Существует ли прогресс общества? Существует ли прогресс? На этот вопрос мыслители отвечали и отвечают как положительно, так и отрицательно.
Слово «прогресс» древнее. Оно происходит от латинского pro-gredo, progressus – продвижение, движение вперед. Оно использовалось позднеримскими авторами также в значении «успех».
Долгое время, в ХIХ – ХХ вв. прогресс понимался как движение от несовершенного к совершенному, от зла к добру, от плохого к хорошему, от несчастья к счастью. В ХХ веке была произведена попытка на деле реализовать такое понимание прогресса, и плацдармом для испытания прогрессистской идеологии стала Россия.
Но действительно ли прогресс означает усложнение? Всего и во всем? Когда человеку жилось комфортнее: в ХХ или ХVI веке? Кто умнее: человек ХХI века или Аристотель? Люди современные или средневековые нравственнее? Все эти вопросы ненаучны, и их не стоит обсуждать. А о чем свидетельствуют такие факты: средняя величина мозга питекантропа – 700 – 1200 куб. см, неоантропа – 1000 – 1900 куб. см, а писателя ХIХ – начала ХХ в.в. Анатоля Франса – 1017 куб. см?
Питирим Сорокин отмечал: «Волна смерти, зверства и невежества, захлестнувшая мир в ХХ цивилизованном, как считалось, столетии, полностью противоречила всем «сладеньким» теориям прогрессивной эволюции человека от невежества к науке и мудрости, от звероподобного состояния к благородству нравов, от варварства к цивилизации… от тирании к свободе, от нищеты и болезней к неограниченному процветанию и здоровью, от уродства к красоте, от человека – худшего из зверей к сверхчеловеку – полубогу».
Может быть действительно развития нет, человечество топчется на месте? Есть и такое мнение, есть и противоположное, утверждающее, что эволюция, прогресс имеют место.
Ход исторического процесса носит неравномерный, волнообразно-спиралевидный характер, считают многие исследователи. Современный российский философ Ю. Яковец считает, что «ход истории можно… образно представить в виде движущегося (с неравномерной скоростью) маятника, свободный конец которого описывает траекторию, подобную спирали». При этом надо иметь в виду, что «история полициклична: друг на друга накладываются, взаимодействуя, исторические циклы разной глубины и длительности», а «между двумя смежными историческими циклами лежит переходный период, который характеризуется кризисом и отмиранием отживающей свой век системы». Причем бег исторического времени, неравномерный по фазам, циклам, то замедляется, то бешено ускоряется.
Но что является критерием (мерилом) прогресса?
Развитие свободы человека?
Развитие материального производства?
Развитие нравственности?
Развитие разума?
Развитие знаний?
Или что-то иное? На эти вопросы есть разные ответы. Философ И. Кант считал источником развития знание.
В отличие от марксистской теории общественно-экономических формаций американский социолог Дэниел Белл предложил такую типологию: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Термины аграрное и индустриальное общество возникли приблизительно 200 лет назад (автором термина индустриальное общество признают К.-А. де Сен-Симона). Ими пользовались философы и социологи XIX и XX вв., например, Карл Маркс, американский социолог XX в. У. Ростоу. Американский социолог и публицист – футуролог Элвин Тоффлер считал взаимодействие человека с природой одним из определяющих начал жизнедеятельности общества. Он считал, что человеческое общество проходит следующие этапы развития, или цивилизационные волны:
8 – 9 тысяч лет назад (с неолитической (аграрной) революции) – аграрная цивилизация;
300 лет назад (с промышленной революции) – индустриальная цивилизация; с конца XX в. – зарождение постиндустриальной цивилизации.
Аграрное общество
«состязание» человека с природой
Индустриальное общество
«состязание» человека с преобразованной природой (производство товаров массового потребления)
Постиндустриальное общество
«состязание» человека с преобразованной природой (производство услуг)
В данном случае в основе типологии обществ лежит прогресс технологий.
К. Маркс, У. Ростоу, Э. Тоффлер и другие ученые при всех различиях во взглядах признают, что:
а) индустриальное общество – прогрессивная стадия общественно-исторического развития, превзошедшая предшествующие ей этапы (докапиталистические формации у К. Маркса, традиционное общество у У. Ростоу, аграрное общество у Э. Тоффлера);
б) переход к индустриальному обществу занял длительный исторический период;
в) индустриальное общество – целостная система, охватывающая все сферы социальной жизни.
Современные ученые выделяют 5 векторов эволюции, последовательных изменений, которые происходили и происходят на протяжении социальной истории. Именно они могут быть выражены количественно. Это:
Рост технологической мощи (от каменного топора до ядерной боеголовки).
Лидерство в развитии технологий переходит от одного региона к другому и выстраивается в единую линию: 50 тысяч лет назад оно принадлежало Восточной Африке; от 40 до 25 тысяч лет назад в Австралии впервые изобрели каменные орудия с полированным лезвием и рукояткой; производство железа впервые возникло в Передней Азии и Закавказье; в Северной Африке и Месопотамии появились гончарное дело, ткачество и стеклоделие. В первые века нашей эры лидером производства технологий стал Китай, а в первой половине II тысячелетия глобальное значение имели техника и технологии арабов. Только после середины ХУ века лидерство постепенно перешло к Европе.
Демографический рост.
В местах расселения охотников-собирателей их средняя численность составляла 0,5 человека на квадратную милю (1 миля = 1609 м), а в зонах ирригационного земледелия – 522 человека.
Рост социальной (организационной) сложности.
Если в палеолите существовали только группы от 5 до 80 человек, то в 1500 г. уже 20% населения жило в государствах, сегодня же населения вне государств почти не осталось.
Ростом индивидуального и социального интеллекта, информационной емкостью мышления.
Если школьник свободно перемножает цифры, то он не изобретает таблицу умножения, он пользуется когда-то найденным алгоритмом, не думая о том, какие титанические усилия лучших умов древности стоят за этим. Многое мы делаем автоматически, многое находится у нас в подсознании, воспринимается крупными информационными блоками. Действительно, в обыденной или профессиональной деятельности человек не изобретает каждый раз новое, а, как бы свертывая ее, опирается на историческое наследование информации, культурный опыт человечества.
Итак, развитие человечества связано с ростом технологического могущества, численности населения, многообразия и усложнения общества, ростом индивидуального и социального интеллекта. Пятый вектор изменений (закон техно – гуманитарного баланса) мы рассмотрим ниже.
Социально-экологические кризисы
Общество может находиться в состоянии относительной стабильности. Когда наблюдается равновесие сил между природой и обществом, можно говорить о социально-экологической стабильности. Однако равновесие не абсолютно, не устойчиво, не вечно. Развитие человеческого общества, как и природы, идет через кризисы, являющиеся симптомами недомогания, «болезни» социальной системы. Но итогом болезни может быть как смерть, так и выздоровление. Кризис – это такая ситуация, когда, как после болезни, организм может выздороветь, даже окрепнуть, в отличие от катастрофы, когда организм погибает.
Кризис общества есть бифуркация, то есть раздвоение, момент максимального увеличения и одновременно преодоления хаоса, когда происходит стихийный выбор нового канала эволюции.
После преодоления социально-экологического кризиса и природа, и общество становятся иными.
Экологические кризисы могут быть вызваны двумя группами причин – внешними и внутренними. Внешние причины – это изменения в солнечной активности, космические катаклизмы, глобальные или местные изменения климата, геологические процессы.
Известно, что во время окончания ледникового периода в результате повышения уровня океана ушла под воду значительная территория на западе Европы. С этим связывают и гибель Атлантиды – загадочной страны, рассказы о которой не дают покоя людям почти две с половиной тысячи лет.
Подобные экологические кризисы приводили к смерти: например, к уничтожению животных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды развития природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и перспективных организмов. Происходили вырождение, гибель одних цивилизаций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о непродуктивности данного типа экологических кризисов.
Внутренние причины экологических кризисов – разрушительная деятельность человека. Такие кризисы называют антропогенными (или технотронными). Они могут возникнуть как при плохих, так и при благоприятных внешних условиях. Но они сильнее влияют на судьбу человечества. Экологические кризисы данного типа ставят перед выбором: или угроза гибели человека как вида, или успешный поиск путей выживания. Подобные экологические кризисы, вызванные разрушительной деятельностью человека в отношении природы, часто называют социально-экологическими кризисами, потрясениями, затрагивающими все стороны жизни людей: экономическую, социальную, политическую, духовную. Этот тип кризисов мог привести как к смерти, так и к дальнейшему развитию общества.
В основе исторического движения, преодоления перечисленных кризисов (революций) лежит основной двигатель – борьба человечества за выживание, поиск оптимальных ответов на природные и антропогенные вызовы. На всех этапах развития человечество выбирало наиболее действенный фактор, способный преодолеть кризис и способствовать выживанию человечества.
Конструктивное преодоление антропогенного кризиса обеспечивалось не возвращением человека к природе, а очередным удалением общества вместе с природной средой от естественного (дикого) состояния. Антропогенные кризисы почти всегда были связаны с ростом населения, который опережал рост внутреннего разнообразия социальных систем. Вместе с тем успешное («прогрессивное») преодоление кризиса, расширив и углубив экологическую нишу человека, обеспечивало новый демографический рост.
Кризисы носят как местный, локальный, так и глобальный характер. Особенность глобальных социально-экологических кризисов (революций) заключается в том, что они
ведут к коренному качественному изменению большинства общественных отношений практически во всех сферах социальной жизнедеятельности: экономике, социальных, политических отношениях, духовной жизни;
не знают национальных границ;
различаясь по историческому времени для разных стран и народов, они вызывают примерно одинаковые последствия.
Эти последствия сказываются как на жизни людей, так и на их природном окружении.
Гипотеза техно-гуманитарного баланса
Изучение антропогенных кризисов привело современных ученых к выводу, что на всех стадиях социальной жизнедеятельности соблюдается закономерная зависимость между тремя переменными: технологическим потенциалом, качеством выработанных культурой средств саморегуляции и устойчивостью социума.
На этой основе современными учеными выдвинут закон техно-гуманитарного баланса, формулирующийся следующим образом: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества. При этом растущий технологический потенциал делает социальную систему менее зависимой от состояний и колебаний внешней среды, но вместе с тем более чувствительной к состоянию массового и индивидуального сознания.
Закон техно-гуманитарного баланса помогает объяснить причины внезапных надломов, распада одних обществ и процветания других; загадочных прорывов человечества в новые культурно- исторические эпохи.
Основные этапы развития человеческого общества
Случаев конструктивного разрешения антропогенных кризисов в истории немного, но именно они стали вехами в становлении и развитии обществ и цивилизаций. Таких прорывов в развитии человечества ученые определили и описали не менее пяти – шести (Э. Тоффлер – три, Ф. Спирс – четыре, К. Ясперс – одну). Исходя из закона техно – гуманитарного баланса российский исследователь А.П.Назаретян выделяет следующие глобальные кризисы (революции) – основные механизмы исторических трансформаций. Их названия условны, не устоялись и поэтому взяты в кавычки. Это:
1. «Палеолитическая революция» (более 1,5 млн. лет назад).
2. «Верхнепалеолитическая революция», или «культурная революция кроманьонцев» (30-35 тыс. лет назад).
3. «Неолитическая революция» (Х – VIII тысячелетия до н. э.).
4. «Городская революция» (V – III тысячелетия до н.э.).
5. «Осевая революция» (середина I тысячелетия до н.э.).
6. «Промышленная революция».
7. «Информационная революция».
«Палеолитическая революция» (0,7 – 1,2 млн. лет назад)
Один из представителей большой группы австралопитеков (лат. – греч. – «южные обезьяны»), обитавших в Африке, выделился из животного мира и дал начало новому роду Homo. Он был промежуточным звеном между обезьяной и человеком, «обезьяночеловеком». Один вид австралопитеков оказался развитее других. Он научился делать простейшие орудия труда из камня: ударяя одним камнем по другому, заострял его край. За свое умение эти существа и были причислены к роду человека. Они получили имя человек умелый (homo habilis). Самым древним каменным орудиям труда около 2,5 миллиона лет. Таков возраст человечества. Следующая ступень – Homo erectus (человек выпрямленный, питекантроп) уже широко расселился по Европе и Азии и около 300 тыс. лет назад дал начало человеку разумному – Homo sapiens.
Около 110 тыс. лет назад появился неандерталец. Почти одновременно с неандертальцами 100 – 120 тыс. лет назад, появился наш ближайший предок кроманьонец, которого, как и нас называют Homo sapiens sapiens. Неандертальцы и кроманьонцы просуществовали вместе всего несколько тысячелетий.
Приблизительно миллион лет назад гоминиды стали переходить от преимущественно собирательного к охотничьему образу жизни. Человек создал искусственные средства нападения, причем один и тот же предмет использовался и как орудие труда, и как оружие. Великий исследователь, антрополог Тэйлор писал, что орудие «одинаково служило как для того, чтобы дробить черепа и кокосовые орехи, так и для того, чтобы рубить ветки деревьев и члены человеческого тела». Создав искусственные средства нападения, оружие, древний человек создал и угрозу самоистребления. Эффективность искусственных средств нападения быстро превзошла эффективность как телесных средств защиты, так и инстинктивных механизмов торможения. Гоминиды должны были или истребить друг друга, или выработать средства сдерживания агрессии, самоограничения.
Гоминиды научились систематически использовать огонь. У них появилось воображение, а вместе с ним и страхи: боязнь мертвецов, что привело к сдерживанию агрессии, а также стимулировало заботу о беспомощных сородичах. Таким образом, гоминидам удалось выжить, выработав искусственные инструменты коллективной регуляции.
Выводы (см. таблицу)
В ходе «верхнепалеолитической революции» происходил переход от среднего к верхнему палеолиту с окончательным вытеснением неандертальцев кроманьонцами.
Развитие охотничьих навыков, высокий экономический потенциал присваивающего хозяйства на территории Евразии создали условия для динамичного развития человека, роста населения и его материальных потребностей. Но природа не могла выдержать давления на нее. Сокращение объема животной пищи заставляло людей искать иные места охоты, проникать на новые территории. Так, примерно 25 тысяч лет назад первые люди проникли в Америку и расселились от Аляски до Огненной земли, истребив слонов и верблюдов. Их хозяйство было высокотехнологично для того времени.
Перечислите известные вам орудия труда человека периода палеолита и мезолита.
Каковы были основные занятия первобытного человека?
Человек почувствовал себя господином природы, ощутил свое превосходство над ней, безнаказанность. Он приобрел охотничий азарт, получая довольно быстрый успех в добыче. Люди становились бичом для животного мира, разрушителями природы. Исчезали поголовья, даже виды животных (вымерли пещерные медведи, некоторые породы лошадей).
В Якутии археологи раскопали огромное количество костей мамонтов. Их было так много, что сначала их приняли за естественное кладбище животных. Но потом ученые пришли к выводу, что это «кладбище» – дело рук людей, чьи стоянки обнаружились неподалеку. Причем ученые определили, что люди истребляли больше мамонтов, причем крепких, здоровых особей, чем это им необходимо было для пропитания.
О чем свидетельствуют эти данные?
а) о том, что накануне неолитической революции началась «вакханалия» истребления животных, вызванная ростом потребностей человека, его самоощущением хозяина природы;
б) о том, что человек чувствовал себя зависимым от природы, жил в окружении страха и неуверенности, пытался сотрудничать с природой?
Перемены в природе стали происходить еще быстрее, и генетически человек уже не успевал отреагировать на вызов природы. Его ответ должен был стать иным, социальным, то есть ответом не биологического вида, а группы. Не увеличением головного мозга индивида, но объединением интеллектов индивидов.
Если раньше ответ был связан с увеличением объема информации, перерабатываемой одним человеком, то теперь – многими людьми.
С того времени, как человек «нарушил» закон природной эволюции, вышел из его «подчинения», нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается история взаимоотношений двух начал: общества и природы.
(Х – VIII тысячелетия до н.э.)
Неолитическую революцию (кризис), глубочайший переворот в обществе, самом человеке относят к Х – VIII тысячелетию до н.э.
В чем же сущность неолитической революции?
Во-первых, произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Поэтому неолитическую революцию называют еще и аграрной.
Во-вторых, возник социальный генотип современного человека.
В период неолитической революции человек научился самостоятельно добывать основные средства существования, выращивать растения и животных, перерабатывать полученные продукты в необходимый набор средств существования. Это стало величайшим благом, открывшим рождавшемуся человечеству путь к выживанию и прогрессу.
Вспомните, что такое присваивающее хозяйство?
Что такое производящее хозяйство?
Какие занятия характеризуют хозяйство производящее, а какие – присваивающее?
Производящее хозяйство по сравнению с присваивающим демонстрирует более мягкое, бережное отношение к природе.
Но чтобы заниматься не охотой как единственным способом добычи мяса и собирательством как главным способом добычи съедобных злаков, а земледелием и скотоводством, нужен был иной интеллект. Ум земледельца отличался от ума охотника или собирателя, превосходил их по информационному объему. Он уже мог связать события в причинно-следственный узел, прогнозировать результаты собственных действий.
Представьте себе двух первобытных людей: один человек палеолита, другой – человек, появившийся после неолитической революции. У каждого из них на ладони лежит зерно. Как вы думаете, что сделает с зерном человек № 1? А что № 2? У кого из них возникло такое интеллектуальное качество, как предвидение, возможность рассчитывать на несколько шагов вперед?
В выигрышном положении стали находиться люди, обладавшие не просто более развитым мышлением, но мыслившие нестандартно в опасных ситуациях, способные к «парадоксальному» поведению. Это позволяло выжить им самим и другим людям, использовавшим их опыт.
Пример парадоксального поведения и его значения показан в рассказе канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона «Тито». За Тито, самкой койота, гнались борзые. Она остановилась, когда они подбегали и должны были разорвать ее. Но что сделала Тито? Она остановилась и пошла собакам навстречу, помахивая хвостом. От удивления, шока борзые отказались от нападения. Ведь они готовы загрызть всякого, кто убегает! Поведение Тито сбило их «программу».
Чем чаще первобытные сообщества попадали в парадоксальную ситуацию, тем больше накапливался и закреплялся поведенческий опыт, тем эффективнее становилось общество.
Возникла проблема выживания человечества. Как выжить? Какими могли быть механизмы сдерживания? Материальными? Например, можно было изобрести щиты, предохранявшие от оружия нападения. Духовными? Но тогда надо было измениться самому человеку, его мышлению, пониманию себя, своего места в окружающем мире.
Надо изменить отношение к окружающему миру, измениться самому.
Табу (запреты) родили чувство стыда и заставили человека надеть набедренную повязку. Но главным было табу «не убий!» Оно изменило сам характер эволюции человека. Изменились и отношения между людьми, их сообществами. Экологический кризис вызвал социальный (конкуренция между племенами достигла предельного ожесточения). Стал преобладать новый тип отношений между племенами (раньше – геноцид, теперь – кооперация племен). Теперь люди поняли, что выгоднее отнять произведенный продукт (скот, зерно), чем убить. Выгоднее отдать, чем быть убитым. В результате резко сократилось количество людей, которые оказались на грани самоистребления.
Во многих районах Европы, Азии, на Ближнем Востоке традиция людоедства отошла в прошлое, оно перестало служить обычным способом расправы над людьми вражеского племени.
Так гуманизировались отношения человек – человек, человек – природа, человек – общество.
Неолитическая революция привела к росту населения Земли, его приспособлению к условиям жизни. Земля стала кормить земледельцев и скотоводов, хотя в свое время не могла накормить охотников и собирателей. Но, с другой стороны, именно в период неолитической революции люди «приобрели» инфекционные болезни (тиф, оспа, холера), которые стали причиной смерти, сокращения населения.
В V – III тысячелетиях до н.э. люди научились использовать медь, потом бронзу. Появились первые города-государства. Считается, что первые города появились самостоятельно в шести точках Старого Света и в двух точках Америки.
Бронзовое оружие было хрупким, тяжелым и дорогим. Поэтому воином мог быть не каждый, а только физически сильный мужчина. Армии были профессиональными, их вооружение и подготовка дорогостоящими. Найти замену погибшему воину было сложно, поэтому своих берегли, а врагов старались уничтожить как можно больше. Пленных убивали, детей и женщин уводили в рабство. Покорения народов добивались террором. Императоры, фараоны, полководцы высекали на камне хвастливые «отчеты» о сожженных городах, убитом населении.
Использование металлических орудий труда привело к росту земледелия, а это в свою очередь стимулировало рост населения. А так как доступных плодородных почв тогда было немного, то усилилась борьба за них, конкуренция между племенами. Кризис был преодолен переходом к орошаемому земледелию в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ, что потребовало формирования централизованных управленческих систем. Так произошла городская революция, приведшая к образованию первых городов-государств.
Теперь в состав социума входили не близкие по крови люди, а незнакомые. Город был нужен земледельцам как укрытие, как гарант их выживания. Возникла экономическая заинтересованность в сохранении жизни человека. Появились первые признаки рабовладения. В то же время в процессе порабощения человека была открыта его ценность, сам человек.
Городская революция произошла вначале только в некоторых регионах Севера Африки, Ближнего Востока, Индии, Китая, затем в Америке.
Елена ЗАХАРОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии