В Удмуртии 4000 детей-инвалидов, около двух тысяч проживают в Ижевске, но об их проблемах знают немногие. Создается видимость благополучного общества. Их крайне редко встретишь на улицах: магазины, библиотеки, клубы, обычные школы не оборудованы пандусами для инвалидов-колясочников, самостоятельные выходы на улицу без сопровождения родителей чреваты для особых детей встречей с агрессией, насмешками окружающих. Таким образом, общение со здоровыми детьми практически исключается. В прошлом году одну из специальных школ Ижевска расформировали, создав стрессовую ситуацию для всех учеников и родителей. Но самое страшное случается после окончания школы, пусть даже специальной, в которых учатся большинство таких детей: они остаются изолированными в четырех стенах, при почти полном отсутствии общения. Наше общество предпочитает уйти от проблем: власти бездействуют, общественность молчит. Только родители пытаются помочь своим детям, но часто сами взрослые нуждаются в психологической и финансовой поддержке. Нельзя забывать и о необходимости лечения и профилактики, операций и поездок в другие города для лечения. А ведь часто такие семьи неполные, матери в одиночку вынуждены справляться со всеми трудностями.
Преодоление барьеровИдея создания инклюзивного театра принадлежит актерам театра «Птица», студентам РАТИ, будущим продюсерам, Анастасии Евдокимовской и Павлу Савину. Они и обратились ко мне с предложением сделать спектакль с особыми детьми и организовать фестиваль инклюзивных театров в Ижевске. Их поддержала общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Ассоль», руководители которой (сами родители детей-инвалидов) самоотверженно и бескорыстно объединяют в Ижевске тех, у кого есть проблемы с общением. К сожалению, фестиваль не случился: не нашлось спонсоров, не было поддержки от властей. Даже зал для показа спектакля был найден с трудом, навстречу пошел только один заводской санаторий, бесплатно предоставивший сцену для показа. Все занятия и репетиции были проведены в театре «Птица» при поддержке его средней группы, ребят 13-17 лет.Первоначальные проблемы заключались в моем ошибочном представлении, что эти дети ничего не умеют, ничего не понимают и не способны понять, и поэтому они будут участвовать в спектакле в качестве статистов, фона для моих актеров, смогут выступить только в эпизодических ролях. Эти проблемы были связаны с отсутствием практики подобного общения и в том числе с медицинской моделью поведения родителей и самих детей. Родители не доверяли детей незнакомым людям, не верили в возможность длительной работы и волновались за эмоциональное здоровье своих детей. В качестве помощников организаторы привлекли волонтеров и психологов Удмуртского государственного университета. Одной из них стала студентка УДГУ, Ирина Очкурова, бывшая актриса театра «Птица». Первоначальные выводы психологов были неутешительными: по результатам диагностики на этом этапе даже не представилось возможным проанализировать ответы испытуемых. Двадцать опрошенных (а именно столько актеров осталось после первых встреч) дали только 5 ответов, поддающихся анализу. Среди этих ответов 4 ребенка характеризуются высоким уровнем личной изолированности (42, 43, 45, 45 баллов), и все обладают устойчивой тенденцией к фрустрации (96-99 баллов). Все остальные бланки были испорчены, либо все вопросы имели только один-единственный ответ. Дети с трудом шли на контакт, не говорили о себе и старались избежать общения с другими.На помощь моему пониманию этих детей и возникновению интереса к работе пришло литературное произведение, идея будущей постановки, которая задала тему всех занятий и встреч. Такой идеей стала сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Как и во всех лучших книгах для детей, в ней есть герой. Вернее, героиня, отличающаяся от других, не такая, как все. Вспомните сказки для детей «Гадкий утенок», «Маугли», «Пеппи Длинныйчулок», книги для подростков «Чучело», «Гадкие лебеди» и другие. Но согласно нашему видению «Алисы в Стране чудес» в контексте происходящего героиня – самая обычная, такая, как все; а вот ее окружение – персонажи особенные. Они нетипичны, они «иные», как и наши актеры. И это дает возможность для игры, для превращения особенностей детей-инвалидов в характерные черты странных персонажей Льюиса Кэрролла. И симпатии зрителей, не желающих быть «обычными», оказываются на стороне необычных персонажей.Такая трактовка дала возможность создать конкурентоспособную ситуацию в выборе ролей, при которой и актеры «Птицы», и инвалиды оказались в равных условиях, а последние даже в приоритетных. Это не в обиду здоровым детям, а к взаимному уважению тех и других. В дальнейшем после первого месяца занятий, после первых самостоятельных проб состоялось окончательное распределение ролей, и каждому актеру достался свой персонаж. А самые активные ребята из тех, у кого меньше проблем с речью, получили по две роли, в начале и в конце спектакля. Итак, выбор произведения создал идеальный вариант ситуации, в которой поведение героев оправдано их природой, предопределил игровой метод обучения и стал философской базой всей работы.Актеры театра «Птица» уже имели в своей многолетней практике театра и жизни опыт общения с больными детьми, выступая в Республиканском детском онкологическом центре, навещая детей из детских домов, а также помогая пожилым людям во время продолжительных летних поездок на остров Свияжск и в деревню Протопоповка. Перед ними не стояла проблема проявления своих актерских талантов, они добровольно взяли роль помощников, по мере необходимости включаясь в спектакль. Только две самые маленькие актрисы из младшей группы театра «Птица» получили главные роли – они играли двух из трех действующих на сцене Алис, – Алису среднюю и Алису маленькую. Алису большую, в начале и в конце спектакля, играла девочка из объединения «Ассоль», Ирина, ставшая не только главной героиней, но и активным помощником. Все ребята в процессе работы быстро сдружились, помогали друг другу за кулисами во время переодеваний, а на сцене – тем, кто не мог самостоятельно передвигаться, они также меняли декорации и выносили реквизит, работали с залом во время интерактивных вставок с шарами, лентами и загадками Шляпы.Не могу не отметить еще одно обстоятельство, связанное с отсутствием общения и развития детей-инвалидов: асоциальный стиль поведения некоторых участников, навязанный во многом телевидением, которое, к сожалению, является их повседневным многочасовым опытом узнавания мира. В связи с этим в начале занятий были проблемы этического характера, и только дружелюбие, отсутствие оценок, положительные эмоции и деловая ситуация смогли их устранить. С некоторыми детьми были и еще остаются проблемы общения, которые выражаются в требовании к себе постоянного внимания и иногда совершения неадекватных поступков. Нам понадобилась помощь родителей на репетициях.Слышать, видеть, думатьОтсутствие опыта и соответствующих методик привело к необходимости создания особого метода работы. Помогли мастер-классы директора школы-интерната для глухих детей Нижнего Новгорода, художественного руководителя и режиссера театра «Пиано» Владимира Чикишева, детские театральные игры, видоизмененные и адаптированные к индивидуальным возможностям участников. Актуальными стали упражнения для дыхания, потому что у всех детей особенно остро стоит проблема с телесными зажимами и принятием своего тела и голоса. Стали необходимы упражнения, стимулирующие активность, самосознание и самооценку у детей с разными возможностями. Основной упор был задан на ключевые понятия, необходимые в овладении азами актерского мастерства: слышать, видеть, думать, уметь удивляться и принимать решения. Остановка в моменты перестройки сознания дала возможность осознания базового понятия «оценка». Помогли простые детские игры с замираниями и этюды на выполнение ряда физических действий. Работа над мимикой, обучение чувству ритма, основам правильного дыхания, посылу звука шла параллельно с освоением отдельных сцен спектакля и чередованием групповых и индивидуальных занятий. Возможность учиться друг у друга давала адекватные образцы для подражания. А главное, у них на глазах и вместе с ними создавалась игровая стихия, которая способна захватить и увлечь человека любого возраста и которая так близка самой природе детства.Спустя месяц с начала занятий начались репетиции отдельных сцен, построенные как цепь импровизаций с постепенным усилением нагрузок. Занятия проходили два раза в неделю сначала по часу, а потом по два часа. Раз в неделю все собирались вместе. В начале каждого занятия проводилась небольшая игровая разминка, постепенно переходившая в репетицию. А вторая встреча на неделе была посвящена работе над отдельной сценой сценария, создававшегося параллельно репетициям. Ребята учились основным театральным понятиям и осваивались в пространстве сцены, искали характеры и жесты для своих героев. Многие знали сказку про Алису только по фильму Тима Бертона, и теперь они начинали читать сами или просили прочитать родителей. Постепенно ребята открывали новые возможности, получая навыки свободного поведения на сцене, создавая из привычных необычные жесты, открывая для себя новые движения.К примеру, Лиза, играющая Королеву, не могла справиться с жестом «подойди ко мне». Она могла вытянуть руку, потом развернуть ладошку, потом сложить пальцы и только потом произнести текст. В контексте замысла всей работы этот постепенный, как бы замедленный жест создавал особый эффект восприятия. А Рома, у которого проблемы со слухом и речью, нашел удивительную пластику для Старика Время. Он постепенно проявлял свои таланты и, к восторгу всех партнеров, оказался прекрасным акробатом. Алексей, привыкший работать в паре только со своей подругой, долго отказывался от новой партнерши. Выяснилось, что мешали ложные представления о необходимости целоваться на сцене, играя супружескую пару. Но его внимание и усердие помогли отбросить и эти представления, и прежние навыки выступления, характерные для «натасканных» детей, и он по праву играет ведущую роль Додо и Короля. Всеобщую любовь вызывал на репетициях Саша (у него синдром Дауна), который умеет зажигательно удивляться, радоваться и танцевать. Ему очень подошел образ Чеширского Кота, а помогала ему говорящая Улыбка, Даша, девушка со сложной болезнью и судьбой.Непросто было с теми, у кого проблемы с речью. Но когда вдруг обнаруживалось, что зажатый очень тихий голос вдруг может становиться сильным, удивлялась и сама носительница нового звука, и ребята, для которых открывались собственные новые возможности. Эта девушка после спектакля впервые в своей жизни написала стихотворение, оно опубликовано в сборнике детских стихов и рисунков ижевского издательства.Кроме занятий были праздники: 8 Марта и 23 Февраля сопровождались подарками, сделанными своими руками, записью видеопожеланий, а особенно запомнился день рождения Льюиса Кэрролла, которого замечательно сымпровизировал Ваня, сыгравший в спектакле Шляпу и обладающий несомненным актерским талантом. Были и просмотры спектаклей театра «Птица», и благотворительный спектакль для Саши, больного ДЦП, нуждающегося в курсе реабилитации после сложной операции.На этом этапе, этапе деятельности, тоже было проведено психологическое исследование. Наблюдение велось по следующим показателям: активность, доброжелательность, открытость, инициативность, взаимодействие, положительные эмоции во время и после репетиции, внимание.Были получены следующие результаты (см. таблицу).Мы можем увидеть, что больше всего изменились шкалы «Открытость», «Взаимодействие» и «Внимание».К концу проекта дети уже не боялись говорить о себе. Дети с ограниченными возможностями здоровья и их здоровые сверстники научились общаться друг с другом. Многие подружились и активно общались до и после занятий, переписывались в социальных сетях. Можно уверенно сказать об обратной инклюзии, касающейся всех здоровых детей и взрослых, участвующих в этом проекте.Результаты работыСпектакль «Алиса в Стране чудес» состоялся 14 апреля 2012 года, спустя полгода с начала работы. Были проданы все билеты. Среди зрителей были люди разных возрастов и категорий (здоровые дети, дети с ограниченными возможностями, группа детей из детского дома, взрослые). За время спектакля только одна девочка выбыла из состава участников из-за болезни и необходимости отъезда для лечения. Ребята смогли от часовых занятий дойти до продолжительных прогонов спектакля, который был рассчитан на час просмотра. Были сшиты костюмы, изготовлены декорации, из декораций нужны были только стулья и большие мячи-«слезы». Было снято видео для спектакля и записана музыка. В работу над спектаклем были вовлечены и актеры театра «Птица», и волонтеры, и родители. Никто из организаторов не ждал такого результата, и я в том числе.Во время репетиций могли произойти неожиданные события, импровизации, но было очень интересно, как все участники справятся с возникающими трудностями. За время подготовки такие события, конечно, происходили, но на них не было акцента, и, напротив, каждый положительный момент был всегда подчеркнут, и это давало хороший настрой на радостное существование на сцене.Результат превзошел ожидания. Реакция зрителей, долго стоя аплодирующих актерам и их родителям, не оставила сомнений, что спектакль в тот день стал событием для всех. Успех был важен для всех участников, он давал им уверенность в себе и удовлетворение от проделанной работы, а также для родителей, поверивших в возможности своих детей, и, конечно, для организаторов, которые получили впоследствии грант для дальнейшего развития инклюзивного театра в Ижевске и смогли дать надежду детям на продолжение работы. По результатам гранта для детей-инвалидов города Ижевска будут привлечены специалисты дополнительного образования, дети смогут посещать разные кружки, а спектакль будет востребован в дальнейшем. Грант предполагает и выездной вариант этого спектакля.Спустя две недели после окончания проекта постоянными психологами была проведена итоговая диагностика, по результатам которой был сделан следующий вывод: по сравнению с началом проекта дети перестали бояться говорить о своих переживаниях, опасениях по поводу своего здоровья, принятия их обществом. И тем не менее 14 из 20 опрошенных детей обладают низким уровнем тревожности, 6 – средним.19 апреля работала фокус-группа, целью которой было подведение итогов проекта. Среди присутствующих было 15 человек: режиссер, руководитель объединения детей-инвалидов «Ассоль», дети с ограниченными возможностями здоровья, участники спектакля, родители, социальные педагоги и психологи. Среди важнейших результатов проекта самими детьми было отмечено следующее:- смогли поверить в себя;- удалось расширить свои границы;- перестали бояться жизни;- смогли говорить о себе;- стали больше доверять людям, смелее общаться с ними;- появилась ответственность за другого человека;- появились новые умения (одна девочка стала писать стихи).Психологи добавили:- пропала боязнь нового и в связи с этим излишняя нервность некоторых участников;- появился рабочий ритм, осознание значимости каждого упражнения;- возникли интерес к произведению, к характеру героев, умение работать в группах;- возникла потребность в общении;- между родителями и детьми установились отношения большего доверия и уважения.Наше общество нуждается в толерантности, благородности, доброте, отзывчивости. Создание инклюзивного театра может дать обществу возможность проявления этих качеств, а самому театру пути развития в сторону общественной значимости. Добиться настоящего театрального успеха можно созданием действа по законам жанра, в котором будет и идея, и адекватное воплощение, а для этого необходимы условия, о которых говорил Вахтангов: «Автор. Время. Коллектив». Проект «Инклюзивный театр» учел эти составляющие, уменьшил социальную изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья, помог им общаться со здоровыми сверстниками на основе взаимоуважения и понимания. Он стал не менее важен и для здоровых детей и взрослых, участвовавших в его реализации.Общаясь с особыми людьми, наделенными особыми качествами доброты, раскрываешь в себе новые грани добра и творчества. «Приобретаешь тем больше, чем больше жертвуешь» – эти слова Леопольда Антоновича Сулержицкого могут быть отнесены и к опыту работы инклюзивного театра в Ижевске.На вопрос местной радиостанции «Каких изменений вы ждете после проекта?» я отвечаю, что верю: все, что мы делаем, меняет мир.Светлана ШАНСКАЯ, режиссер театра «Птица», город Ижевск Удмуртской Республики
Комментарии