В Самаре два педвуза. Возникает невольная ассоциация с двумя медведями в одной берлоге. Однако никакого соперничества меж родственниками не возникло, поскольку в единственном филиале Московского городского педагогического университета в Самаре открыты такие специальности, по которым в местных вузах не готовят. Филиал, как МГПУ в российском образовании, занял свою нишу в самарской высшей школе.
Когда в Самаре была принята концепция подготовки менеджеров образования из директорского корпуса, стало очевидно, что для ее реализации необходимо создать некий учебный центр. Он-то и стал предтечей филиала. А после именно в филиале был выдан диплом менеджера образования N 1, в головном университете – несколько позже.
– Филиал МГПУ – это московский вуз на самарской земле со статусом и ментальностью педагогического университета, дающего образование общегуманитарного профиля,- расставила акценты его директор Галина Козловская.- Мы открыли такие специальности, по которым в самом университете имеются серьезные научные школы.
Подходя к педагогике как основе любой социальной деятельности, филиал готовит специалистов широкого профиля, которые могут работать не только в учреждениях образования. Особенно это касается менеджеров, психологов, специалистов по английской филологии. Конкуренция на рынке труда не оставляет в покое самую по сути консервативную сферу подготовки кадров – педагогическую. Стало возможным и даже модным получить за годы обучения две, а то и три специальности или одну широкого применения и 1-2 специализации. В этом плане менеджмент – истинная палочка-выручалочка.
Сначала это был “чистый” менеджмент в образовании, затем сфера его влияния расширилась – до социальной. Ныне филиал вышел на менеджмент организаций и кадровый менеджмент. Успех любого руководителя-менеджера в первую очередь зависит от его умения организовать работников. С одной стороны, без педагогики и психологии здесь не обойтись. Оттого педагогическое образование, по мнению Галины Козловской, становится интегрирующим профессиональным стержнем в любой области человеческой деятельности. С другой – менеджмент должен накладываться на базовую специальность, поэтому на факультете менеджмента учатся люди, имеющие среднее специальное или высшее образование.
За годы обучения искусству менеджмента самарцы поняли, что они на правильном пути. Их “штучное производство”- по 25 человек три года подряд – пока гарантирует выпускникам успешную карьеру. Они – на виду: из первого выпуска все стали директорами школ, заведующими отделов образования.
Филиал МГПУ работает по договорам с Департаментом науки и образования области и Управлением образования города Самары. Предполагается социальный заказ на обучение конкретных управленцев в сфере образования.
Я спросила Галину Ефимовну, может ли филиал помочь оставшимся без работы учителям, даст ли им шанс получить новую специализацию. Сейчас предполагается переподготовка учителей начальных классов по иной специальности – “иностранный язык”. Есть желающие стать юристами, психологами, педагогами дошкольного образования.
Есть факультеты “психология”, “английская филология”, “юриспруденция”, “дошкольная педагогика и психология”. В этом году был сделан набор на новый историко-английский факультет со специализацией “политология”. Как филиал вышел на новые специальности? Его лаборатория социологических исследований под руководством Светланы Фазульяновой, изучая мнения самарских школьников, выбрала приоритетные направления: социальные науки и международные отношения. Новые направления были лицензированы, и уже сейчас смельчаки их осваивают.
Сама Галина Козловская по образованию историк, потому новый факультет, как она призналась, открыла для души. Но не по наитию, а года два готовилась, советуясь с коллегами – с Петром Кабытовым, Александром Выборновым, с ректором МГПУ Виктором Рябовым. Именно Виктор Васильевич надоумил дополнить историю английским языком – в духе нового времени и открыть специализацию по политологии, по которой ни один вуз в Самарской области не готовит.
МГПУ находится на бюджете столицы, и, понятно, правительство Москвы оплачивать самарский филиал не в состоянии. Потому обучение в нем платное: 7-9 тысяч рублей в зависимости от специальности. Эти цифры соответствуют средней стоимости обучения бюджетного студента в Самаре. “Можно было бы загнуть цену и набрать меньше студентов, работать с которыми было бы куда легче, но к нам поступают дети интеллигенции и служащих. Потому здесь не могут установить московские коммерческие цены даже на факультете английской филологии.
Этот факультет совсем юн. На дневном отделении учится 3 курса. С университетом Брунел в Лондоне подписан договор об обмене студентами. В Самару приезжают работать английские профессора. Студенты обеспечены оригинальными британскими учебниками, словарями.
Судя по всему, в филиал МГПУ приходят выпускники с намерением получить серьезное образование. Для этого здесь созданы все условия. В здании реконструированного детсада, добрые стены и цивилизованный интерьер – обставленные новой мебелью аудитории, почти на 8 тысяч изданий библиотека с читальным залом, компьютерные классы, класс открытого доступа в Интернет, по-домашнему уютная с дешевыми завтраками и обедами столовая.
Это сегодня. А тогда…На открытие своего единственного филиала МГПУ пошел осмотрительно, видимо, потому что сам переживал период становления. Если бы помощи и поддержки головного вуза не было, вряд ли филиал “оперился” бы. Многие столичные преподаватели перебывали в Самаре с лекциями.
Со временем у филиала расширились контакты с вузами страны. Студенты проходят культурологическую практику в Санкт-Петербурге, планируются их стажировки на полгода-год в МГПУ. Появилась заинтересованность преподавателей в повышении научного статуса. Опекает земляков сам Виктор Рябов. Присутствует в составе ГЭК на экзаменах, на защите и вручении дипломов, посещает лекции, общается со студентами.
Все идеи, направленные на развитие филиала, связаны с углублением содержания обучения, а не с увеличением контингента. Лицензируется, к примеру, новая специальность по информатике и компьютерной графике. Сформированность материальной базы как основа для открытия той или иной специальности – это стиль МГПУ, органично принятый в филиале. Об информатике там не заговаривали, пока не появилось достаточное количество компьютеров и свободный выход в Интернет благодаря проекту “Гармония”. Как сказал Виктор Джаджа, начальник информационного отдела, компьютерные классы используются студентами, учителями города, а также учащимися на основании договоров со школами и просто стихийными поклонниками виртуальной жизни.
Для непосвященных в одном здании с двумя вывесками находятся словно бы две структуры – филиал МГПУ и городской Центр развития образования, выросший из городского методкабинета. Я, собственно, так и считала до визита сюда. Для учителей, кто уже здесь фактически “прописался”, и студентов ясно, что это одно целое. И сплачивает их не только единое руководство Галины Козловской, а нечто большее, словно магнитом притягивающее сюда молодых и опытных учителей, – современный подход к образованию, самообразованию и соответствующая им материально-техническая база.
…Разными путями пришли в филиал преподаватели, большинство из них, кстати, стали штатными, а это, согласитесь, несомненный показатель престижа вуза. Сегодня педагогический коллектив филиала – это команда, которую объединяют общие цели и задачи. Среди преподавателей много молодежи, средний возраст преподавателей – 35 лет, а профессоров – 47. Сама Галина Козловская считает деятельность филиала довольно плодотворной, приносящей пользу родному городу.
Галина СЮНЬКОВА
Самара
Комментарии