search
main
0

Мешают ли занятия творчеством учебе в вузе?

Для чего студент поступает в том или иной вуз? Элементарная логика подсказывает: для того, чтобы получить хорошее образование, профессию, специальность. А коли так, то, поступив, он должен все силы отдать учебе, чтобы взять по максимуму то, что ему дают преподаватели. И чем лучше он будет учиться, тем легче потом, на выходе из вуза, ему будет найти работу, начать трудовую деятельность.

Но это, так сказать, линейная логика. Если мы попробуем мыслить системно, окажется, что учеба в смысле получения знаний, умений и навыков – далеко не единственное полезное дело, которым можно заниматься в высшей школе. Более того, если опросить тех, кто в разное время окончил университеты, академии или институты, что более всего они запомнили из этого периода, может возникнуть странная картина – для большинства на первом месте будет стоять кипучая общественная жизнь, лихие студенческие будни, летние практики, стройотряды, хорошие друзья, добрые подруги, и лишь потом – сопромат, философия и римское право. Причем, что самое интересное, вовсе не обязательно, что одно мешает другому.

А кто-то вдруг заявит – оказывается, именно творчество, которым он занимался в свободное от занятий время, помогло ему, в конечном итоге, найти себя и сменить профессию. Что, кстати, далеко не так плохо, если вспомнить, сколько человек у нас в стране годами делают то, что им не нравится, втайне мечтая о том, к чему у них по-настоящему лежит душа.

И вот тут есть одно НО.

Юноши и девушки могут быть вовлечены в занятия художественной самодеятельностью ровно потому, что им это, действительно, нравится. И заниматься они этим могут, в самом деле, все годы пребывания в стенах alma mater, а некоторые и дольше. Ибо “в удовольствие” – значит, “в радость”. Тем не менее, рано или поздно возникает момент, когда речь заходит о профессиональном росте человека, о том, что кто-то энергично стремится стать мастером в том деле, которое он выбрал, по принципу “во всем мне хочется дойти до самой сути”, а кому-то достаточно статуса любителя. Согласитесь, между “я делаю это лучше всех” и “я делаю так, как получится” есть разница.

И как раз на фестивалях, подобных Студенческой весне, и можно понять, кто в своем деле достиг небывалых высот, а кто приехал просто показать, что “вот это мне нравится и это я люблю делать” – без претензий на нечто большее, так сказать…

На прошедшем недавно в Ставрополе XXVI Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна» мы попросили присутствующих высказать мнение – мешает ли все-таки общественная и творческая жизнь учебе или нет, а также каким они видят свое будущее. И вот что мы услышали.

Артур ДЗАХМИШЕВ, Кабардино-Балкарский государственный университет, Институт права, экономики и финансов, 3 курс:

– Я будущий юрист, но увлекаюсь фото. Это для души, а юриспруденция – для жизни. Здесь выступаю в роли фотожурналиста. В вузе постоянно проходит Студвесна, и между институтами идет борьба, кто победит и станет лучшим. Люди стремятся показать себя, лучше узнать других. Конечно, есть активисты, а есть те, кому все по барабану. У нас много людей с самыми разными талантами – одни поют, другие танцуют, третьи рисуют, пишут, снимают… Когда человек поступает в вуз, понятно, что он хочет получить тут профессию. Но ведь у каждого есть очень много того, чем он бы мог и хотел поделиться. Вот как раз Студвесна и дает им эти возможности. Странное дело: когда занимаешься только учебой, кажется, что времени ни на что не хватает. А когда параллельно с ней начинаешь заниматься и еще чем-то, например, ходить в фотостудию, спортивную секцию или театральный кружок, вдруг выясняется, что можно успеть и там, и здесь. Более того, это не только не отвлекает от учебы, но и помогает ей, позволяя лучше организовать свою жизнь, а также взглянуть на выбранную специальность с совсем другой стороны. Мне, например, фотография дает возможность лучше узнать людей, с которыми мне потом придется иметь дело уже в роли юриста.

Кирилл МУХТАРОВ, Кемеровский госуниверситет, Институт биологии и экологии природных ресурсов, 1 курс магистратуры:

– Я бакалавр по географии. Но меня всегда привлекала журналистика. И вообще, я изначально хотел поступать на журфак. Но потом решил, что это может стать моим хобби или просто помочь мне потом писать на темы экологии, биологии и географии. А журналистика в моей жизни присутствовала всегда, хотя я начал писать именно для Студвесны, а уже потом организовал в своем Институте собственное СМИ – группу ВКонтакте и сайт. Некоторые, наоборот, сначала много пишут, а уже потом идут на всякие конкурсы. А меня именно конкурс заставил писать. Это стало стимулом, мне понравилось. Но надо сказать спасибо и моим школьным учителям, которые научили меня владеть пером.

Леонид ЕФИМОВ, Республика Татарстан, Казанский кооперативный университет Российского университета кооперации, факультет пищевой инженерии, 4 курс:

– Я начал снимать видео для Ютьюба всего полгода назад. Интересно делать собственные репортажи, рассказывать людям о чем-то важном и полезном. Я обратил внимание на успех многих известных видеоблоггеров и подумал, а почему бы и мне не сделать чего-нибудь такого? Да, у меня есть кумиры, как среди зарубежных блогеров, так и среди наших, мне нравится их экспрессия, энергия, юмор. Я пробовал себя в разных жанрах – был монтажером, простым скучным видеокорреспондентом, а здесь я реализую себя комплексно. Тематика моих роликов самая разная, я рассчитываю не только на молодежь, но и на всех, кому интересна наша жизнь. Например, мне очень хотелось бы передать те эмоции, которые мы здесь испытываем, людям, которые не смогли сюда приехать. Параллельно хочется раскрутить свой блог, но вовсе не для того, чтобы его монетизировать. Просто чем больше тебя смотрят, тем больше удовольствия ты получаешь. Как все это можно будет применить к моей будущей специальности – не знаю. Может, потом я буду работать инженером в пищевой промышленности, по специальности, а на досуге точно так же вести свой блог. А может, я попробую совместить эти сферы, и делать сюжеты про пищевую инженерию. Почему бы и нет?

Анастасия ЗИНОВЬЕВА, руководитель делегации Республики Татарстан:

– Я сотрудник Лиги студентов Республики Татарстан. Занимаюсь этим вот уже 2 года. Закончила энергоуниверситет, факультет электроэнергетики и электроники. Но по специальности не работаю – Студвесна помогла проявить себя в другой роли! Как начала занималась общественной деятельностью, так больше и не хочу уходить. Да, раньше, когда поступала, мечтала стать энергетиком. Но на 2 курсе, когда меня выбрали председателем союза студентов и аспирантов нашего вуза, решила, что мне это больше нравится. На самом деле, люди начинают заниматься общественной работой по разным причинам. Например, если преподаватели видят, что у студента есть потенциал в том или ином направлении, они начинают его привлекать к различным выступлениям, конкурсам, концертам. Может показаться, что будущему специалисту это не особо и нужно, лучше бы он занимался своим делом. Но, на самом деле, это общее повышение культуры, расширение кругозора, умение общаться, что важно для всех. Потом человек может все это совмещать, например, у нас в Татарстане есть энергопредприятия, на которых работают молодежные советы, и их сотрудники и танцуют, и поют. Есть предприятия, где это очень поощряется. Но тут все, конечно, зависит от руководителя. Одни поддерживают, зная, что это одна из форм сплочения коллектива, возможность для самореализации сотрудников, другие же подходят жестко – мол, мне от вас нужно только одно, вот и давайте. У нас в вузе активистам, то есть людям, которые показывают отличные результате в спортивной, научной или творческой деятельности, платят повышенную стипендию. Также в Татарстане есть так называемый “транспортный грант” – 3 000 студентов получают компенсацию на проезд, среди них и творческие тоже есть. 900 рублей в месяц в течение полугодия – это очень даже неплохо!

Регина ГАЛИУЛЛИНА, Республика Татарстан, Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова, факультет педагогики и психологии, 4 курс:

– Танцами я увлекаюсь давно, еще с 7 класса. И в вузе танцую с 1 курса. Думаю, для педагога начальных классов это умение очень даже поможет в будущем. Мне нравится вся наша студенческая жизнь, но Студвесна – особенно, я каждый год жду ее с нетерпением. Это как маленькая жизнь, особенно когда всей делегацией мы выезжаем в другой регион. Очень хочется защитить честь своего коллектива, вуза, республики! Тут все занимаются любимым делом, но не потому, что за это платят повышенную стипендию или приглашают в поездки, мы просто делаем то, что нам искренне нравится. И очень скучаем по сцене, если долго нет выступлений. Я обязательно буду развиваться в этом направлении дальше, хотя и не собираюсь отказываться от работы по специальности. Я уверена – если даже человек учится на юридическом, экономическом или агротехническом факультете, он имеет полное право заниматься тем, что ему по сердцу, оставаясь при этом специалистом в своей области. Это позволяет расширить границы возможностей и даже сменить род деятельности, если вдруг что-то пойдет не так. Хотя – можно ведь ничего и не менять, совмещая одно с другим. Так многие поступают, я знаю!

Илья ШИШКИН, Республика Татарстан, Казанский государственный энергетический университет, Институт электроэнергетики, 1 курс магистратуры:

– Я в Студвесне с 1 курса, то есть уже пятый год. С первого курса попал в Студенческий театр миниатюр и с тех пор развиваюсь в этом направлении. Конечно, с энергетикой это не очень связано, но что такого? Когда я узнал, сколько получают энергетики, то расстроился, и теперь подрабатываю в театре. Это не значит, что у актеров зарплата выше, но здесь гораздо больше эмоций, больше удовлетворения от своей работы. Мне не раз говорили, что следовало бы перевестись в театральное училище. Но, как я убедился, чтобы быть актером, не обязательно заканчивать специализированное образовательное учреждение, можно набраться опыта, участвуя в самых разных студенческих конкурсах, фестивалях, слетах. Тем более, что даже с моим образованием можно одновременно работать и энергетиком, на ставке, и проводить свадьбы и корпоративы, быть аниматором, вести театральный кружок для детей. Но я понимаю, что, рано или поздно, надо будет определиться и выбрать что-либо одно. И чтобы понять, что именно – мое, я и пошел в магистратуру.

Фатина ЛЕЩИНА, Ставропольский аграрный университет, Учетно-финансовый факультет, 2 курс:

– Я здесь в роли волонтера. Сама никогда не принимала участия в Студвесне, но теперь уже хочу этим заняться. Вижу, как людям интересно, и самой стало любопытно. Много новых знакомств, впечатлений. Да и наши преподаватели относятся к подобным мероприятиям очень положительно, они понимают, что это повышает престиж вуза, города, региона. Они всегда идут навстречу тем, кто совмещает учебу с занятиями спортом, театром, пением и пр. С ними можно договориться.

Манташа МИРЗАПИРОВА, Республика Дагестан, Госпедуниверситет, факультет социальной педагогики и психологии, 1 курс магистратуры:

– В Студенческой весне я первый раз. В школе тоже танцевала, правда, никуда не выезжала. Но настало время, и я сама для себя решила – надо участвовать! Тем более, что это сродни тому, чем я сейчас занимаюсь – работе с детьми, организации их деятельности. Со мной здесь есть люди, которые учатся на совсем других факультетах, тем не менее, они очень хорошо танцуют и поют, что не мешает им получать совсем иную специальность. Я их поддерживаю, потому что работа – это одно, а занятие для души – это другое. Мне повезло, что у меня два в одном.

Илья ЛЕВИН, Пермский край, Пермский госмедуниверситет, медико-профилактический факультет, 3 курс:

– В Студвесне я с 1 курса. С детства занимаюсь театральным творчеством. Правда, пока эти два направления параллельны, и до театральной медицины дело еще не дошло, но – то ли еще будет! Ведь театр лечит, это доказано, к тому же, это профилактика многих заболеваний. Почему же я решил стать именно врачом, а не актером? По-моему, если заниматься чем-то одним, это приводит к некой ограниченности кругозора, пусть и при повышении профессионализма в отдельно выбранном направлении. Молодость – период, когда нужно пробовать себя в самых разных делах, чем я и занимаюсь. Не секрет, что многие врачи были отличными музыкантами и писателями. Я не планирую бросать медицину, но и отказываться от театра тоже не намерен. По крайней мере – пока. Хорошо, что преподаватели это понимают и поддерживают нас, позволяя устанавливать индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов. Мой товарищ заканчивал стоматологический факультет, он умудрился совмещать учебу с занятиями танцами и посещением театральной студией. В результате у него красный диплом, он классный специалист и до сих пор занимается танцами в свободное от работы время.

Елена МЕЛКОВА, Кузбасс, Кемеровский госуниверситет, Социально-психологический институт, 4 курс:

– В Студвесне я с 1 курса, но на федеральном уровне впервые. Я учусь на организатора работы с молодежью, а поскольку увлекаюсь вокалом еще со школы, то изначально выбрала именно этот вуз и факультет, который помог бы мне реализоваться. Можно было бы, конечно, сразу поступить куда-нибудь на вокал, но тогда у меня был сравнительно низкий уровень самооценки, а сейчас я понимаю, что можно одновременно заниматься и тем и другим. И в будущем планирую поступить еще и в колледж, чтобы развивать голос.

Артыш ДАНДАР-ООЛ, Республика Тыва, Тувинский госуниверситет, инженерно-технический факультет, 5 курс:

– Я будущий инженер, а сюда приехал танцевать. Начал заниматься этим на 1 курсе, очень понравилось. У нас многие поют и танцуют, не в ущерб учебе. Некоторые потом даже ведут кружки танцев для взрослых и детей, подрабатывая в свободное уже от инженерной деятельности время. Я собираюсь работать по специальности, но и бросать танцы не хочу, ведь они хорошо помогают отвлечься от проблем, держать себя в хорошей физической форме.

Гаджи РАМАЗАНОВ, Северо-Кавказский федеральный университет, факультет нефти и газа, 4 курс:

– Я здесь в группе контроля, то есть не являюсь участником фестиваля. И никогда не принимал участия в Студвесне. Почему? Наверное, потому что всерьез занимаюсь спортом, у другие интересы. Я будущий инженер, собираюсь поехать на север, поэтому готовлю себя к этому уже сейчас. Конечно, иногда смотришь на людей, которые приехали из регионов выступать, и думаешь – а может, и мне тоже… Но, если честно, я никогда не выходил на сцену и не очень туда стремлюсь. Тем не менее, очень уважаю тех, кто хорошо поет, танцует, занимается театральной деятельностью. У меня есть друзья, которые умудряются совмещать занятия спортом и творчеством.

Анастасия БОЙКО, Донецкая Народная Республика, Институт физической культуры и спорта, факультет адаптационной физической культуры, 1 курс:

– Мы здесь присутствуем как гости, но надеемся, что со следующего года станем полноправными участниками. У нас тоже проводится Студвесна, причем по российской схеме, мы ориентируемся на такой же регламент, стандарты, содержание. Мне кажется, занятия творчеством не мешают человеку учиться, потому что они помогают ему развиваться культурно, впитывать в себя жизненный опыт, вырабатывать лидерские качества, умение работать в команде, спортивный дух. Если человек не хочет чем-то заниматься, не надо его насильно заставлять. Но его ведь можно грамотно мотивировать, чтобы он изменил отношение к этому мероприятию. Я знаю людей, которые сначала ничем не интересовались, а потом увлеклись и стали активными участниками.

Екатерина ОПАРИНА, Ростовская область, Южный федеральный университет, руководитель Центра культуры и творчества Университета, болельщица:

– На моей памяти есть ребята, которые были успешны в творчестве, и это помогло им развить профессиональные компетенции. Они легко сходятся с людьми, открыты, коммуникабельны. Есть и такие, которые оставляют профессию и целиком уходят в творчество. Но их мало. В мои времена тоже была Студенческая весна, хотя сейчас гораздо больше новых технологий, намного лучше проходит информирование общественности о текущих и грядущих мероприятиях, что делает фестиваль более мобильным и многочисленным. Но содержательно все осталось, как и раньше. Во все времена людей интересуют проблемы дружбы, любви, взаимоотношений в обществе, и именно этому и посвящено подавляющее большинство номеров.

Алексей, Ставрополь, бывший военный:

– В 90-е годы я учился в военном вузе, у нас было нечто подобное, типа КВН, но мы не выходили на такой солидный уровень. Мне кажется, это очень полезное дело, потому что помогает искать новые подходы в освоении своей специальности. Скажем, занимается человек компьютерной безопасностью, а параллельно занят в Студвесне. Так вот, и то и другое – искусство, поэтому элементы одного можно проецировать на другое. Я раньше этого не понимал и не участвовал. А сейчас смотрю – и завидую… Ведь я бы тоже мог проявить себя на сцене!

Жанна, Ставрополь, работник торговли:

– Я заканчивала Ставропольский университет, в мое время не было ничего, подобного Студвесне. Впрочем, в 90-е годы людям было не до этого. А сейчас я понимаю, как нас обделила судьба. Профессиональные знания, занятия в рамках специальности – это не самое главное в жизни. На самом деле, не менее, а может, и более важно умение общаться, налаживать связи, презентовать себя, самовыражаться с пользой для общества. И я просто в восторге от нашей молодежи, они очень целеустремленные, свободные! И они, я уверена, всегда смогут получить то, к чему стремятся.

Алексей ПАШКЕВИЧ, Ставрополь, работник Дворца культуры и спорта, помощник по свету:

– Я учусь в Северо-Кавказской федеральном университете, будущий инженер. Участвую в Студвесне впервые, пока – как техник. Но планирую потом, в будущем, принять участие и в творческих испытаниях. Мне интересны танцы и театр. Могу с уверенностью сказать: занятия творчеством не мешают учебе, они помогают набраться опыта, в том числе, и нам, техникам. То есть можно, фактически, получить вторую специальность, которая может стать второй профессией. Например, я уже точно понимаю, что могу потом работать светооператором, обслуживая подобные мероприятия.

Конечно, очень приятно, что люди настроены так позитивно, что они не только ориентированы на результат, но и умеют наслаждаться процессом его достижения. И замечательно, что они стремятся выразить себя посредством танцев, фотографии, сцены, вокала и так далее. Тем не менее, имеет смысл послушать мнение представителей жюри относительно того, насколько хорошо у них это получается.

Олег САННИКОВ, главный редактор интернет-редакции региональной информационной службы ИА Интерфакс:

– Я член жюри в направлении “Журналистика”. Тут участвуют люди, как правило, с самых разных факультетов, вовсе не обязательно – журналистских. И вовсе не факт, что они потом будут этим заниматься профессионально. Впрочем, может, оно и к лучшему, потому что уровень работ, увы, очень низкий. Да, есть люди с хорошим стилем, но они не понимают, что от них требуется, не знают, в каком формате нужно выразить свое мастерство, не могут раскрыть содержание. В целом, увы, налицо невысокое знание русского языка, проблемы с пунктуацией, орфографией. В принципе, на Всероссийском уровне не более 2-3 самородков имеют какие-то шансы на то, чтобы стать потом настоящими журналистами. Как известно, в последнее время очень активно развиваются социальные сети, и почти вся молодежь там присутствует. Люди что-то постоянно пишут, размещают фотографии, видеоролики, комментарии. Казалось бы, если постоянно пишешь, рано или поздно, у тебя это должно получаться все лучше и лучше. Но, как показывает практика, это справедливо лишь в теории. Мне кажется, грамотность зависит не от количества и размера постов, которые ты выдал на-гора, а, главным образом, от того, насколько много человек читает, причем хорошей литературы, написанной грамотными писателями. Плюс еще насколько выражена обратная связь, то есть как часто ему указывают на ошибки. Однако современный стиль общения в сетях и мессенджерах выстроен, главным образом, вокруг оперативности, и чем быстрее ты отреагируешь, тем лучше, а грамотность от этого всегда сильно страдает.

Мария МУРКОВА, заместитель директора Департамента информационной политики Минобрнауки РФ:

– Некоторые говорят, что низкий уровень работ, представленных в направлении журналистика, связан с ЕГЭ. Категорически не согласна с этим. Грамотность и умение хорошо писать зависят вовсе не от того, как человек подготовился и сдал Единый госэкзамен, а от того, как его в течение долгих лет учили педагоги. Точно так же, мне кажется, не стоит связывать уровень работ с наличием или отсутствием итогового сочинения. Если учителя на местах хорошо работают, если дети регулярно пишут сочинения, оттачивая перо, отрабатывая умение грамотно излагать свои мысли, значит, на выходе мы получим студента, способного написать то, что от него требуют.

Тина БЕРЕЖНАЯ, советник генерального директора по информационным технологиям RT:

– Общее впечатление – детей очень плохо учат, в первую очередь, журналистике, работе в медиа. Очень низкий уровень грамотности в целом и медийной грамотности, в частности. Но это претензия, скорее, не к детям, а к тем, кто им это преподает, и кто их сюда направляет. Очень мало кто из участников способен внятно изложить и подать материал. Да, мы понимаем, что здесь все-таки не профессионалы, то есть вовсе не те, кто учится на будущих режиссеров и операторов, тем не менее, многие ребята, для которых все это лишь хобби, прикладывают колоссальные усилия и для своего уровня иногда показывают потрясающие результаты. Более того, поскольку одних и тех же ребят на фестивале мы наблюдаем в течение нескольких дней, по мере выполнения ими очередных заданий, в некоторых случаях можно отметить явный рост их мастерства, что не может не радовать. Я не верю, что в дальнейшем они станут медиапрофессионалами, да оно им и не надо, однако те звезды, которых мы тут отметили, будут заниматься этим и дальше, потому что у них есть явный талант. Хочу напомнить, что ЮНЕСКО продвигает такое понятие, как «информационная грамотность», и считает, что этому надо учить всех детей и это надо знать всем педагогам. Но наши школы этим не пользуются. О чем говорить, если у нас на всю страну всего одна кафедра ЮНЕСКО. Поэтому мы и получаем в итоге людей, которые не знают, что делать с камерой, что такое правильное освещение, как выстроить кадр и так далее.

Денис ЖАРОВ, оператор, Первый канал:

– Развитие социальных сетей очень сильно влияет на работы ребят. Такое впечатление, что они снимают ролики для своего блога и не более того. Нет видеограмотности, люди не любят то, что они делают. По крайней мере, у меня сложилось именно такое впечатление. Не думаю, что школа способна как-то повлиять на ситуацию, разве только предоставляя возможность детям попробовать себя в роли оператора, репортера, режиссера, редактора. Здесь, как и в любом искусстве, есть понятие “дано или не дано”. И есть люди, которые интуитивно чувствуют, как выстроить кадр, какой сделать фон и пр. Но, как и в любом другом деле, есть люди, которые этого изначально не чувствуют, однако их тоже можно научить, натаскать.

Александр СОКОЛОВ, создатель и руководитель сайта http://geometria.ru:

– Я оцениваю работы на площадке “Журналистика и репортажная фотография”. Что касается работ – есть талантливые, но в целом уровень средний, любительский. Причина – крайне низкое качество подготовки, отсутствие элементарной базы знаний, умений и навыков репортажной съемки. Возможно, люди ходили на курсы фотографии, однако их там учили чему угодно, но не репортажной фотографии. Понимаю, сюда приехали студенты гуманитарных, юридических, экономических, технических вузов, может, им это и никогда не преподавали. Потому я им всем и оценки завысил. Но мы ведь сегодня учиться можно везде, есть множество интернет-курсов, на которых ты можешь получить некие базовые представления о репортажной съемке. Можно быть фотографом-любителем, и при этом профессионально снимать. Можно читать разборы фотографий, которые делают мастера, чтобы понять, что хорошо, что плохо. Беда в том, что ребята просто не понимают этого, потому что у них отсутствуют критерии качества. Чтобы расти, надо вращаться в среде профессионалов. А обычные люди не вдаются в проблемы качества, проблемы формы, им важно содержание.

Валерий МЕЛЬНИКОВ, фотограф, специальный фотокорреспондент МИА “Россия сегодня”:

– Да, здесь мы видим большое количество низкокачественных работ. Но я не вижу в этом особой проблемы. Ведь мы же судим не профессионалов, а любителей. Если кому-то интересно расти, он всегда может начать, в любом возрасте, сейчас огромное количество возможностей. Есть множество курсов в Интернете, масса фотогалерей, являющих образцы работ фотохудожников. Здесь я увидел нескольких ребят, у которых явно присутствует фотографическое чутье, талант. Но таких, как и везде, не более 1-2 процента. И, кстати, они в будущем вполне способны заниматься какой угодно профессиональной деятельностью, параллельно будучи очень хорошими фотографами. Среди моих знакомых таких немало.

P.S. Как мы видим, занятия творчеством в рамках Студвесны – это очень полезное дело, если люди умудряются совмещать учебу с пением, танцами и другими интересными делами. И, дай бог, чтобы в процессе поиска себя ребята действительно нашли именно то, что искали. Однако стоит прислушаться и к мнению профессионалов, которые, фактически, в один голос говорят: раз уж вы этим занимаетесь и стремитесь стать лучшими среди разных, будьте любезны, делайте это правильно, учитесь у тех, кто уже стал лучшим!

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте