search
main
0

Медвяный голос с полынной горечью. Идеи для урока на тему «Звук и цвет в поэзии символистов»

Цель: осознать связь явлений искусства с характером переходной эпохи; путем анализа теоретических работ и стихотворений творцов различных направлений Серебряного века установить признание ими взаимодействия, взаимопроникновения разных видов искусства.

Работа на уроке строится как поиск ответа на проблемный вопрос, который записывается в тетради.Необходимы репродукции картин Виктора Борисова-Мусатова «Призраки», Михаила Врубеля «Сирень», «Пан», «К ночи»; портреты-фотографии Андрея Белого, Валерия Брюсова, Александра Скрябина, а также тексты стихотворений и таблицы (карточки) с перечнем важнейших исторических событий, научных достижений рубежа XIX-XX веков; рисунок опыта Исаака Ньютона о разложении белого света призмой; фотография заходящего солнца; листы с фрагментами из манифестов и литературоведческих статей.Эпиграф:Быть может, все в жизни лишь средствоДля ярко певучих стихов,И ты с беспечального детстваИщи сочетания слов.Д.С.МережковскийСегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Впервые это название было предложено Николаем Бердяевым.Первая учебная ситуацияКакие исторические события определяли это время? (Соотнести записанные даты с событиями.) 1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю.Витте.1894 г. – начало царствования Николая II.1904-1905 гг. – Русско-японская война.1905-1907 гг. – первая русская революция.1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П.Столыпина.1914 г. – начало Первой мировой войны.1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.Какие важнейшие достижения отечественной науки характеризуют это время?1895 г. – открытие радиосвязи А.С.Поповым1903 г. – статья К.Э.Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами».1904 г. – вручение Нобелевской премии физиологу И.П.Павлову за труды по изучению процессов пищеварения.1908 г. – вручение Нобелевской премии биологу И.И.Мечникову за исследования в области иммунологии.Разработка В.И.Вернадским учения о биосфере, живом веществе, организующем земную оболочку, и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность становятся определяющим фактором развития.Вывод: Войны, революции, небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю, проигранные войны, кризис власти… Появление новых механизмов и машин не только меняло привычный уклад жизни, но и оказывало влияние на духовную жизнь всего общества.Как чувствует себя человек в это тревожное, противоречивое, кризисное время? Кажется, он один на один со Вселенной, с Богом, с теми противоречиями, что в душе и вокруг. Мир разрушен, нужно создать новый и воплотить его в своем творении! Серебряный век – это не только литература, но и живопись, музыка. Именно тогда острее ощущалась та неразрывность искусств, которая была изначально растворена в окружающем человека мире, поэтому творцы Серебряного века были одновременно поэтами, музыкантами, художниками. «Мы – лицо нашего времени», – утверждали футуристы в своем манифесте. Давайте вглядимся в лица такого далекого и близкого Серебряного века, чтобы понять, увидеть, услышать «Цвет и звук в поэзии Серебряного века».Можно изобразить жизнь искусств не как цепь бесконечных расхождений, а как бесконечный процесс взаимодействия, взаимовлияния, взаимопроникновения средств художественной выразительности ритма, звука, краски… Романтический XIX век взлелеял идею синтеза искусств, синтеза «панмузыкального». Это означало, что в художественном произведении, к какому бы виду или жанру оно ни относилось, ценили прежде всего музыкальность. Роберт Шуман отмечал: «Образованный музыкант может с такой же пользой учиться на рафаэлевской Мадонне, как художник – на симфониях Моцарта. Более того…  для художника стихотворение превращается в картину, музыкант же перекладывает картину в звуки». И нам кажутся обычными такие сочетания: «красочный аккорд», «цветовая гамма», «цветовая гармония», «музыкальность стиха».Вторая учебная ситуация: звук и цвет в поэзииИнтересно, что в это время появляются не только стихотворения, но и многочисленные манифесты, объясняющие, что и, главным образом, как надо писать. Определим, что было общим в понимании роли цвета (не цветового эпитета, а ассоциативного ряда звуков) у представителей разных направлений, сопоставим с наблюдениями современных исследователей. (Предлагается прочитать фрагменты литературоведческих статей, выделить высказывания, с которыми согласны, определить общее в понимании роли цвета.)Цветовая гармония стихотворения1) Известны наблюдения поэтов романтического, музыкального типа об эмоциональной окраске звуков, дающие основание для сопоставления звуковых и цветовых впечатлений. Интересен сонет Артура Рембо, говорящий об «окраске» гласных и их эмоциональном действии (А – черное, Е – белое, И – красное, U – зеленое, О – синее).2) «В … примерах смысловой значимости звуков слов и в других подобных, так часто приводимых (например, К.Д.Бальмонт «Поэзия как волшебство»), мы не имеем дела с объективной и неизменной звуковой символикой. Объективная значимость и «эмоциональная окраска» присущи не звуку как таковому в его обособленности от смысла, а именно звуку осмысленному, звуку в составе слова. Поэтому в таких построениях убедительнее всего – словесные примеры» (В.М.Жирмунский. «Вокруг «поэтики» ОПОЯЗа»). 3) «Смысл лирики – это голос поэта, а не то, что он говорит… Медвяный, прозрачный, со старческими придыханиями и полынной горечью на дне – голос Ф.Сологуба» (М.Волошин о поэте-символисте).4) «…Белый цвет – символ воплощенной полноты бытия». (А.Белый. «Священные цвета», 1903, символизм).5) Согласные – это «плоть» слова, а гласные – его «душа» (А.Белый. Отрывки из «Глоссолалии» (Поэмы о звуке).6) «Плох тот художник прозы или стиха, который не слышит интонации голоса, складывающего ему фразу… мелодия все властнее накладывает свою печать на творчество современных художников слова» (А.Белый. «Будем искать мелодии»). 7) В стихотворениях из цикла «Романтические цветы» Н.Гумилева «больше дано глазу, чем слуху» (В.Я.Брюсов о поэте-акмеисте).8) «…Поэт, не искажая, но преображая, создает новый, собственный мир, новую реальность, в которой незримое стало зримым, неслышное слышным…» (Владислав Ходасевич. «Глуповатость поэзии», 1927, акмеист).9) Имажинисты категорически не принимали заумь футуристов, считая, что «все звукоподражательные стихи, которыми так восхищаются, есть действительно результат мастерства, но не поэта, а музыканта» (Вадим Шершеневич).10) «Лилия прекрасна, но безобразно слово «лилия»… захватанное… Поэтому я называю лилию «еуы», и первоначальная чистота восстановлена». (А.Крученых. «Декларация слова как такового», 1913, футуризм).11) «Конец знакам препинания. После зарождения прилагательных, наречий, связок знаки препинания уничтожаются сами собой в изменчивой непрерывности живого стиля, творящего себя заново, без абсурдных остановок на запятых и точках. Для подчеркивания некоторых движений и указания их направления будут применяться математические… и музыкальные знаки» («Технический манифест футуристической литературы» Ф.Маринетти, 1912).12) «Давно пора знать, что каждая буква имеет не только звук и цвет, – но и вкус, но и неразрывную от прочих литер зависимость в значении, осязание, вес и пространность. Например: как много можно выразить одним лишь куценьким двусложением «Весна». От буквы «с» получается представление солнечности, буквой «а» – радость достижения, долгожданности и пр. – целая пространная поэма…» (И.Игнатьев, эгофутуризм).13) «Можно было бы прибегнуть к способу красок и обозначить М – темно-синим, В – зеленым, Б – красным, С – серым, Л – белым и т. д.» (Велимир Хлебников. «Художники мира!», 1919).14) «Проблема живописности в поэзии Андрея Белого является частью общей проблемы синтеза искусств, которая была едва ли не центральной в русской культуре рубежа ХIХ-ХХ веков» (И.А.Азизян, «Диалог искусств Серебряного века», 2002). Вывод: В теоретических работах представителей различных направлений Серебряного века подтверждается признание ими реального взаимодействия, взаимопроникновения разных видов искусства.Третья учебная ситуация: звук и цвет в искусстве символистов«Миражная» реальность. ЖивописьВ начале XX века принципиально изменились принципы воспроизведения действительности в произведениях живописи. Художник окружил метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись прониклась лирическим, религиозным, философским началами.Весной 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора Кузнецова состоялась выставка объединения «Голубая роза». Главная цель устроителей выставки – поразить публику – становилась ясной прямо у входа. Зал был декорирован голубыми и серебристыми полотнами, звучала музыка в исполнении известных пианистов, модные поэты-символисты читали стихи, витали запахи гиацинтов и лилий. Рядом с картинами стояли молодые художники с хризантемами в петлицах, царила атмосфера «часовни искусств». Впервые в ХХ веке был освоен тип выставки-шоу. Этот блестящий согласный концерт всех искусств на общей почве символизма покорил большинство из тех пяти тысяч зрителей, что посетили выставку. Среди художников, вошедших в объединение «Голубая роза», троим была уготована судьба создателей нового стиля: Павлу Кузнецову, Николаю Сапунову и Мартиросу Сарьяну. Все они называли своим духовным отцом художника из Саратова Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Этот удивительный художник выступил подлинным преобразователем живописи, отдав предпочтение не «впечатлению» (наследству импрессионизма), а созерцанию. Его картины – грустное и изумленное созерцание неведомого мира, который не существовал нигде и никогда. «Гобелен», «Водоем», «Призраки» предлагают «миражное» цветовое решение: синий, лиловый, зеленый в белесой дымке. Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры, смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять. Мы ощущаем магическую двойственность сцены: странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…Голубой цвет вообще пользовался исключительной любовью в живописи Серебряного века; его наделяли особой символикой. Сомов пишет «Даму в голубом», Метерлинк – «Синюю птицу», Новалис – «Голубой цветок», немецкие художники называют свою группу «Синий всадник». И название «Голубая роза» имело особый смысл: ведь такого цвета розы не бывает в природе. Стилистика нового искусства стремилась проникнуть за реальный мир, создать иную реальность. В новом мире название каждой вещи было полно важности и смысла. Вот – «Финиковая пальма», вот – «Агава», вот «Водоем». Сюжета нет, действие отсутствует. Зрителю предлагается состояние грезящего наяву сознания, созерцательного полусна.Картины Михаила Врубеля «Сирень», «Пан», «К ночи» не являются пейзажами, несмотря на изображение природных мотивов. Образы этих картин – символы таинственной, скрытой от человека жизни природы.Неоконченным произведением Михаила Врубеля стал портрет В.Я.Брюсова, настоящего короля поэзии начальной волны символизма. Его первый сборник 1894 г. назывался с декадентским эпатажем «Шедевр». Визитной карточкой этого сборника стала скандально прославленная строчка: «О, закрой свои бледные ноги», представленная как целое стихотворение.В основе поэтики В.Я.Брюсова лежала философия неповторимого мгновения, «состояния души». Огромное внимание уделялось слову, даже не его смыслу, а звуку. Слово понималось как «звуковой комплекс». Интонации стихотворения напоминали языческие заклинания, а смысл далеко не всегда имел прямое значение:И странно полюбил я мглу противоречий,И жадно стал искать сплетений роковых,Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,И всем богам я посвящаю стих.Внешне он представал таинственным и отрешенным. В отзывах современников отражалась двойственная природа этого человека: «вулкан, покрытый льдом», «безумие, наглухо застегнутое в сюртук». Почти живописный портрет В.Я.Брюсова нарисован Андреем Белым: «Грустен взор. Сюртук застегнут. Горд, серьезен, строен, сух».И «звуки светятся цветами»… МузыкаСимволизм проникает и в музыку, в 1910 году появляется симфония Александра Скрябина «Поэма огня», или «Прометей». В партитуру «Прометея» впервые в истории музыки введена световая строка, предназначенная для придуманной А.Н.Скрябиным световой клавиатуры. В.Я.Брюсов писал о нем:…Мечтал о высшем: Божество прославитьИ бездны духа в звуках озарить.Металл мелодий он посмел расплавитьИ в формы новые хотел излить…Александр Блок вспоминал в своем дневнике: «Изобретение Скрябина: световой инструмент – рояль с немыми клавишами, проволоки от которых идут к аппарату, освещающему весь погруженный во мрак зал в цвета, соответствующие окраске «нот».«Как вам, например, кажется… У вас есть чувство созерцания звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами?» – это спрашивает композитор у юного Бориса Пастернака.В последние годы жизни Скрябин мечтал о грандиозном синтетическом действе – Мистерии, где бы объединились музыка, слово, танец, краски, даже ароматы. «Ярко певучие стихи». ПоэзияБольшинство людей знают Андрея Белого именно как поэта. Но, как было принято у деятелей Серебряного века, А.Белый пробовал свой дар во многих областях культуры: занимался музыкой, живописью, театром, писал прозу. Заметим, что «Андрей Белый» – литературный псевдоним поэта Бориса Николаевича Бугаева. Многие исследователи отмечают, что «цветовой код для Белого – автора «Золота в лазури» – одно из главных средств передачи переживаний тех лет: ощущения всеобщей связанности бытия…» (В.Пискунов). Выбор псевдонима становится понятным, если вспомнить опыт, который был проведен еще в 1666 году английским физиком Исааком Ньютоном. Он изучал разложение белого света, падающего через отверстие в темных шторах на трехгранную призму. Свет преломляется в призме и при выходе из нее раскладывается в широкую разноцветную полоску. Действительно, по верному замечанию поэта, «белый цвет – символ воплощенной полноты бытия». Прочитаем фрагмент одного из стихотворений, но, следуя мысли самого поэта, что гласные звуки – душа стихотворения, прочитаем сначала только их. (Выписаны гласные звуки, знак фонетической транскрипции не ставим, выделены гласные в сильной позиции. Параллельно можно вспомнить о транскрипции гласных, правда, слегка упрощенной – без деления на предударные и заударные слоги).1) О А О У А И Ы2) А А О А Э О3) А ЭИ Ы И И Ы4) А Э О А Э О5) А А У А А А А6) А Э Э А Э А7) А А Ы Э А А А8) А А Ы Э А АПопробуем прочитать, пропеть. А.Белый утверждал, что «песенная душа лирики – мелодия» («Будем искать мелодии»). Видим, что полностью повторяется рисунок 2 и 4-й строк, близок – 7 и 8-й строк. Поражает обилие звука А. Подскажем: из 52 гласных в этих строках ровно половина – 26 – это звук А. Расположим звуки по их убыванию в данном фрагменте:А – 26Э – 9О – 6 (все в ударной позиции)Ы – 5И – 4У – 2Принимая во внимание спорность данной трактовки, попробуем увидеть цвет данного стихотворения, взяв за основу идею о содержательности звуковой формы в языке (А.П.Журавлев, «Звук и смысл»):А – густо-красный; Э – зеленоватый; О – светло-желтый; Ы – мрачный, темно-коричневый или черный; И – синий; У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый…В какой цвет окрашены эти строчки? 2 и 4-я строки – красно-желтые; 5, 6, 7-я словно наполнены густо-красным цветом. Представим и… прочитаем:В полях1) Солнца контур старинный,2) Золотой, огневой,3) Апельсинный и винный4) Над червонной рекой.5) От воздушного пьянства6) Онемела земля.7) Золотые пространства, 8) Золотые поля.Из девяти прилагательных только одно качественное – старинный, остальные относительные – золотой, огневой, апельсинный, винный, червонный, воздушный. Прилагательное «червонный» имеет помету в словаре (устарелое, высокое) – красный, алый. Объяснение того, что заходящее солнце мы видим красным, – в особенностях рассеивания солнечного света в земной атмосфере. Чем ближе солнце к горизонту, тем больший путь в атмосфере проходят солнечные лучи, прежде чем попадут в глаз наблюдателя. В результате заходящее или восходящее солнце имеет красноватый оттенок, причем нижняя его часть выглядит более красной, чем верхняя.Предлагаем продолжить наблюдения над способами изображения многокрасочного мира поэта, проанализировав фрагмент стихотворения «Русь». РусьПоля моей скудной землиВон там преисполнены скорби.Холмами пространства вдалиИзгорби, равнина, изгорби!Косматый, далекий дымок.Косматые в далях деревни.Туманов косматый поток.Просторы голодных губерний.Поделитесь своими наблюдениями: какая строка самая «открытая», «просторная»? Какие строки кажутся вам неяркими, темными?Выпишите гласные звуки, проанализируйте их состав.1) А А А Э У А Э И2) О А Э И О Э Ы О И3) А А И А А А А И4) И О И А И А И О И5) А А Ы А О И Ы О6) А А Ы Э А А Э Э И7) У А О А А Ы А О8) А О Ы А О Ы У Э ИА – 26; И – 13; О – 11; Э – 8; Ы – 7; У – 3Самая «открытая» строка, наполненная звуком А, – «холмами пространства вдали»; «темные» строки, с включением звуков Ы, У, затрудняющими напевность, – 5 и 8-я, когда мы прочитаем стихотворение, то увидим, что им соответствуют «косматый, далекий дымок»; «просторы голодных губерний».Вывод: Глубоко осмысленная цветопись словесного творчества Андрея Белого свидетельствует о реальном взаимодействии, взаимопроникновении разных видов искусства в культуре – живописи, ведущей художественной категорией которой является цвет, и музыкальной поэзии. Цветовое многообразие, многокрасочность мира поэта, увиденные его зрением, и одновременно семантическая эмоциональная полнота и духовная глубина его цветовых образов – высший пласт цветовой культуры Серебряного века. Домашнее заданиеПрочитать стихотворения А.Ахматовой «Жарко веет ветер душный…», В.Маяковского «Ночь» («Багровый и белый отброшен и скомкан…»). Выписать цветовые эпитеты.​Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса «Учитель года России-2002»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте