search
main
0

Медные трубы прошли мимо меня. Раиса РЯЗАНОВА

Если бы народная артистка России Раиса Рязанова снялась только в одном фильме «Москва слезам не верит», этого было бы достаточно, чтобы навсегда остаться любимицей кинозрителей. Картину, получившую весной 1981 года премию «Оскар», и сейчас, спустя столько лет, смотрят с огромным интересом. За первые двенадцать месяцев ее посмотрели более 80 миллионов человек. В прокате она уступила только «Пиратам ХХ века». Признаться, звонил актрисе Раисе Рязановой с опаской: как разговаривать с живой легендой? А она оказалась на редкость отзывчивой и какой-то домашней. Почти два часа, что мы с ней беседовали в Доме кино, пролетели как один миг.

– Раиса Ивановна, довольны ли вы своей творческой судьбой?

– Когда мне исполнилось шестьдесят, я свой юбилей не отмечала. В то время я была еще только заслуженной артисткой России и сочла неудобным выходить на сцену в этом звании. Все-таки в 60 лет с таким послужным списком, как у меня, многие давно имели бы звание народного. И только спустя какое-то время после юбилея мне позвонил приятель из Берлина и сказал: «Только что по радио передали о присвоении тебе звания народной артистки. Поздравляю!» Вот так я узнала, что обо мне все-таки вспомнили. Ну что ж, как говорится, лучше поздно… Что же касается непосредственно вашего вопроса, довольна ли своей творческой судьбой, то могу ответить, что в последние годы она у меня складывается успешно, потому что вдруг стала востребованной, мне предлагают роли и в фильмах, и в сериалах.

– Вы получили приглашение в «Табакерку».

– Было такое. Мне позвонили из театра и предложили роль в современном спектакле по пьесе молодого драматурга Александра Коровкина «Кукла для невесты». Честно говоря, для меня это было неожиданностью. До этого я играла только в антрепризе. А после окончания ГИТИСа никогда не работала в репертуарном театре, только снималась в кино.

– Обычно выпускники театральных вузов показываются в различных театрах.

– Я тоже сделала такую попытку, показалась в театре имени Маяковского. Большего унижения в своей жизни я не испытывала, поэтому дальнейшие попытки поступить в театр оставила. Так вот приглашение в «Табакерку» для меня было огромной неожиданностью. Ответила абсолютно честно: «Я ничего не умею». В ответ услышала: «Да вы просто придите, мы прочитаем пьесу, а там видно будет». Прочитали, мне пьеса понравилась. Для актера «Табакерки» Саши Мохова, ученика Олега Павловича Табакова, это, по сути дела, был режиссерский дебют. И как он решился пригласить в спектакль актрису без опыта работы в театре, до сих пор не понимаю. Он возился со мной буквально как со студенткой. Мы разбирали каждую сцену. Саша учил меня ходить по сцене, смотреть, слышать, видеть, говорить… Он мне сказал: «Рая, у нас в «Табакерке» дорогие билеты, поэтому зритель должен слышать каждое твое слово». Я очень старалась. Роль, кажется, получилась. Во всяком случае, одна моя приятельница видела спектакль два раза, и оба раза глаза у нее, как говорится, были на мокром месте…

– После выхода картины на экраны вы проснулись знаменитой. Наверное, поклонники вам проходу не давали?

– Да нет, ничего такого не было, всегда жила спокойно, так что, как говорится, медные трубы прошли мимо меня. Женщины часто говорят, что любят моих героинь, наверное, когда они смотрят на экран, то в них видят себя. Мои героини им в чем-то помогают, дают какую-то надежду. На творческих вечерах дети любят дарить мне цветочки. Спрашиваю, за что мне цветы, и слышу в ответ: «А вы очень похожи на мою маму».

– Во время съемок как складывались ваши отношения с Верой Алентовой и Ириной Муравьевой?

– На съемках у нас была очень дружная команда, ни у кого никакой звездности не было. Я бывала у Иры дома, она меня даже научила печь пирожные «картошка». Володя Меньшов здорово, очень умело всеми нами управлял. Мы все влюблены были в материал, в своих героев и героинь. Время съемок вспоминается как самое чудесное.

– А как вы попали в картину?

– У меня к тому времени уже было несколько фильмов, в том числе и главные роли. Позвонили из «Мосфильма» и предложили почитать сценарий. В коридоре студии прочитала его, сказала, что мне понравилось. Услышала вопрос, какая из героинь ближе, и ответила, что Антонина. Меня поблагодарили, и я ушла. И только через какое-то время пригласили на фото- и кинопробы. Они продолжались долго. Когда стали искать грим, поняла, что роль Антонины буду играть я.

– Ваша Тоня в картине оказалась самой счастливой. У нее у одной из трех подруг сложилась крепкая, дружная семья, она вырастила троих детей. А ваша личная жизнь сильно отличается от жизни этой вашей героини?

– Почему-то зрители часто отождествляют актера с его героем, забывая, что он играет специально написанную роль. У меня жизнь сложилась абсолютно по-другому. Единственное, что похоже, это то, что я тоже в молодости выходила замуж по любви. У моей Антонины трое детей, она живет с любимым мужем, у нее квартира, дача, машина, то есть у нее все, о чем может мечтать обычная женщина. У меня только один сын, с мужем мы прожили лишь два года и разошлись.

– Просматривая в очередной раз картину, не завидуете своей Антонине?

– Нет, не завидую. Потому что, как мне кажется и хочется в это верить, я ее все-таки немного переросла. Ее счастье более приземленное, хотя ей этого хватает и она о большем не мечтает. Мое же счастье в другом.

– Одно время вы снимались все-таки не очень много. Как же выживали?

– Да по-разному. Материально было очень тяжело. Ставки мизерные, жить приходилось от картины до картины. Сегодня ты снимаешься, а потом долгое время простои… Помогали на киностудии имени Горького, посылая в какие-то творческие поездки, на фестивали.

– Вы мне кажетесь очень похожей по характеру на героиню актрисы Галины Артемьевой из сериала «Таксистка». Для меня, например, было откровением, когда узнал, что во время перестройки вам приходилось зарабатывать и частным извозом.

– Было такое. Но сначала это произошло совершенно случайно. Как-то меня остановила женщина, попросила подвезти. Я согласилась. Когда она выходила из машины, оставила на сиденье деньги. Разумеется, для меня они лишними не были. И так получилось, что в дальнейшем я уже сама стала искать пассажиров.

– Они вас не узнавали?

– Некоторые узнавали. Тогда было стыдно. Был случай, сел молодой мужчина с мальчиком. Посмотрел на меня и сказал: «Вы так похожи на актрису Рязанову». Я не нашлась, что ответить и промолчала. Когда он выходил, спросил: «Я вас не обижу, если заплачу вам?» – и оставил деньги.

– Сын Данила живет вместе с вами?

– Нет, у него своя семья, у меня внук уже практически взрослый.

– Как же вы не убедили сына не становиться актером? Он не мог не видеть, какая это трудная профессия.

– Данила все это видел, но, наверное, свое взяли гены, все-таки он из актерской семьи. Помню, приехала со съемок, и он мне заявил: «Мам, помнишь, ты мне говорила, что хорошо бы мне поступить в институт до армии? Так вот я поступил в Школу-студию МХАТ на курс Александра Калягина». Для меня это, признаюсь, было неожиданностью. Через год его призвали в армию, но Калягин сумел устроить своих студентов на службу в Театр Советской Армии. Там они одновременно играли в массовках.

– Невестка тоже актриса?

– К счастью, нет, она журналистка. Кстати, когда внук Андрюша был совсем маленьким, кто-то у него спросил, почему все в семье актеры, а мама – журналистка. На что он ответил: «Потому что она умная». Вот так.

– Вы живете одна. Неужели не страдаете от одиночества?

– Да некогда мне страдать, у меня на это просто нет времени.

– А если бы вы сейчас встретили и полюбили человека, вышли бы за него замуж?

– Когда я была помоложе и поизящнее, мне подобные предложения особо и не поступали. В шутку как-то у друга спросила: «Почему так происходит?» В ответ услышала: «Да ну, с тобой страшно, ты такая властная, решительная, все берешь на себя, можешь кого угодно в бараний рог скрутить». Даже если влюблюсь сама, то, знаю, мне будет очень сложно поверить в ответное чувство.

– У вас действительно такой жесткий, сильный характер?

– Наверное, это все-таки не характер, а ответственность. Я ее всегда чувствовала, потому что для своего ребенка была и мамой, и папой, мне постоянно приходилось рассчитывать только на себя. Но зато как-то услышала от сына: «Вот вырасту, женюсь, у меня будет много детей, и я их отдам тебе на воспитание». Если вдуматься в эти слова, то разве можно ждать большей благодарности от сына? Мы с ним до сих пор большие друзья.

– Раиса Ивановна, у вас в основном роли таких русских деревенских девушек, женщин. Эти роли вам близки по духу или их предлагают исходя из вашей фактуры?

– Когда-то для Тамбовского государственного университета снимали специальный полупублицистический-полухудожественный фильм, в котором мне предложили роль Екатерины второй. Когда меня загримировали, одели в золотое платье, надели соответствующий парик, то я действительно почувствовала себя царицей. Получилось достаточно убедительно. Конечно, я могу играть роли не только простых женщин… Но существует определенное амплуа, и я в этом своем амплуа, кстати, очень неплохо себя чувствую. У меня корни, в общем-то, крестьянские, хотя родилась в Казахстане, куда мама попала во время войны. А сама мама – из Рязанской области – Сараевский район, село Бычки, станция Верда. Потом уже мы с мамой переехали в Подмосковье. Но каникулы в школе и в музыкальном училище я проводила у бабушки в деревне. Конечно, помогала бабушке на огороде. Нас, внуков, у нее было много. Она нас выстраивала, давала каждому по грядке с полкилометра, которые мы должны были пропалывать. Характер у нее был строгий, мы ее слушались беспрекословно.

– Скажите, а что еще умеют делать ваши руки?

– Да как вам сказать… У бабушки я пасла корову, научилась ее доить. Немного вяжу. А вот стряпать совсем не умею. Как-то меня пригласили на «Кулинарный поединок», который вел Дмитрий Назаров. Моим соперником оказалась профессионал, работающий в ресторане. Она меня, понятно, обставила. За двадцать минут мне едва удалось приготовить мясо с кабачками, а моя соперница приготовила четыре различных блюда. Но было приятно, что зрители в основном болели за меня.

– В театральный институт поступили после школы?

– Нет, после школы я окончила Рязанское музыкальное училище по классу баяна. Когда училась, попала в Рязанский театр на спектакль «Ромео и Джульетта». И влюбилась в исполнителя роли Ромео, на меня напали любовные страдания. На этом моя карьера музыканта закончилась, даже не начавшись, потому что решила поступать в театральный институт. Мне тогда было двадцать лет. Вот так Рая Рязанова из Рязани стала актрисой.

– А если бы не влюбились в Ромео и не поступили в театральный, кем бы могли стать?

– Наверное, я могла бы стать хорошей учительницей. Причем не была бы каким-то ментором, скорее в меру строгая и в меру хулиганистая. Уверена, что ребята относились бы ко мне хорошо.

– Вы можете вспомнить самый счастливый день в жизни?

– Да у меня таких дней очень много. Я, к примеру, просыпаюсь, солнышко светит, и мне уже хорошо! Сейчас я очень занята, у меня много работы, частые встречи с людьми, кто-то помогает мне, кому-то помогаю я, мне кажется, это и есть счастье.

Раиса РЯЗАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте