Московская электронная школа ведет за собой техническое переоснащение процесса образования: установка в кабинетах сенсорных интерактивных панелей со встроенным компьютером и возможностью выхода в Интернет, точки доступа беспроводного Интернета, ноутбуки и планшеты для учащихся и учителей. Как со всем этим работать?
Что такое электронная библиотека?Общегородская библиотека электронных образовательных материалов включает образовательные ресурсы как в традиционном виде: учебники, пособия, хрестоматии, так и современные медиаресурсы: образовательные ролики, изображения, интерактивные приложения и сценарии уроков.На сегодняшний день в библиотеке МЭШ находятся сотни электронных учебников и интерактивных сценариев уроков, доступ к которым имеют любой учитель и обучающийся. Библиотека позволяет учителю не только пользоваться готовым электронным контентом, но и создавать собственный. Доступ в библиотеку – по прямой ссылке или через электронный журнал-дневник.Как создать сценарий урока?Сценарий урока создается в специальном интерфейсе общегородской платформы электронных образовательных материалов и после модерации методистами Городского методического центра в случае его одобрения добавляется в электронную библиотеку. После этого сценарий урока становится доступен каждому учителю и ученику. Интерфейс предполагает разделение материала на три носителя: интерактивную панель, планшет учителя, планшеты учеников.К контенту электронной библиотечки предъявляются следующие содержательные требования:- отсутствие содержательных и логических ошибок;- доступность и понятность содержания любому обучающемуся независимо от пола, национальности и так далее;- отражение междисциплинарного подхода и другие требования.Методические требования включают:- корректно выбранные уровень образования, предмет, уровень изучения, контролируемые элементы содержания;- содержание, соответствующее требованиям ФГОС к результатам обучения, примерной основной образовательной программе соответствующего уровня образования, возрастным особенностям обучающихся;- разнообразие и чередование видов деятельности (не менее 5 видов деятельности).Сценарий урока должен содержать видео- и (или) аудиозаписи; текст; не менее одного интерактивного задания, не менее одного задания, аналогичного формату международных и национальных исследований качества образования; тестовые задания; не менее одного задания, аналогичного формату ГИА, ВПР; задания, связанные с регионом проживания обучающихся; задания, обеспечивающие применение полученных знаний в практической деятельности; задания, позволяющие организовать групповую деятельность обучающихся и коммуникацию; задания на самопроверку после каждого содержательного блока.А как применить теорию на практике?Автор статьи создал прошедший модерацию сценарий урока на тему «Почвы России» из курса «География России» 8-го класса. Для закрепления материала предыдущего урока имеются тестовые задания на темы «Что такое почва?» и «Процесс формирования почвы». В этапы изучения нового материала включены задания по работе со схемой, текстом и картами. На этапе закрепления нового материала в сценарии есть задания из банка ОГЭ по географии и задания в формате международных исследований. Начало и конец сценария связывает проблемный вопрос.На этапе актуализации знаний с прошлого урока мы обсуждаем почвенные горизонты. На интерактивной панели представлена фотография разреза чернозема и вперемешку буквы почвенных горизонтов. От учащихся требуется установить соответствие между почвенным горизонтом на профиле и буквой, которой он обозначается, и устно дать определение каждому из них.А вот пример задания, обеспечивающего применение полученных знаний в практической деятельности. На панели – почвенная карта Московской области.На планшетах учеников задание: «Вы выбираете, где купить участок земли в Московской области для выращивания картофеля, моркови, лука и других сельскохозяйственных культур для собственного потребления. Пользуясь почвенной картой Московской области, определите, вблизи каких городов почва принесет наибольший урожай, а вблизи каких наименьший».С целью анализа результатов описанного урока было проведено тестирование школьников. Средний балл составил 4,23 балла. При изучении предыдущих тем ресурсы МЭШ не использовались. По теме «Климат» аналогичный показатель равнялся 3,53 балла, а по теме «Гидросфера» – 4,1 баллов. Исходя из полученных данных, можно сформулировать предварительный вывод о повышении уровня усвоения учебного материала школьниками при использовании образовательных ресурсов МЭШ.Как включить учеников в пользование МЭШ?На уроке, чтобы синхронизироваться с интерактивной панелью и устройством учителя, ученикам необходимо скачать приложение «МЭШ» на свой смартфон или планшет. Логин и пароль от приложения нужно взять в веб-версии электронного дневника. Ученики не тратят свой интернет-трафик: в школе провели сеть wi-fi «Study».После чего ученики в своем устройстве могут выполнять задания и решать тесты. Учитель наблюдает за ходом работы. А затем ему не нужно тратить время на проверку, поскольку по завершении программа сама проверяет решенные задания.
При подготовке домашнего задания или при пропуске занятия ученик может вернуться к сценарию урока через электронную библиотеку. Именно с помощью балансирования между живым общением с педагогом и самостоятельной работой ученика со сценарием урока можно добиться высоких образовательных результатов в Московской электронной школе.
Даниил ПЕРХУЛОВ, учитель географии школы №1273
Комментарии