search
main
0

Мелкая моторика плюс графика

Двигательная активность ребенка, удовлетворение его потребности в движении, а главное, возможность ребенка выполнять эти движения – одно из условий полноценного развития малыша.

Наука утверждает, что на формирование речи ребенка существенное влияние оказывает кинестетический импульс, идущий от пальцев рук. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, поэтому необходимо развивать как общую, так и мелкую моторику – точное движение пальцев рук, которое особенно тесно связано с процессом формирования речи маленького ребенка.

Я считаю, что в логопедические занятия обязательно нужно включать упражнения, направленные на развитие движений пальцев и кистей рук, а в дополнение к массажу и гимнастике для пальцев и кистей рук – обведение по трафарету, шнуровку, застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание узоров из мозаики, счетных палочек или спичек.

Очень важно уделять внимание и развитию простейших графических навыков, начиная это уже в младшем дошкольном возрасте. В процессе выполнения несложных заданий дети учатся правильно держать карандаш, овладевают навыками штриховки, раскрашивания, изображения точек, кружочков, линий (прямых, косых и волнистых). Перед тем как рисовать на бумаге, предложите ребенку «нарисовать» в воздухе нужную линию. Это будет дополнительная тренировка руки для лучшего запоминания необходимого действия. Все умения и навыки, полученные в результате выполнения этих упражнений, помогут ребенку в будущем научиться писать и рисовать. При этом взрослый должен объяснить малышу, что надо сделать и что должно получиться. Пусть взрослый тоже возьмет себе листок бумаги размером в половину альбомного листа и делает задание вместе с ребенком. Обязательно нужно хвалить малыша за его старания, а если необходимо – помочь ему. Детям 5 лет можно предложить задания с использованием изогнутых линий, дуг, петель, ломаных линий, спиралей, комбинаций из овалов и треугольников. В возрасте 6-7 лет дети могут замечать уже более мелкие детали, улавливать более сложные закономерности. Они способны анализировать достаточно точно какой-либо объект. Поэтому необходимо пользоваться этими качествами. Сначала необходимо дать краткие сведения об объекте, далее надо разобрать детали, части предмета для определения последовательности действий. Здесь дети получают для себя новую словесную информацию. Когда ребенок рисует, он думает о том, что рисует, и при этом «крутит» в голове слова и термины. Он знакомится с новыми словами, понятиями (например, кораллы, созвездие, смерч, водоросли). При выполнении заданий по развитию графических навыков дети невольно сталкиваются с необходимостью правильно сориентироваться на листе бумаги, при этом закрепляются такие понятия, как право-лево, верх-низ, наискосок вниз, наискосок вверх, середина, центр, между.

Графические задания вполне уместно включать во фронтальные или подгрупповые логопедические занятия, связав их с темой занятия. В результате использования таких заданий невольно и естественно идет расширение лексики ребенка, ведь, объясняя каждый раз способ выполнения линий, точек, кружочков, необходимо подробно рассказать, как это сделать. Разумеется, приходится часто использовать в речи прилагательные, прилагательные в сравнительной степени, антонимы, синонимы, наречия. Этот материал служит для накопления пассивного словаря, и в следующий раз ребенок уже быстрее поймет объяснение педагога.

Анна КАРАВАЕВА, учитель-логопед детского сада комбинированного вида №1598

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте