search
main
0

Мегапроект как стимул к совершенствованию. Николай КУДРЯВЦЕВ, ректор Московского физико-технического института (государственного университета)

Московский физико-технический институт всегда отличался своей динамичностью, быстрой реакцией на появление новых научных задач и возникновение приоритетных направлений технического и технологического развития, оперативной подстройкой своего учебного процесса под непрерывно меняющуюся ситуацию в научно-образовательной среде. Это не в последнюю очередь определило успех института в конкурсе вузов, реализующих инновационные образовательные программы, в результате чего и было получено право на получение государственной субсидии в поддержку собственной программы развития. Сейчас, когда постепенно спадает напряженность начального этапа мегапроекта (а именно таким метким эпитетом научно-педагогическая общественность института охарактеризовала нашу программу), работа переходит в фазу практической реализации поставленных задач.

Наши усилия нацелены на создание трех научно-образовательных центров, уровень которых не только не уступает мировому в соответствующих научно-технических областях, но во многом превосходит его. Институт, опираясь на накопленный потенциал и научно-методический задел, определил центрами компетенции на среднесрочную перспективу наиболее прорывные направления развития – нанотехнологии, технологии живых систем и информационные технологии. Именно на этих направлениях сконцентрирована основная доля ресурсов мегапроекта, причем не только бюджетных средств, полученных в виде государственной субсидии, но и собственных средств, которые институт может привлечь, работая по договорам, контрактам, грантам с российскими и зарубежными компаниями и фондами. Понимая, что залог успеха в деле создания учебно-научных центров – это современные приборы и оборудование, институт основные усилия направил на финансовое и организационное обеспечение процедур закупки сложной лабораторной техники. В 2006 году на развитие материальной базы институт планирует израсходовать около 150 миллионов рублей, которые составляют около двух третей годового бюджета мегапроекта.

Понятно, что уникальное оборудование и сложные приборы требуют соответствующих помещений и инженерного обеспечения. Поэтому, готовясь к поставкам новой техники, мы развернули работу по модернизации учебно-научных лабораторий: каждая единица нового оборудования окажется в помещении, не только полностью соответствующем условиям его технической эксплуатации, но и максимально приспособленном к проведению учебных занятий и выполнению студентами и аспирантами своей научно-исследовательской работы. Мы убеждены, что, если молодой исследователь будет иметь доступ к современному оборудованию, работать в комфортных условиях, это сильно смягчит объективно существующую проблему «утечки мозгов» как за границу, так и в сферы деятельности, не связанные с наукой, но в которых заработки выше.

На упомянутых научных направлениях концентрируются и ресурсы, предназначенные для стимулирования учебно-методической работы. Сейчас начала действовать система внутренних грантов на разработку учебных и учебно-методических материалов, по которой большие шансы на выигрыш такого гранта имеют проекты создания учебников, пособий, программного обеспечения, непосредственно связанные с программными мероприятиями по приоритетным направлениям.

Работа по мегапроекту потребовала от нас новых подходов к повышению квалификации сотрудников института, причем не только профессорско-преподавательского состава и инженерно-технического персонала, но также и учебно-вспомогательного и административно-управленческого персонала. В нынешнем году особое внимание уделяется мероприятиям, связанным с обучением специалистов на фирмах-поставщиках нового оборудования, а также с созданием учебных подразделений, где специалисты, прошедшие такую подготовку и получившие соответствующий сертификат, будут учить работе на оборудовании других. Фактически речь идет о формировании системы обучения «train-to-train» применительно к задачам мегапроекта.

Подводя первые итоги работы в новых условиях, можно определенно утверждать, что инновационная программа оказалась мощным стимулом к консолидации усилий всего института на приоритетных направлениях развития, способствовала адаптации системы управления вузом применительно к крупным инновационным проектам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте