search
main
0

Места всем хватит

Ребенка надо не возить, а водить в садик!

Мне повезло. Лично я обоих своих детей водила в садик прямо рядом с домом. Хорошо помню, как зимними утрами стояли на остановках мамы с малышами, затем загружались в переполненный автобус и ехали порой через весь город, чтобы вечером повторить этот трудный путь. Лет 20 назад подобная ситуация была массовой. Сейчас это исключение. Из всех уровней образования, как мне представляется, именно дошкольное образование за пару десятилетий совершило самый большой прорыв – и количественно, и качественно. И все-таки беседу с Натальей Николаевной ВЕДЕРНИКОВОЙ, начальником отдела функционирования и содержания дошкольного образования, организации воспитательной работы, отдыха и оздоровления детей Департамента образования администрации города Екатеринбурга, начинаю с вопроса…

Наталья ВЕДЕРНИКОВА

– Мест в детских садах всем желающим хватает?

– В Екатеринбурге 84 тысячи детей от 1 года до 8 лет посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Возраст от 3 до 7 лет обеспечен местами в детских садах на сто процентов. Сложнее ситуация в возрастной группе до 3 лет, хотя и здесь в нынешнем году произошло движение вперед: более 9,5 тысячи таких детей посещают детские сады. Но очередь среди них еще сохраняется: когда ребенку исполняется полтора-два года, многие мамы выходят на работу. А вот для возраста до 1,5 года создана лишь одна группа на весь полуторамиллионный город, потребность на 2021-2022 учебный год небольшая.

Идеал дошкольного образования: вышла мама с малышом из своего подъезда, перешла по пешеходной линии дорогу, а то и переходить никуда не нужно, и вот он – детский сад! Когда родителям приходится утром везти ребенка на общественном транспорте или на собственном автомобиле, устают оба, а тут еще пробки, взрослые нервничают, дети капризничают. Садик должен быть рядом с домом, к такой ситуации мы стремимся.

Но на данный момент в Екатеринбурге есть микрорайоны, которые очень быстро застраиваются многоэтажными зданиями, куда заселяются преимущественно молодые семьи с детьми, а социальная инфраструктура пока отстает. Строительство ведется, конечно: в микрорайоне Академический до конца 2021 года будут сданы три здания детских садов, в Солнечном на подходе к открытию еще одно здание. Местом в детском саду мы готовы обеспечить каждого ребенка, но в районах новой застройки не всегда в шаговой доступности. Это главная наша проблема, которую предстоит решить в ближайшее время.

– Наталья Николаевна, мы заговорили о новых зданиях детских садов. Прямо скажу, они вызывают восхищение внешним видом, оснащенностью. Можно сказать, что везет тем детишкам, которые проводят время в новеньких, с иголочки, детских садиках?

– Новые детские сады привлекают прежде всего простором. Большие холлы, которые используются для проведения развивающих занятий, широкие коридоры с выставками детских рисунков, обустроенные группы, зоны для комфортного ожидания родителями своих детей. Пищеблоки с помещениями для всех технологических циклов приготовления пищи – почти как ресторанные комплексы.

Бывает, рядом расположены два детских сада, в новом и старом зданиях. Папы и мамы стремятся определить ребенка в более современный. Они выбирают комфортные условия. Но при этом не учитывают, что педагогический потенциал устоявшихся коллективов бывает выше, чем только что сформировавшихся, которым еще предстоит годами нарабатывать традиции.

Техническое же наполнение старых садиков не уступает современным. Вот смотрите. В Екатеринбурге 346 дошкольных учреждений. В 280 из них оборудованы соляные комнаты, лего-лаборатории, кабинеты робототехники, шахматные комнаты. Есть все для полноценного образования детей и их оздоровления.

Главный же приоритет – безопасность. Как только родители ушли из садика, за жизнь и здоровье детей отвечает руководитель учреждения. Территории всех детсадов ограждены, на входе кодовые замки, действует пропускная система, если позволяет площадь, за порядком следит охранник.

Конечно, не все сады в равном материально-техническом состоянии. Реализуется проект по реорганизации пространственно-предметной среды: в садиках неновой постройки увеличиваем групповые помещения за счет резервных площадей.

– Плюс старых садиков, наверное, в том, что у них очень уютная прогулочная зона, много зелени?

– В целом да. Хотя сейчас сдается здание сада, на прогулочном участке которого имеется небольшая рощица!

– Наталья Николаевна, каков процент педагогов со специальным образованием?

– Педагогический состав на уровне дошкольного образования – это более 5 тысяч человек, все со специальным образованием. В коллективах нет большой текучести кадров. Если человек три года проработал в детском учреждении, он обычно остается в системе. Но дефицит кадров присутствует.

– В чем причина? Низкая зарплата, сложная работа?

– Не соглашусь. Средняя заработная плата педагогов дошкольного образования в Екатеринбурге более 40 тысяч рублей, вполне достойная. Работа, на мой взгляд, очень интересная. Детки нежного возраста, не нагрубят, смотрят на воспитателей как на мам и пап. Пребывание в теплом помещении, прогулки на свежем воздухе. Тем не менее, когда открывается новый сад, сложно бывает быстро собрать коллектив. Очереди на замещение вакансий не наблюдается.

– Профессиональные конкурсы проводятся?

– «Воспитатель года» по двум номинациям и «Руководитель дошкольной организации». Хочу сказать о наших заведующих детсадами: профессиональный уровень таков, что они сами выступают организаторами проектов. Когда началась пандемия, именно руководители дошкольных учреждений стали инициаторами городского проекта «ОнлайнДетСад», который функционирует на Ютьюбе и имеет более 13 тысяч подписчиков.

Там не только занятия для детей разного возраста, но и полезные акции. «Сказка на ночь»: можно включить сказку в исполнении педагога для засыпающего (или незасыпающего) ребенка. «Елка желаний»: сбор средств на исполнение желаний детей с ограниченными возможностями здоровья. Средств собрали столько, что хватило и на удовлетворение желаний детишек, и на приобретение колясок, специальных приспособ­лений, помогающих детям.

– Расскажите, пожалуйста, о состоянии инклюзивного образования.

– Родители имеют право на получение ребенком образования в любой организации, куда они его определили. Но мы стараемся объяснять, что если у малыша есть проблема, например, с развитием речи, то более комфортно для него находиться в специализированных группах и заниматься по адаптированным программам.

72 детских сада имеют группы для детей с особенностями здоровья. Еще три года назад не было у нас дошкольных учреждений для детей с расстройством аутистического спектра, подготовленных педагогов, тьюторов. Сейчас все это имеется.

Два года назад существовал лишь один детсад для детей с аллергическими патологиями. Сейчас мы организовали такие группы в каждом районе, чтобы родителям не приходилось везти детей на другой конец города. Большое количество детей имеют аллергию на молочный белок, такова особенность времени, можно сказать. Совместно с Уральским экономическим университетом было разработано десятидневное меню для таких детишек. И если в учреждении появляется подобный ребенок, руководитель имеет инструмент для организации специального питания.

Детский сад №13 Екатеринбурга стал победителем в одной из номинаций Всероссийского конкурса «Лучший инклюзивный детский сад России» в 2021 году.
– Одна из задач дошколы – подготовка к первому классу?

– Смотреть на вопрос надо с двух сторон: детский сад готовит детей к школе, а школа готовится к приему детей в первый класс. Это обоюдный процесс. Уровень общего образования начинается с детского сада. Полезно, когда учителя начальной школы приходят в детский сад и вместе с воспитателями проводят занятия, игры. Дети привыкают к ним, адаптация в школе происходит легко и естественно.

Когда ребенок осваивает программу, заложенную в стандартах дошкольного образования, он уже готов к школе, и не нужны никакие дополнительные развивающие курсы.

– Наталья Николаевна, вы работаете в Департаменте образования с 2011 года, до этого руководили детским садом. Насколько изменилась ситуация в вашей сфере за это время?

– Кардинально изменилась. Вот несколько фактов. Городская Ассоциация педагогов дошкольного образования десять лет назад включала около 100 человек и проводила четыре мероприятия в год. Сейчас это девять профессиональных педагогических объединений, в каждом большое количество методических кластеров, 1300 участников, а руководит организацией проректор Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук Марина Валерьевна Бывшева.

Связь науки и практики стала сильной и реальной. Любой пилотный проект выполняется под эгидой научной школы. Например, в 2016 году появилась Детская академия изобретательства. Руководит ею проректор УрГПУ профессор Сергей Аркадьевич Новоселов. В проекте участвуют более 60 садов, 15 тысяч детей, получено восемь патентов на изобретения, сделанные воспитанниками детских садов! Дети придумывают, взрослые помогают воплотить их творчество в реальные объекты.

В результате целенаправленной работы администрации Екатеринбурга наладилась ситуация с местами в детских садах, сеть с 2004 года увеличилась более чем в два раза.

Прорыв произошел, но по-прежнему главная задача – чтобы в детских садах мест хватило всем, кто в них нуждается.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте