Изучая периодику не столь отдаленного времени, обнаружил в журнале «Русский вестник» №12 за 1901 год интересную статью «К реформе средней школы». Из нее ясно, что школу постоянно сотрясали реформы как в прошлом, так и сегодня. В начале ХХ века готовилась «коренная» реформа – преобразование всех школ и гимназий в единую семиклассную среднюю школу. В статье отмечается, что недостатки есть как в классических гимназиях, так и в реальных училищах: «Улучшения нужны и для тех, и для других; но эти улучшения прежде всего должны касаться педагогов и учеников, а не программ. Дайте самые лучшие программы в скверные руки, и получится нуль или даже минус». В статье рассматриваются 4 важных пункта, которые привожу конспективно:
1. «Преподаватель-педагог должен быть надлежащим образом подготовлен к своей деятельности не только теоретически, но и практически. Для последнего он должен по меньшей мере два года практиковать при среднем учебном заведении в качестве кандидата под руководством директора и соответствующих преподавателей…»
2. «Должно поставить преподавателя так, чтобы он любил свое дело и дорожил своей службой. Для этого нужно обеспечить его материальное и служебное положение примерно так, как это выработала практика в Германии и Австро-Венгрии. Жалованье назначается определенное независимо от числа уроков и личного усмотрения директора (уроков положено на одного преподавателя не больше 18 в неделю)…»
3. «Помимо материального обеспечения преподавателя нужно его обеспечить и нравственно, ограждая его от всякого административного произвола, как это сделано в указанных выше государствах…»
4. «Директор не должен быть бумажно-канцелярским администратором, но должен служить учебному делу. Денежную и чисто хозяйственную часть можно бы снять с него».
Перечисленные улучшения возвысили бы умственный и нравственный уровень преподавателей, а вместе с тем значительно выше подняли бы все учебно-воспитательное дело. В статье также делается важный вывод о том, что стране более нужны серьезно подготовленные и честные деятели на поприще государственном и общественном, чем техники, инженеры, архитекторы и другие чисто деловые профессии. «По последним в случае недостатка своих людей можно пользоваться и иностранными силами; но на месте судьи, адвоката, земского врача, педагога-воспитателя и вообще общественного деятеля не может сидеть иностранец, враждебно смотрящий на Россию, не может сидеть и человек, лишенный серьезного образования, патриотизма и нравственных устоев. Без серьезной школы, и притом в национальном духе, полезных для общества деятелей воспитать невозможно».
Возникает вопрос: а каковы смысл и логика проводимых сегодня реформ в образовании?
Комментарии