search
main
Топ 10

Ментор в школе: кто такой наставник и зачем он нужен учителю

Сегодня мы все чаще возвращаемся к проблеме наставничества, когда старшие педагоги помогают молодым специалистам. В 2020 году Минпросвещения РФ выступило инициатором создания сети базовых школ при педагогических вузах. Как работает принцип наставничества в региональной школе? Какие задачи удается решать в ходе производственной практики педагогам и выпускникам вузов?

Фото из личного архива Екатерины Белоцерковской

На эти и другие вопросы сетевому изданию «Учительская газета» ответила победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2008, учитель школы № 69 города Екатеринбурга Екатерина Геннадиевна Белоцерковская.

– Екатерина Геннадиевна, школа, в которой вы работаете, является базовой площадкой для прохождения практики студентов Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Вы были инициатором этого проекта и видите всю ситуацию изнутри. Расскажите о принципах наставничества.

– Когда я в 2013 году пришла в 69-ю школу, то обратила внимание на дефицит молодых кадров. Средний возраст учителей составлял 56 лет. Нужно было что-то менять. Тогда наша школа выступила инициатором сотрудничества с Институтом педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета и пригласила на практику студентов.

Была проделана очень большая работа, приходилось уговаривать педагогов взять практикантов. Необходимо было сформировать систему наставничества, сделать так, чтобы учитель-стажист научился делиться своими знаниями. Этого удалось добиться только спустя десять лет целенаправленной работы. Пример наставничества стал заразительным – сегодня восемь школ Екатеринбурга работают в тесном контакте с Институтом детства.

Студенты приходят в нашу школу с первого курса. При этом молодые специалисты не предоставлены сами себе, а окружены вниманием опытных коллег. Мы предлагаем практикантам веер разнообразных заданий. Отрабатываем технологию составления урока. Причем не из интернета что-то скачиваем, а сидим и разрабатываем все на месте.

Второй момент, который нам удалость сделать в студенческой практике, – это проведение бинарных уроков. Занятие ведет студент, а наставник может в любой момент к нему присоединиться, если видит: что-то идет не так.

– У вас наверняка есть наработанные годами правила для молодых педагогов?

– Первое и, пожалуй, самое важное – научитесь ошибаться. Я часто говорю ребятам: «Спасибо за ошибку». Первоначально родителей пугала эта фраза – многие из них настраивают детей поднимать руку и отвечать только правильно. Но зачем тогда нужен учитель? Именно с ошибки начинается движение мысли.

Второе – не спешите оценивать, торопитесь ценить. Любой результат и родитель, и ученик, и учитель хотят видеть в баллах, но почему? После урока спрашиваю молодого педагога: «Ты быстро детей оценил, а за что ты ценишь своих учеников на уроке? Какую идею они тебе подарили?» Если учитель ничему не научился и не увидел ничего ценного, значит, урок не прошел.

За что можно ценить? Например, кто-то из первоклашек вышел к доске и ответил в первый раз. Сказать ребенку, что он плохой, легко. Но ребенок запомнит эту фразу на всю оставшуюся жизнь. Наша задача – научиться видеть «плюсы» каждого. А если заметили «минус», помните, как в математике, при каких условиях можно поменять на «плюс»? Цените индивидуальность, искренность, честность, яркость, медлительность и забывчивость…

Третье – быть здесь и сейчас. Как часто я слышу от родителей: «мы готовимся к начальной школе», «мы готовимся к обучению в 5 классе». В старших классах идет подготовка к экзаменам. Получается, что дети постоянно к чему-то готовятся. Спешу разочаровать многих – ребенок не готовится, он уже живет, и результат (движение), как свое, так и ребенка, нужно подмечать ежедневно.

Четвертое – решать то, что не решается. В первые годы своей педагогической практики я давала ребятам исключительно те задания, которые отработала, прорешала, обсудила. Признаюсь, получала истинное удовольствие, когда мои чада выполняли их на «отлично». Чуть позже поняла, что заученный (уже всем известный) ответ не важен для взросления ученика.

Главным учителем для меня стал академик Российской академии наук Николай Николаевич Красовский. Он приносил мне математические задачи и просил прорешать их с учениками начальной школы. Я убеждала его, что мы вряд ли дадим правильное решение. На что Николай Николаевич отвечал: «Правильный ответ я знаю сам, мне важен путь решения, путь детской мысли».

– Многие педагоги признаются, что уходят из школы не из-за коллектива и учеников, а из-за родителей. Они не могут правильно выстроить отношения, завоевать авторитет.

– Работа с родителями – это самое сложное направление, и оно также входит в студенческую практику. Студенты присутствуют на собраниях, проводят встречи с родителями. Сложнее, когда у молодого педагога появляется свой класс. Здесь важно сразу с первого сентября стать авторитетом. Все зависит от того, как классный руководитель проведет первое собрание, какая будет у него традиция.

Это особенно важно для начальной школы. Я всегда предлагаю в начале года придумать слоган класса, говорю о том, что мы на четыре года погружаемся в совместный проект – «Мы вместе». Приглашаю родителей на открытые уроки, провожу мастер-классы, методические мастерские. У нас получается хороший, сплоченный родительский коллектив. Мамы и папы готовы помогать своим детям, они с радостью включаются в работу. Особенно неоценима помощь родителей, когда первоклашки делают первые шаги в проектной деятельности.

Нужно поддерживать связь с родителями, показывать, что успели сделать в течение дня. В этом помогает WhatsApp. Общие чаты – это важный канал информации. Часто молодежь спрашивает меня, что написать? Я объясняю: «Сфотографируй самую красивую тетрадку и подпиши, что у тебя есть ребенок, который справился с заданием, на физкультуре отметь, что сегодня все молодцы, а после урока рисования отправь фотографии с общей выставки». Если налажены коммуникационные связи, родитель будет с радостью бежать в школу за своим чадом.

– Как молодому педагогу мотивировать детей на учебу в школе? Как увлечь школьников и наладить дисциплину в классе?

– Я отношусь осторожно к дисциплине. У меня все уроки шумные, но это не значит, что дети плохо себя ведут. Любой урок воспринимается проще, если ребенок его проговаривает. Урок – это обсуждение, это спор, это вызовы, которые ставит учитель, это согласие и несогласие. При этом сама организация урока должна быть выстроена и продумана.

Что касается мотивации. Самое первое и самое простое – быть интересным сегодня, не идти по учебнику. Ребенка должно что-то удивлять. Важно всего лишь начать урок по-другому. Конечно, нам хочется, чтобы у детей складывалась внутренняя мотивация, и мы над этим работаем.

А еще учителю нужно быть счастливым человеком. Что такое счастье? Вслушайтесь в слово «СЧАСТЬЕ»! С частью… Счастье – это то, что помогает мне держаться на плаву, что-то придумывать, делать… Для меня счастье – это моя семья, мои дети, моя работа. Счастливый человек тот, у кого много таких «частичек». И чтобы была мотивация у учеников, должна быть поддержка молодых педагогов в школе.

Когда мы только требуем от учителя бесконечные отчеты, он уходит моментально. Учителю важно ощутить себя частью коллектива. Частью того большого «организма», который называется школой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте