Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

МЭШ? МЭШ! Большие возможности для учителя, родителя, а главное – для ученика

УГ - Москва, №44 от 30 октября 2018. Читать номер
Автор:

​Аббревиатуры – великое изобретение человечества! В две-три-четыре (иногда пять-шесть) букв, обозначающих название, к примеру, продукта, можно заложить столько сложных слов, которые пользователю абсолютно не нужны, и сделать что-нибудь весьма труднопроизносимое вполне доступным для произнесения без помощи логопеда. И даже с легким флером загадочности. Какая-нибудь отдающая наукообразностью дезоксирибонуклеиновая кислота превращается в загадочную и таинственную ДНК… Не говоря уже о ВПХР или ПРХН! Даже не спрашивайте, что это.

И вот МЭШ! Московская электронная школа. На самый первый взгляд новая, сложная и безумно дорогая электронная образовательная платформа. Тем более что за первый же год ее существования она, подобно морскому рифу, обживаемому мидиями, густо обросла критическими замечаниями пользователей…Так сложилось, что почти любая идея, приходящая в сферу образования и нашедшая поддержку сверху, воспринимается профессиональным сообществом настороженно. Это общемировая практика, и мы тут, увы, среди лидеров. И критика всегда успешно обгоняет реальные результаты экспертиз и апробации. Это тоже можно понять: когда в руки учителю, «которого этому никто не учил», дается новый инструмент (даже больше – ресурс!), он инстинктивно пугается: его надо осваивать, присваивать, учиться. А это же силы и, главное, время! Самое драгоценное в нашей профессии. Но все же если вникнуть в то, что предлагает МЭШ, то еще один (не единственный!) инструмент обогащает арсенал современного московского учителя. Если, конечно, его освоить. Более того, если задуматься и проследить историю проекта, то ведь и создан он был московскими учителями!Итак, что же это такое? И зачем мне МЭШ как учителю и как родителю? Начнем со второго, тем более что впервые с Московской электронной школой я столкнулась именно как родитель школьников. Собственно, изначально я оценила ресурсы МЭШ именно в этом качестве.МЭШ – это электронный дневник и библиотека учебных материалов в одной упаковке. Следить за успехами детей, выраженными в отметках, стало проще… Пропуск по болезни не катастрофа. Пропущенный урок в доступе и открывается путем пары действий в системе. При разборе пройденного есть возможность выбора вариантов подачи материала: не один урок по теме, а несколько. Не пошел один вариант урока, можно взять другой – иного уровня, с иным подходом.МЭШ, содержащая и электронные версии учебников, позволяет тщательно планировать деятельность старшеклассников. Кстати, и физически разгрузить их школьные рюкзаки МЭШ тоже позволяет. Вспомните, с чем вы приходили на урок? Учебник, тетрадь, задачник или рабочая тетрадь, атлас по географии или истории и (о ужас!) контурные карты, пенал, циркули… Сегодня вместо всего этого на столе достаточно одного планшета. Нет-нет, МЭШ не предполагает отказа от традиционных инструментов. Она просто их дополняет. И осовременивает инструментарий урока. Странно отрицать, что гаджеты прочно укрепились в нашей жизни. Это данность. Регулярно слышно: «Они мешают развитию ребенка!» Так давайте попробуем сделать так, чтобы «тот, кто нам мешал, нам помог».Урок в МЭШ – это сценарий, состоящий из трех информационных потоков, доступных параллельно с трех разных типов гаджетов: электронной доски в классе (полагаю, сегодня уже не нужно объяснять, что это такое, ими укомплектован почти каждый класс в московских школах), ноутбука или планшета, с которого ведет урок учитель (где прописан сценарий урока), и планшета, который находится в руках у каждого из учеников (он может выполнять функции и рабочей тетради, и задачника, и просто инструмента для работы с информацией в Сети).А уже дальше настала пора моего ознакомления с ресурсами Московской электронной школы как учителя. Вот тут все оказалось непросто. Но и не запредельно сложно. Просто, как и в любой системе, нужно было разобраться. И как пользователю, и как автору.В принципе я давно работаю в школе и еще помню папки с разработками уроков, где каждый конспектик был аккуратно уложен и скреплен, а в конвертике аккуратно сложены карточки с заданиями для ребят… Прямо багаж учителя (причем в транспортном смысле этого слова). Все папки занимали в школьном кабинете отдельный шкаф, приводя в восторг любые контролирующие органы и производя несокрушимое впечатление на родителей. В МЭШ эти папки тоже существуют, но не занимая драгоценного пространства учебного кабинета. Кстати, с планшетами эти материалы доступны и вне стен класса, был бы Интернет. Причем в этом электронном «шкафу» не только мои разработки, но и разработки коллег, которые я могу использовать и полностью, «под ключ», и частично. Каждый сценарий легко копируется и изменяется под мое видение урока. Если в библиотеке нет (а такое случается все реже) подходящей иллюстрации, видео­фрагмента, то они легко загружаются в нее. Просто не забываем указывать источник. Если материал мой, к примеру фото цветов из сада, тогда я смело указываю себя как автора…Этапы урока, их насыщенность, формы работы – все это закладывается учителем-разработчиком. Но, если я считаю целесообразным изменить время этапа или предложить иное задание на отработку, к примеру навыка решения задачи, я смело так и поступаю, исходя из возможностей детей – адресатов урока. Если прекрасный урок щедрого на идеи коллеги – автора сценария перенасыщен, никто не запрещает изменить те или иные его этапы. Конечно, время на подготовку урока уйдет, но гораздо меньше, чем при разработке своего сценария. Хотя, безусловно, свой сценарий ближе и надежнее. А уж если он пригодился коллегам, вообще прекрасно. Есть хорошая идея, почему бы не поделиться?..То есть МЭШ – прекрасная площадка для обмена опытом. Если моя разработка удачна, коллеги голосуют за нее «количеством эпизодов использования» в работе, если неудачна, она не будет востребована. Естественно, она пройдет модерацию. Это слово нестрашное и означает экспертную оценку. Первые уроки проходили ее, как танки сквозь болотистую местность: шаг вперед – два назад. Все-таки я учитель, а не разработчик, не дизайнер, не верстальщик… Меня этому, повторюсь, никто не учил. Но четкая инструкция, грамотная и (что немаловажно!) терпеливая техническая поддержка… и немного терпения и прилежания. На первых порах чисто ученического. И все получилось.Конечно, не все пока совершенно. Но работа над системой, судя по частоте обновлений, появлению новых функций и расширению библиотеки материалов, а главное – повышению их качества (о чем свидетельствует и их востребованность коллегами), продолжается. Любая современная модель изменяется и совершенствуется. За емкой аббревиатурой «МЭШ» стоят большие возможности и для учителя, и для родителя. А главное – для ученика. А значит, для будущего и города, и страны.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту