search
main
0

Место для шага вперед: участники конференции «Фабрика пространств» предрекли новую жизнь арт-кластерам

В центре «Благосфера» прошла ежегодная конференция «Фабрика пространств». Основатели, кураторы и менеджеры культурных, общественных и комьюнити-центров, арт-кластеров, музеев и библиотек, а также эксперты-урбанисты со всей России обсудили перспективы и возможности использования общественных городских пространств.  

Фото: Людмила Полонская

Социальные потрясения двигали общество вперед, а с ними менялись общественные пространства. Известно, что первые народные дома появились в Томске и Петербурге на рубеже XIX и XX веков и уже тогда пытались объединить все виды образовательной и досуговой деятельности. После революции возникли рабочие клубы, ставившие задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести агитационную работу среди пролетариата. Там могли размещаться библиотека, читальня, театр, воскресная школа, вечерние классы для взрослых.

В годы советской власти началось массовое строительство пролетарских домов культуры при крупных предприятиях, где действовали кружки, лекции, самодеятельность, они несли мощную идеологическую нагрузку, однако просто поговорить, пообщаться с друзьями человеку было негде. В 70-е годы роль своеобразного общественного пространства стали выполнять кухни коммунальных квартир, где люди чувствовали себя свободнее. И уже на стыке тысячелетий общение снова выплеснулось «на поверхность» городской жизни.

В начале века облик городов стал сильно меняться, считает заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС Елена Зеленцова. Флагманским пространством досуга оказались уже не дома культуры, а торговые центры. Диктовали их появление точечная застройка микрорайонов и радость потребления, которой мы были лишены при советской власти. Город превратился в яркий символ диковатого капитализма и вотчину предпринимателя. В ТЦ появлялись выставочные зоны, проводились представления и праздники — лишь бы привлечь покупателей. Дома культуры, со своим неприветливым жестким форматом, уступили им. В это же время на Западе торговые центры уже начали закрываться, так как люди потянулись к большим коворкингам с маленькими магазинами и кофейнями и арт-кластерам на месте старых заводских корпусов.

Фото: Людмила Полонская

Позднее арт-кластеры родились и у нас на месте производственной «заброшки» – всем знакомы Артплей, Флакон, Винзавод. Ежегодная посещаемость столичных центров современного искусства в 10-е годы выросла до полумиллиона человек в год. Мрачноватые краснокирпичные стены, дышащие романтикой рабочего прошлого, оказались привлекательнее люстр и колонн прежних ДК. Из столиц мода на арт-пространства переместилась в малые города и даже деревни. Сегодня они предлагают разнообразие форматов, тем, занятий, которые становятся для посетителей не только хобби, но даже основой будущей работы. А главное, это то «место силы», которое люди сами создают, украшают и сами же придумывают контент. Для детей и подростков тут найдется уголок и для кружка, и для театральной студии, и для книжного клуба, и для шахматной секции. А главное, здесь не обязательно соблюдать тишину, как в библиотеке или в музее.

Малые города — это особая экосистема, где много плотных горизонтальных связей, жителям не нужно предварительно созваниваться, прежде чем заглянуть в гости. Но и там арт-кластер, выстроенный руками самих жителей, может стать объединяющим фактором. Так, как это произошло в карельском поселке Пряжа, где Екатерина Ефремова, сооснователь местного фонда «Мельница», запустила проект пространства «Арт-село»:

– Мы решили построить дом, который будет принадлежать нашим детям. Но легко ли старое здание школы превратить в красивое арт-пространство? Мы уже три года делаем ремонт, и те люди, которые присоединяются к нам, чтобы помочь, — это и есть целевая аудитория, которая станет гореть идеями.

Денис Никитас, директор креативного пространства «ШТАБ» (Смоленск), считает, что образ жизни  руководителя невольно проецируется на само пространство:

– У нас вы увидите картины, книги, рисующих людей, и это все – отражение меня самого. Это похоже на храм, в которые раньше ходили по воскресеньям, здесь есть ценности и знания, которые мы несем людям. Мой день проходит в разговорах с гостями, и я чувствую себя пастором, который выслушивает и успокаивает людей, старается им помочь.

Какое будущее ждет общественные пространства? Переместятся ли они в онлайн, как совсем недавно во время пандемии, или будут видоизменяться иначе? На этот вопрос участники конференции пока не дали однозначный ответ. В любом случае жизнь постиндустриального города сильно изменится, циклопические ТЦ и коворкинги станут менее востребованы. Возможно, творческая индустрия даст новые формы альтернативной, несистемной занятости, где каждый сможет найти себе нишу для творческого развития.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что в новом корпусе Третьяковки в Москве строят большой световой атриум с панорамным видом. Гости галереи смогут полюбоваться панорамным видом, который открывается на Кадашевскую набережную.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте