search
main
0

Механизм согласия. Родители переходят из оппонентов в помощники

Реализация системных изменений образования в соответствии с комплексным планом предполагает решение четырех приоритетных задач. Это модернизация институтов образования как инструментов социального развития, формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, создание системы непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

В Югре заложены основы организации раннего развития детей; расширения вариативности образования (профильное и уровневое профессиональное), обновления организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования (НСОТ, подушевое финансирование, новые организационно-правовые формы образовательных учреждений); создания системы непрерывного профессионального образования; новых подходов к управлению образованием, включая открытость к внешним запросам.

Новая модель создана не только в интересах потребителей образовательных услуг, она предполагает осуществление взаимодействия общественных институтов и сферы образования.

Два года назад автономным округом был принят закон «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования». Этап нормативно-правового обеспечения реализации закона уже пройден.

Разработаны практически все необходимые элементы системы нормативного и инструктивно-методического обеспечения, сформирована система государственно-общественного управления в общем образовании как по уровням управления образованием (региональный, муниципальный, школьный), так и по сегментам самой системы: органы государственно-общественного управления, публичная отчетность, общественное наблюдение.

Мы прекрасно понимали, что создание управляющих советов означает вовлечение в практику управления образовательными учреждениями нескольких тысяч представителей родительской общественности и местного сообщества, бизнес-структур, учащихся школ, работников образования. Большинство из них отнюдь не педагоги, и у них нет опыта управления образовательными учреждениями. Компетентное принятие ими важных управленческих решений предполагает и требует их специального обучения. Поэтому основная ставка нами сделана на создание системы обучения общественных управляющих. На сегодняшний день сформирована первая региональная команда тьюторов в количестве 36 человек. В следующем году планируется подготовить еще 30 человек (исходя из расчета 3 тьютора на каждое муниципальное образование). Тьюторы уже начали проводить обучающие семинары для школьных управляющих. Всего до конца года планируется провести около 100 семинаров во всех муниципальных образованиях. Кроме обучения, основной задачей тьютора является постоянное консультирование и сопровождение общественных управляющих.

Для того чтобы проследить ход инновации, на окружном и муниципальном уровнях проводится мониторинг развития государственно-общественного управления. Его особенность в том, что он выявляет динамику происходящих изменений, эффективность используемых механизмов, факторы, способствующие и препятствующие внедрению.

Сегодня 75,5 процента общеобразовательных учреждений имеют орган государственно-общественного управления, обладающий полномочиями по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда.

В 1,5 раза увеличилось количество школ, имеющих публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. У 78 процентов школ есть свой сайт.

Кроме того, увеличилась практически в 2 раза доля представителей администрации школ и работников органов управления образованием, оценивающих результаты и перспективы внедрения моделей государственно-общественного управления как «хорошие» и «скорее хорошие» с соответствующим сокращением доли скептиков.

В первую очередь это связано с тем, что руководители увидели в управляющих советах механизм, способный реально помочь в решении многочисленных проблем, добиваться конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг. Именно управляющий совет, с одной стороны, объединяет интересы всех участников образовательного процесса, а с другой – может разделить с педагогическим коллективом ответственность за то, чтобы ребенку было хорошо и комфортно в школе.

Сегодня комиссии управляющих советов взяли на себя огромный объем работы по всем направлениям деятельности школы.

Они помогают администрации решать вопросы подготовки школы к новому учебному году, в том числе и посредством привлечения дополнительных финансовых средств спонсоров и попечителей.

Проведя серьезную подготовительную работу с родителями и учащимися, совет принимает решение о введении единой формы для учащихся разных ступеней.

Родители всегда обеспокоены, что едят их дети в школе. Именно управляющий совет по результатам своих наблюдений может повлиять на выбор организации, осуществляющей питание школьников, так как при проведении конкурса принимается во внимание его резюме.

К компетенции совета относится утверждение реализуемых в школе учебных программ, а также программ дополнительного образования и воспитания, в том числе и духовно-нравственного.

При введении новой системы оплаты труда педагогических работников и оценке эффективности деятельности как образовательного учреждения, так и педагогов управляющие советы принимают участие в выработке и согласовании критериев распределения стимулирующих выплат.

В этом году практически повсеместно советами утвержден публичный доклад о деятельности образовательного учреждения, организованы его презентация и распространение. Как отмечают члены совета, участие в подготовке и распространении публичного доклада позволяет им оценить эффективность уже принятых решений и выработать новые в целях реализации программы развития учреждения.

Конечно, порой руководителю трудно преодолеть психологический барьер, связанный с необходимостью советоваться, согласовывать свои действия и делиться полномочиями с управляющим советом. Однако именно от директора зависит, будет ли деятельность совета формальной или его помощником станет эффективно действующая команда, способная решать творческие задачи, вовлекая как можно больше людей в процесс управления школой.

С целью усиления общественного участия в управлении образованием, роста влияния местного сообщества на качество образования и его доступности для всех слоев населения, повышения эффективности муниципальной системы образования, ее открытости для общества в 20 муниципальных образованиях действуют муниципальные советы по развитию образования.

Понятно, что решение такой задачи под силу только людям, обладающим действительно широким общественным авторитетом и влиянием. Такие люди, как правило, и не отказываются от предложения войти в подобный совет: они понимают, что потратят свое время и силы на полезное дело, причем такое, к которому многим другим будет просто не подступиться. Поэтому в состав муниципальных советов входят наряду с представителями управляющих советов муниципальных образовательных учреждений также члены районных советов депутатов, представители СМИ, бизнес-структур, профсоюзных и общественных организаций, научного и педагогического сообщества и органов местного самоуправления.

Сегодня компетенция муниципального совета гораздо шире, чем любого другого органа самоуправления в системе образования. Он решает вопросы финансирования и развития муниципальной системы образования, одновременно делая ее более открытой. Это превращает муниципальный совет в реальный институт общественного управления образованием и означает переход общественности в лице ее представителей от консультирования и содействия к принятию решений относительно развития муниципальной системы образования. И, что особенно приятно и важно, родители переходят из категории «внешних оппонентов» в категорию единомышленников и помощников.

Решения, принятые муниципальными советами по развитию образования, проводятся в жизнь управляющими советами школ, которые через своих представителей инициируют рассмотрение того или иного вопроса, получают необходимую поддержку. Такая связь не только обеспечивает результативность деятельности муниципального совета, но и способствует повышению гражданской активности всего муниципального сообщества.

В начале 2008 года состоялись два важнейших события – первое заседание Регионального совета и первая презентация на конференции общественных управляющих публичного ежегодного доклада Департамента образования Ханты-Мансийского автономного округа «Состояние и развитие системы образования ХМАО». На третьем заседании Регионального совета в мае 2009-го и на конференции общественных управляющих рассматривались уже вопросы организации и развития государственно-общественного управления на всех уровнях.

Сегодня советы могут активно участвовать в:

– разработке программ развития на уровне муниципалитета и образовательного учреждения;

– осуществлении контроля за целевым и рациональным расходованием финансовых средств;

– распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;

– организации мониторинга соблюдения прав участников образовательного процесса, качества условий образовательного процесса, аттестации образовательного учреждения, экспертизе инновационных программ, требований к обеспечению оборудованием, выполнению санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса, медицинского обслуживания;

– повышении открытости образования и формировании позитивного имиджа школы;

– обеспечении условий безопасности.

Административным путем задачи открытости образования не решить. Необходимо использовать адекватные инструменты стимулирования процесса, поскольку проблемы качества во многом и есть следствие «ручного» управления и даже давления на образовательные учреждения, подталкивающего к имитации.

В этом аспекте в автономном округе разработан проект постановления правительства «О конкурсе органов государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа на получение премий правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», предусматривающего получение премий по нескольким номинациям, оценивающим качество работы управляющих советов школ. В планах – проведение конкурсов на лучший публичный доклад и сайт общеобразовательного учреждения.

Опираясь на наши достижения в расширении общественного участия в управлении образованием, мы способны поставить задачу развития общего образования как инвестиционно привлекательной сферы и приступить к ее решению на качественно новом уровне. Сегодня нужны благотворительные фонды и фонды целевого капитала образовательных объединений. Данный финансовый механизм позволит, с одной стороны, образовательным учреждениям автономного округа обрести дополнительные стабильные источники финансирования, необходимые для успешной реализации образовательных программ инновационного типа, а с другой – создаст и укрепит связи между системой образования и работодателями, что приблизит предметность и результативность образовательного процесса к потребностям рынка труда.

Для этого в ближайшее время необходимо в порядке открытого регионального конкурса на выполнение работ разработать и апробировать нормативно-правовую, финансово-экономическую и организационную модели формирования и управления благотворительными фондами и фондами целевого капитала образовательных объединений. Разработанные модели должны обеспечить эффективность и прозрачность взаимодействия учреждений системы общего образования и бизнес-структур, выступающих попечителями образования.

Позитивные результаты реализации программы внедрения государственно-общественного управления в общем образовании Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мы рассматриваем как основание для распространения механизмов государственно-общественного управления на другие уровни системы образования – профессиональное и дошкольное образование.

Речь, конечно, не может идти о механическом переносе моделей, апробированных в общем образовании. В обоих случаях есть своя специфика как в актуальности (задачи, решению которых будет способствовать внедрение моделей ГОУ), так и в подходах к разработке и внедрению.

Наша основная задача – реализовать новые подходы к управлению образованием на каждой его ступени – от дошкольного до профессионального образования. Управляющие советы должны стать механизмом согласования государственного и общественного заказа образованию, оценки эффективности его реализации, цивилизованного разрешения возможных конфликтов относительно качества образовательных услуг.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте