Пьеса Артура Миллера «Смерть коммивояжера», увидевшая свет в 1949 году, сразу стала классикой, получила множество престижных наград и сделала автора знаменитостью. Иранскому режиссеру Асгару Фархади повезло не меньше: его оригинальное кинопрочтение пьесы Миллера щедро отметили на минувшем Каннском фестивале (лучшая мужская роль – Шахаб Хоссейни, лучший сценарий – Асгар Фархади).
Прием таков: режиссер как бы играет в театр и в кино в одном пространстве и сводит воедино две параллельные Вселенные. Первый спектакль – на сцене, где герои-актеры исполняют главные роли. Второй разворачивается в их доме, где происходит драма, граничащая с трагедией. Молодая семейная пара – Эмад (Шахаб Хоссейни) и Рана (Таранех Алидусти) – в очередной раз подтверждают избитую истину, что «весь мир театр, а люди в нем актеры».
Интрига закручивается, когда от подземных толчков рушится дом молодых людей, и эти трещины на стенах становятся весьма символичными. Потому как вскоре начнет трещать по швам и семейная жизнь актеров-любителей (театр – хобби, в обычное время Эмад – школьный учитель литературы, а Рана – домохозяйка). На новой квартире героев подстерегает испытание: ожидая мужа, Рана беззаботно откроет дверь незнакомцу, который изуродует и изнасилует ее. Случай в любой стране из ряда вон. А тут дело происходит в Иране, где женщина обязана подчиняться строгим религиозным законам, и пусть Рана не носит чадры или паранджи, но среда диктует свое. Мы видим, как страдают супруги – каждый по-своему. К тому же масле в огонь подливают соседи, ставшие свидетелями происшествия. Рана не хочет обращаться в полицию. Ее муж начинает собственное расследование, которое заводит его очень далеко.
А параллельно Эмад и Рана играют в театре ту самую пьесу Миллера – но уже не так вдохновенно, как раньше. Жизнь жестко подвигает пьесу, постепенно стирая грань между реальностью и фантазией.
Основной магнит фильма – безусловно, Шахаб Хоссейни. Актер не впервые работает у Асгара Фархади – вспомним его роль в оскароносном «Разводе Надера и Симин». Но там он сыграл другой характер – вспыльчивый и импульсивный, здесь же воплощает собой мужскую мудрость и самодостаточность, которая постепенно уступает место психологическому срыву – так на героя действует беда. Именно эта эволюция характера, видимо, и показалась интересной каннскому жюри.
Как и предыдущий фильм Фархади, «Коммивояжер» – остросоциальное высказывание, вскрывающее немало болевых точек, которые на Ближнем Востоке принято замалчивать. Некоторые из них воспринимаются иначе, чем в Европе. Вот, к примеру, тема «грязных денег». В одной из сцен Эмад отказывается притронуться к еде, потому что ужин приготовлен на деньги злоумышленника. А значит, принесет бедствие в семью. Эта восточная специфика европейцам может показаться весьма экзотичной.
Но главный нерв в другом – выяснить, кто же на самом деле здесь «коммивояжер». Хотя Эмад и играет его в своем спектакле, но в финале мы увидим настоящего Вилли Ломена – пожилого и весьма неприятного человека, который на старости лет поддается соблазну и ставит на карту свое 30-летнее супружество. Впрочем, похоже, там тоже давно пошли трещины по стене…
А что же герой? От мести его отделяет всего лишь шаг, но он не делает его. Супругам удается совершить колоссальный нравственный подвиг – простить своего врага.
История получилась горькая. Глубокая и острая, как перец чили. О том, что семьи без доверия нет. О том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. О том, каким невыносимым грузом может лечь на плечи общественное мнение. Об унижении, соблазне, мести, прощении и ответственности за поступки. А главное – о том, кто на самом деле имеет право именовать себя мужчиной…Там еще много тем и смыслов, поднимаемых без дежурного цинизма и лукавого постмодернизма. Картина Фархади дает здоровую пищу и для ума, и для чувств, и для поклонника арт-хауса, и для обычного зрителя. И это редкий случай. Возможно, потому «Коммивояжер» и попал в short-list премии «Оскар» как «Лучший иностранный фильм» минувшего года, что для автора, впрочем, уже не в новинку.
Фото: kinomania.ru
Комментарии