search
main
0

Местное самоуправление

Есть хороший совет: соберите Совет

Школа наша молода, едва вышла из возраста “начальной”: нынешний учебный год для нас пятый. Расположилась она среди высотных домов-новостроек, возведенных Министерством обороны на южной окраине столицы. Первые же дни общения с родителями убедили педагогов, что военнослужащие, как и члены их семей, в большинстве своем люди организованные, не любящие пустословия и сами не бросающие слов на ветер. Эти наблюдения и навели нас на идею: создать постоянно действующий коллегиальный орган – Совет школы, где наряду с педагогами и учениками в равной пропорции будут представлены родители. И сделать его не формальным, а по-настоящему рабочим, вынося сюда для обсуждения и решения все самые животрепещущие вопросы школьной жизни.

Не меньше года прошло, прежде чем Совет по-настоящему набрал силу, осознал, как много от него зависит, определился в своих правах, обязанностях, функциях. За этот период сменилась добрая половина состава, включая председателя, который, согласно нашему школьному Уставу, избирается из числа родителей. И сегодня, по прошествии достаточного времени, могу признаться, что просто не мыслю нашу внутришкольную жизнь без Совета. При том, что сама в его состав не вхожу, а лишь исполняю как администратор принятые им решения.

Собирается Совет в строго определенный, известный всем в школе день – четвертый вторник каждого месяца, в вечернее время. Заседания носят принципиально открытый характер: каждый может прийти, послушать, сам поучаствовать в полемике. В сентябре утверждается помесячный перечень вопросов, которые предстоит рассмотреть: итоги учебного года и меры по укреплению здоровья ребят, работа школьной столовой и поста охраны при входе, организация конкурса среди педагогов “Самый классный классный”, состояние ученического самоуправления, деятельность секций и творческих объединений и контроль за так называемыми трудными учениками… Простые, казалось бы, не требующие особого мудрствования вещи. Но, рассмотренные сквозь трехгранную “родительско-ученическо-учительскую” призму, они очень часто предстают в новом, порой совершенно неожиданном свете.

На что члены Совета находят зачастую столь же неординарные, но эффективные решения, претворяемые в практику. Впрочем, обсуждением плановых вопросов повестка дня исчерпывается крайне редко: по нашим правилам каждый из учеников, родителей и педагогов школы имеет право вынести на рассмотрение Совета любой волнующий его вопрос. Именно поэтому последний пункт повестки дня – “разное” – у нас всегда самый непредсказуемый и дискутируемый.

Раз в квартал заседания Совета носят расширенный характер: на них для обсуждения самых важных вопросов приглашаются родительские комитеты всех классов. А раз в год собирается открытая общешкольная конференция. Доступ сюда открыт для всех, но правом голоса обладают только члены Совета школы и полномочные представители от классов, выдвинутые на родительских собраниях. Два года назад, к примеру, обсуждалась разработанная в школе программа перехода на многопрофильное образование, рассчитанная на дальнюю перспективу и дающая возможность целенаправленно обучать детей в соответствии с их интересами, запросами и способностями. Предложений, советов, пожеланий прозвучало немало, но приняли тогда программу единодушно, и сегодня она успешно претворяется в жизнь.

А вот прошлогодняя конференция, обсуждавшая вопрос о создании в школе нового компьютерного класса, была куда более горячей и продолжительной – аж в несколько этапов: класс предстояло оборудовать на две трети за счет средств, собранных родителями. В этом случае остальную треть затрат брало на себя Управление образования Южного административного округа, сделавшее подобное предложение всем своим школам. Наш Совет, прослышав о такой возможности, сразу за нее ухватился. Но одно дело осуществить ее за “казенный” счет и совершенно иное – за собственный. Пойдут ли на это родители? Откликнутся ли? Сумеют ли выкроить из своего далеко не всегда благополучного бюджета те 80 рублей, которые, как показали расчеты, должен пожертвовать каждый, чтобы создать полноценный класс? На эти вопросы и должна была ответить общешкольная конференция.

В конце концов единогласно решили: класс нужен, создавать его будем, однако делать это должны люди сведущие – благо в нашей школе такие есть в каждом классе. Тут же выдвинули и избрали первых членов специальной рабочей группы из числа родителей, знающих о компьютере не понаслышке.

Создали ревизионную комиссию из родителей, знающих бухгалтерское дело, и они контролировали все до последней копейки.

В итоге более девяноста процентов родителей поддержали инициативу, внесли свою лепту в общее дело.

Сдержало свое слово и окружное Управление образования, вовремя перечислив обещанные средства.

Вот на какие, прямо скажем, грандиозные, по школьным масштабам, дела способны родительская инициатива и умело организующий ее общественный штаб – Совет школы. Нынче многие наши родители, в том числе и бывшие оппоненты, искренне сожалеют: собирали помалу, надо было побольше, хотя бы по сотне-полторы с семьи. И действительно, более выгодное вложение денег в свете грянувшего вскоре кризиса, согласитесь, трудно придумать! Теперь ситуация иная, но начатая работа продолжается и сегодня. Ведь на пару компьютеров денег так и не хватило, да и те, что есть, надо обеспечить программами, постоянно нужны современные учебные пособия по информатике, бумага, порошок к принтерам… Кто сегодня в потенциальных спонсорах? Рядом со школой сдан в эксплуатацию многоквартирный дом, пришла масса новых учеников, да и первые классы набрали новые… “Пора опять собирать с миру по нитке”, – шутят члены Совета и не распущенной пока рабочей группы по компьютеризации. Или цитируют Ильфа и Петрова: “Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих”. И добавляют: “Так что давайте коллективно спасать себя сами”.

Марина БЫЧКОВА,

директор средней школы # 1178

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте