search
main
0

Мелодия для урока с успехом

Галина ДВЕРНИКОВА, учитель английского языка школы №1071, стала сначала победителем окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы-2006», потом финалисткой городского, затем подтвердила свой статус высококвалифицированного педагога, став лауреатом конкурса учителей в рамках нацпроекта «Образование».

Досье «УГ»Галина Алексеевна Дверникова, учитель английского языка школы № 1071, окончила факультет иностранных языков Коломенского педагогического института, стаж работы 16 лет, средиувлечений – фото- и видеосъемка, английский язык, компьютер, туризм, вождение автомобиля.

Галина Алексеевна сразу заявила: «Мой девиз – восхождение по ступеням познания должно быть успешным». То есть она считает, что в каждый момент обучения человек должен знать, где находится и движется ли он к некой вершине познания. Это и в самом деле должно волновать каждого, ибо, как совершенно правильно отметила Галина Дверникова, жизнь есть жизнь, и одна из движущих сил – стремление человека к успеху. Она вспоминает первые годы своей педагогической карьеры, когда молодой учительницей пришла преподавать английский язык в начальную школу, и каждый день на ступеньках школы ее встречали счастливые родители первоклассников и четвероклассников, задавали один и тот же вопрос: «А как мы? Как наши дела?» Сегодня Галина Алексеевна спрашивает себя и своих коллег, а готовы ли они отвечать на такой вопрос каждый день, пять дней в неделю, неделю за неделей. Естественно, она отвечала тогда, много лет назад, одному родителю, что дела идут хорошо, просто отлично, что ребенок активен на уроках, поднимал руку, отвечал, получал четверки и пятерки, другому советовала помочь ребенку работать активнее, третьему говорила, что ребенок должен работать больше. Но что значит – работать больше? Спустя некоторое время Галина Дверникова поняла, что ответы родителям на их вопросы она дает довольно банальные, и стала… бояться родителей, избегать встречи с ними, но параллельно с этим стала запоминать удачи и неудачи своих детей, через некоторое время ее голова, по словам Галины Алексеевны, превратилась в перегруженный компьютер, не способный уже ни на что. «Я просто-напросто устала от работы и от той информации, которую приходилось держать в своей голове каждый день, я с нею засыпала, я с ней просыпалась. Когда какая-то мамочка кидалась мне навстречу, в первую очередь я должна была вспомнить, а как учится ее ребенок. Тогда я поняла, что нужно что-то сделать», – рассказывает Дверникова. С этого, собственно говоря, и начались ее творческие поиски. Сегодня вопрос родителей: «Как наши дела?» она уже расшифровывает в первую очередь так: «Как работаю я и мои ученики, какие задачи решаем, какие успехи имеем, какие перспективы у нас есть». «Я учитель английского языка, – говорит Галина Алексеевна, – и в моих руках мелодия жизни, потому что музыку английского языка слушает и понимает весь мир, моя задача донести до каждого ученика ту мелодию и ту нотную грамоту, которая лежит в основе английского языка. Я должна научить каждого ученика слушать и слышать, а также сочинять музыку языка самостоятельно». Честно говоря, учительница в этом случае берет на себя очень сложную задачу, но она правильно ее понимает, не зря ведь говорят, что люди с музыкальным слухом быстрее других овладевают иностранным языком.

Вторым открытием были слова известного психолога Леонтьева о том, что под именем языка педагог преподает культуру. Эти хрестоматийные слова зазвучали для Галины Дверниковой немножко по-новому, когда она поняла, что в процессе преподавания нельзя забывать о культуре отношения к себе, перефразируя известную латинскую пословицу, гласящую, что мы учимся не для школы, а для жизни. «Я бы сказала – для себя в этой жизни», – уточняет Галина Алексеевна. Каждый человек хочет быть успешным, он к этому стремится, и для него урок английского языка – маленькая часть жизни. Человек будет успешным, если он сам посчитает себя успешным, а окружающие с этим согласятся. В первую очередь такие отношения касаются учителя и ученика, потому что в первую очередь ребенок оценивает свой успех глазами учителя. Но дети на уроке Дверниковой разные: с разными способностями и возможностями, с разной реакцией и разным слухом. «Слово «биография» важно именно для моего предмета, поскольку английский язык начинают изучать в 7, 10 и 14 лет. Когда я прихожу в класс, там сидят разноуровневые дети, и я не имею никакого морального права ставить перед каждым из них одну и ту же планку, я должна думать об их здоровье. Мне нужно создавать ситуацию успеха на уроке для каждого, потому что успех – камертон для настройки внутренней мотивации к учебе», – считает Дверникова.

Но что в этом случае нужно взять за основу, как выстроить работу таким образом, чтобы все пошло в ней как по нотам? Дверникова использует для работы методику блокнотов. Теперь у нее все разложено по полочкам, она не боится быть в разговорах с родителями необъективной, скучной, у нее есть теперь полная и систематизированная информация о каждом ребенке.

Галина Дверникова, помогая детям быть успешными, тоже хочет быть успешной, напряженно думая о том, что такое сегодня успешность учителя. Эти раздумья привели к созданию системы, которую она сама называет «Партитурой», в которой можно увидеть работу и всех вместе, и каждого ученика в отдельности.

Каждый день каждый учитель ставит оценки своим ученикам в журнал, в школе №1071, кстати, система оценок десятибалльная. Но Дверниковой неудобно выставлять оценки в журнал, потому что он уходит на другой урок вместе с другим учителем, а она должна иметь под рукой картину успешности. В блокнот она выставляет все оценки и имеет картину успеваемости каждого ученика на протяжении всего времени обучения. С помощью «Партитуры» она вооружена, и если блокнот, скажем, забыт дома, Дверникова чувствует себя некомфортно. Она будет чувствовать некомфорт по отношению к себе – ей нужно воочию видеть задачи, поставленные на сегодня, по отношению к своим ученикам – ей нужно видеть, у кого «западают» те или иные знания, и решать, что делать, чтобы эти «западания» ликвидировать, по отношению к родителям – встречая их у школы, она должна иметь данные для общения с ними.

Конкурсный урок Дверниковой был посвящен острой теме – толерантности, обсуждая ее, взрослые ученики-конкурсанты незаметно для себя стали использовать разные виды речевой деятельности, предлагаемые учителем. Галина Алексеевна позже объяснила жюри, что предложенный урок на самом деле был вводным, на таком уроке она обычно вводит своих учеников в тему, чтобы развивать ее на последующих, поэтому очень многое повторялось по принципу имитации и использования зрительных опор, монологи и диалоги должны были бы использоваться на других уроках. Главным итогом урока сама Дверникова посчитала то, что говорили все ученики, правда, на этом уроке она не смогла по вполне понятным причинам использовать, как обычно, свой блокнот для диагностики и мониторинга знаний учеников. Один из вопросов жюри был несколько необычным и касался различия в понимании успеха в русской и английской культурах, ведь в русской и американской технологиях проблема жизненного успеха обсуждается очень интенсивно, даже проводятся специальные исследования. Дверникову спросили, знает ли она о столь разных подходах к понятию «успешность» и считает ли, что на ее конкурсном уроке была ситуация успешности хотя бы для одного ученика. Она ответила так: «Перед уроком все ученики-конкурсанты волновались, смогут ли они говорить на английском языке. Поэтому успех на уроке зависел от той или иной степени адаптации. Каждый из сидящих на сцене смог что-то сказать на моем уроке, звучали фразы, формировались умозаключения, у всех имелась возможность высказать свое мнение. Успех заключался в том, что каждый смог перебороть себя и решить проблему говорения на английском языке. Что касается разных подходов к понятию «успешность», то они мне известны, а близок подход к успешности, присущий русской культуре». Кстати, о том, насколько позиция того или иного конкурсанта соответствует пониманию русской культуры, можно было судить по тому, какой теме он отдавал предпочтение, выступая с лекцией перед жюри и коллегами по конкурсу.

В своей лекции Галина Дверникова продолжила свои размышления на тему успеха учеников: «Учитель сегодня настройщик человеческих судеб: от того, какой инструмент возьмет в руки, зависит, насколько уникальной будет мелодия. Возникает вопрос: когда он идет в класс, какие инструменты нужны учителю, чтобы с полной уверенностью и максимальной долей безопасности прикоснуться к человеческой судьбе, что, как и зачем он будет настраивать?» После этих слов можно было бы ожидать, что Галина Алексеевна воздаст должное учителю, а она сказала, что ей не хочется вспоминать историю из жизни собственного ребенка. Ей, преподавателю иностранного языка, приходится воспитывать ребенка с задержкой речевого развития. Как ни странно, но именно собственный опыт очень помогает ей понять, что у каждого ученика может быть свой темп развития, свой уровень способностей, но доказать это своим коллегам подчас непросто. Вот и учителю начальной школы, которая выставила ее ребенку двойку в четверти по русскому языку, она ничего не смогла доказать. Она держала в руках толстенную исписанную ребенком тетрадь, в которой, если перелистать страницы, были видны результаты продвижения вперед, но для педагога начальной школы, не желающего не то что видеть, просто замечать эти результаты, тетрадь не стала аргументом в пользу ученика, она просто не хотела понять, что все люди разные, что у каждого может быть свой результат, нужно только его заметить.

«Интересно, как часто мы, педагоги, задумываемся, выставляя оценку в дневник, какое участие принимаем в жизни отдельно взятого ученика и даже в жизни целой семьи, а может быть, и общества в целом?» – задается вопросом Галина Алексеевна. По ее мнению, оценка – один из самых мощных инструментов в руках педагога, она равноценна выстрелу, которым можно дать старт для устремления к намеченной цели, можно ранить и даже убить (конечно, в переносном значении этого слова). Человеку нужен успех в жизни, степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание работать. Годовалому ребенку никто не советует, как нужно ходить, он учится этому сам, он доволен и горд своими успехами. А вот когда ребенок приходит в школу и делает свои первые шаги в восхождении по ступеням знаний, его критикуют, считают количество ошибок, таким образом, строят работу на негативе, вместо того чтобы использовать опыт его достижений, постоянно сравнивают ребенка с другими, вместо того чтобы сравнивать его сегодняшнего с ним же, но вчерашним, оценивать динамику его развития. Если вчера он читал только слоги, а сегодня – слова, если вчера был способен говорить только с опорой на текст, а сегодня пытается говорить сам, то все это замечательно, все это значительный успех, который нужно оценивать должным образом. Если учитель выступает в роли друга, готового протянуть руку помощи, поддержать, одобрить, приоритет положительного воздействия наверняка возобладает над негативным. «Не боюсь быть банальной, – говорит Дверникова, – но постоянно повторяю: мы не только даем знания, мы воспитываем личность, которая завтра будет заботиться о будущем нашей планеты. Учитель, создавая ситуацию успеха, должен готовить детей к роли творцов будущего. Я хочу, чтобы будущее строили успешные люди».

Я вас настрою на успех,

И одного, и сразу всех,

Пускай звучите вы по-разному,

Не будете однообразными.

Я научу вас сочинять

Всегда во всем свою мелодию,

И так английский постигать,

Что он простым предстанет вроде бы.

Я занесу вас в свой блокнот,

Досье такое очень нужно,

И мониторить вас начну,

Чтоб шла работа в классе дружно.

Оценкой выстрелю в упор,

Но то не будет преступленьем,

Всего лишь стартовым мгновеньем.

Помчитесь вы во весь опор,

Карьеру делая успешно,

Освоив ценностей набор,

Вершин достигнете, конечно.

Я обеспечу вам успех,

И в будущем, и в настоящем,

Как Данко, обогрею всех

И путь намечу вам блестящий.

Используя клавиатуру,

Вас подружу слегка с культурой,

Дав тот живительный запас,

Питать который станет вас

Всегда. В любое время года

К вам будет ласкова природа.

…Мечтать о будущем не грех,

Не зря пекусь о всех и каждом,

Успешный ученик – успех,

Которого любой учитель жаждет.

Фото и эпиграмма автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте