская журналистика, построенная на оригинальных взглядах и подходе автора, близкая к художественной литературе или кино. То же самое можно применить и к остальным профессиям: рутинный труд будет все больше автоматизирован, а человеку нужно будет создавать смыслы и идеи, все больше времени проводить, работая с людьми, и не контролировать, а лишь направлять технику. Именно в этом направлении и следует планировать будущее образовательного процесса.Арина ЦВЕТОВА,заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;Ольга ПУГАЧ,методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте