search
main
0

Меланхолическая серенада, си-бемоль минор

Andante

Когда я согласился на лестное предложение уважаемой редакции “Учительской газеты” что-либо написать на тему “Интернет и школа”, то сразу вслед за этим меня охватило некое чувство глубокой тоски. Я ощутил, что взялся за не очень-то благодарную задачу: впрягать в одну телегу трепетную лань и вола.

Однако по порядку. Редакция спрашивала, например, следующее: как вы познакомились с Интернетом? Это было года три назад; я прочитал какую-то вдохновенную статью об истории возникновения Интернета и немедленно купил модем и подключение on-line; первый раз я вышел в сеть еще через браузер “Мозаик”. Рядом сидел один приятель, который был в моих глазах старожилом этого Нового Света, уже целых два месяца, как он там поселился. На мониторе светилось что-то голубое и зеленое, что-то загружалось, мелькало, я полностью не понимал, что происходит, но это было совершенно не важно. У меня было ясное ощущение абсолютно реального чуда. Мне виделось: вот я в новом мире, в новом пространстве, вся информационная и смысловая оболочка Земли отныне входит через телефонный “джек” в мою квартиру, а я теперь могу плавать, как Гагарин, во всем этом непонятном и дивном космосе.

Есть ли у мира это новое переживание, это фундаментальное удивление по поводу Интернета? Насколько я вижу, оно присутствует у многих людей бизнеса и искусства, у политиков и инженеров, у простых обывателей, безусловно, – у детей. И, что всегда было для меня поразительным, оно в очень малой мере есть у школьного сообщества. Как говорится, здесь и есть гвоздь проблемы.

Strigento

По роду своего характера и отчасти общественной деятельности я немало общаюсь и с москвичами, и с иногородними школьными директорами. Практически все они – люди интереснейшие, талантливые. Но вот насчет Интернета как-то большого интереса и энтузиазма не наблюдается… Многие, конечно, имеют подключение на работе, многим учитель информатики распечатывает электронную почту. Не более того.

Учителя информатики, с которыми мне также доводилось общаться, почти единодушно сетуют на то, что “выбить” из директора даже большой и относительно благополучной школы деньги на новые модем, хостинг, серфинг и т.д. фактически невозможно. И, чтобы предупредить ненужные возражения в этом пункте, хочу заметить, что разговоры, будто для большой городской школы затраты на Интернет составляют большую проблему, по-честному несерьезны. В свою очередь для подавляющего числа обычных учителей-предметников преподаватель информатики выглядит как некий “экзот”. Дело вовсе не в деньгах. Просто людям не особо интересно жить в сети, что-то писать в сеть, с кем-то общаться по сети.

Конечно, за последние годы сложился некий “джентльменский набор” возможного использования Интернета в работе с детьми и собственно в работе школы как организации. Его можно изложить в следующих 10 пунктах:

1. Использование электронной почты.

2. Поиск в сети нужной информации.

3. Создание собственных школьных веб-страниц.

4. Рассылка и/или съем централизованно подготовленных значимых, общеинтересных материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конференциях и т.п.).

5. Обмен тематически организованным опытом и идеями (например, для учителей физики, истории или для директоров школ и т.д.).

6. Образовательные FAQ (ответы на типичные вопросы).

7. Взаимоконсультирование по софту и т.п. (например, для учителей информатики).

8. Организация конференций по сети.

9. Получение (“скачивание”) небольших обучающих программ по разным предметам.

10. Совместные проекты школьников (и учителей) разных школ, в том числе разных стран, по разным темам.

Казалось бы, большой объем возможной работы! Но …

Largomento

20 лет назад один опытный учитель восторженно говорил мне, что главным признаком безупречного учебно-воспитательного процесса считается, если слышно, как в классе мухи летают. Я его не сразу понял, а потом сообразил: это, вероятно, из области экологических ценностей, то есть при всем при этом мухи еще не умирают. Мухи, конечно, сущности очень жизнеспособные, впрочем, как и дети. Но Интернет, его дух и смысл, в этом контексте существовать не может.

В чем же изменилась ситуация за 20 лет? Говорят, что радикальное изменение состоит в том, что во многих школах появился класс информатики. И школа встала на путь к информационному обществу. Полно! Класс информатики, как правило, находится за дополнительной железной дверью или за решеткой. Почему? Поверхностный ответ состоит в том, что это нужно для обеспечения неразворовывания дорогостоящих компьютеров (при том, что в трех четвертях российских школ, где есть такая комната с железной дверью, в ней стоят “Агаты”, “Бэкашки”, “Двушки” и иные подобные раритеты).

Я, однако, думаю, что если в классе стоит компьютер, модем и телефонный вход, то через этот канал в окружающее пространство могут войти жизнь и свобода. И это серьезно. Более ста лет тому назад, изучив реальную работу школ России, Германии, Швейцарии и Франции, Лев Толстой заявил: “Образовательное влияние современной школы совершенно незначительно. Везде, где люди сметливы и образованны, они черпают это не из школы, а из жизни, из семейного уклада, в кафе и театрах, на пристанях и в музеях, в мастерских и книжных лавках. Образование идет мимо школы, а школа со своими начетническими псевдонаучными курсами идет мимо жизни. Народ получает свое образование не благодаря школе, а вопреки ей”. А ведь Лев Николаевич еще не знал про Интернет!

Но за счет чего такая оторванная от жизни и неэффективная школа вообще может существовать? Толстой отвечает: только за счет принуждения, насилия. А мы ставим тему: “Школа и Интернет”…

Intermezzo. Presto

Год назад я беседовал с Александром Гагиным – главным редактором журнала “InterNet”, одного из самых популярных и авторитетных российских журналов, посвященных компьютерным технологиям и Интернету.

– Что вы могли бы сказать на тему “Российская школа и Интернет”?

– Боюсь, что ничего хорошего здесь пока ожидать не следует. Конечно, на энтузиазме, на понимании отдельных людей, которые сегодня работают в школе, какое-то развитие происходит. Но широкое вхождение Интернета и вообще высоких технологий в образование ограничено политическими и государственными рамками. Но насколько я могу судить, сегодняшнее образование в России весьма косно устроено: вроде имеются исключительно жесткие рамки, которые ограничивают процесс обучения. И этими рамками Интернет и вообще компьютерные технологии никак не предполагаются.

Я имею в виду не отдельный предмет “Информатика” или, того пуще, учебный предмет “Интернет” – это все вообще неинтересно. Я говорю о высоких технологиях только как о средстве обучения. Так вот, поскольку сегодняшние рамки ничего подобного не предполагают, то ничего серьезного здесь и не произойдет. Понятно, что вполне можно построить систему, когда компьютерные технологии и Интернет будут широким средством повышения эффективности обучения. Но построить такую систему – методологически, программно, технически – очень большая работа. Она требует серьезных ресурсов, серьезных вложений времени и талантов. Даже не столько денег, а именно талантов людей.

Finale. Andantino animato

Автор не хотел бы, чтобы его позиция в данной теме воспринималась как всецело пессимистическая. Конечно, мера несоответствия и напряжения, выраженная в словосочетании “Интернет и школа”, – огромна. Интернет – децентрализован, динамичен, экономичен, разгосударствлен; он одновременно индивидуалистичен и коммуникативен. Школьное образование – централизованно и иерархично, консервативно и статично, практически лишено экономического измерения; оно почти неизбывно огосударствлено и несет в себе сильнейший компонент патернализма. Практически все на 180 градусов наоборот. То есть по своим системным, глубинным качественным характеристикам господствующая модель школьного образования не соответствует Интернету. Традиционное школьное образование, успешно держащее оборону “на рубежах Коменского”, находится сегодня в серьезнейшем противоречии с тенденциями становления информационного и коммуникационного общества.

Казалось бы, эта пропасть уже непреодолима. Но время работает на ее преодоление и, что существенно, работает невероятно быстро. В 1984 году, то есть всего 15 лет назад, в мире насчитывалось 1000 подключенных к Интернету компьютеров. И тогда это была цифра! В 1987 году их стало 10 000, в 1989-м – 100 000. Еще через 10 лет, к нашим дням, эта цифра увеличилась примерно еще в 1000 раз, дойдя до порядка в 100 000 000. Нам, людям, привыкшим к неимоверной недвижности и инертности образовательной системы, просто невозможно на деле вообразить такие трансформации. И в этом же лежит надежда. Вполне обоснованная надежда на преодоление. И на неизбежность Новой Образовательной Парадигмы.

Редакция спрашивает, что может и должен делать в сети директор школы. А вот что: находить нормативные документы, переписываться с коллегами, заказывать учебники, узнавать новости из мира образования, посылать заявки на гранты, сдать тест по английскому языку, подыскивать совместные международные проекты для своих детей, находить на сборных сайтах рефератов те сочинения, рефераты и творческие работы, которые его ученики сдают как собственные, а также узнавать прогноз погоды, курс доллара, телевизионную программу, содержание “Учительской газеты”, а также ряда других газет и журналов, вообще – информацию о чем угодно.

Одиссеев Конь будущего уже пробрался за крепостные троянские стены школы Старого Индустриального Века. В Писании сказано: “Уже стоят за дверью те, кто тебя вынесет”. Очень вероятно, что имелась в виду железная дверь. Кабинета информатики.

Анатолий ПИНСКИЙ

e-mail: pinskij@centro.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте