Еще будучи студентом университета, я обратил внимание на стремительное внедрение технологий электронного обучения в образовательный процесс. По совету своего преподавателя (впоследствии коллеги по моему краткому опыту работы в университете) философа Артура Александровича Дыдрова эти наблюдения были выражены в виде доклада и научной статьи на тему «Медиатехнологии в современном образовании: взгляд из студенческой аудитории».
Можно провести небольшой ретроспективный анализ наблюдений многолетнего участия во внедрении и реализации такого нетипичного для российской образовательной системы направления деятельности. Опыт работы с ресурсами Московской электронной школы, ее библиотекой и другими образовательными ресурсами может быть основательным подспорьем проводимого здесь анализа. Так что же все-таки изменилось за прошедшие шесть с лишним лет с момента составления доклада?
Как и предполагает синтетический подход, построим свои рассуждения от частного к целому. Медиакультура должна быть представлена как определенная система взаимосвязанных компонентов, которые выходят за рамки педагогики. Однако нельзя отрицать ее социализирующий характер и силу воздействия на умы своих потребителей. В любом случае в современном мире, насквозь пронизанном электронными носителями информации, нельзя отрицать всеохватывающий характер и значение медиатехнологий. Если ранее они медленно, но настойчиво прокладывали путь в образовательную среду, то сегодня, как кажется, их позиции упрочились в школьном образовательном процессе. Это иногда даже настораживает, хотелось бы узнать последствия такого внедрения для здоровья обучающихся, вынужденных все больше времени находиться перед экранами.
Вопреки этому, личный опыт работы в условиях пандемии показал, что работа с современными средствами связи может выступать отличным подспорьем в рамках образовательного процесса в чрезвычайных условиях. Однако называть такой способ общения полноценной заменой традиционного урока будет неправильным, ведь в случае постоянной работы через компьютер можно потерять ту человеческую нить передачи опыта, которая пронизывает образовательный процесс. Особенно это актуально в старших классах, нуждающихся в присутствии и направляющей роли преподавателя не только как знатока определенной предметной области, но и как человека, способного производить профориентационную работу.
Тем не менее новая роль и место медиатехнологий не вызвали, как кажется, тех разрушительных изменений в образовательном и педагогическом процессе, которые предсказывались скептиками. Иконический поворот пока не наступил, основным средством восприятия окружающего мира у учащихся продолжает оставаться текст, а не картинка. Медиа- и электронные ресурсы продолжают быть вспомогательными средствами. Учитель остается главным в кабинете и в педагогическом труде. Он постепенно приобрел навыки модератора в рамках своего кабинета – теперь учитель не только воспроизводит материал урока в соответствии с последними достижениями соответствующей науки, но и помогает учащимся самим овладеть навыком отбора и анализа информации. Формирование множества образовательных ресурсов открыло простор для творческой деятельности преподавателя в плане формирования образовательного контента. На первый план вышли критика источника и умение правильно подходить к анализу информации.
Подводя итог небольшому комментированию тех вопросов, которые когда-то были подняты в рамках вышеуказанного доклада, стоит указать на прогресс, который можно наблюдать в сфере использования медиатехнологий образования.
Любопытно, что основные вопросы, такие как грамотность подбора информации, квалифицированное использование современных технологий и разумность потребления контента, до сих пор остаются краеугольными для современной системы образования. Однако возможности учителей благодаря развитию соответствующих ресурсов позволяют им создавать оригинальный контент, затрачивая на это гораздо меньшие усилия.
Эдуард МЕЙЕР, учитель истории и обществознания школы №1613
Комментарии