Все это Алла АРГУНОВА апробировала лично: будучи предпринимателем, училась постоянно, тренинги и мастер-классы дали возможность почувствовать воочию, как супертехнологии работают реально, и понять, что из модных трендов актуально для бизнеса в России. А еще, глядя на своих детей, их у нее четверо, она подумала: почему эти подходы, уже доказавшие свою эффективность на деле и ставшие авторитетными тезисами обученческих стратегий для взрослых, не применяются в школе? Ведь чем раньше человек разовьет в себе креативное чутье и лидерские навыки, тем лучше у него может получиться принести пользу отечественной экономике. Так шесть лет назад родилась ее школа «Путь к успеху».
– Обучение предпринимательскому мастерству становится одним из популярных направлений современного школьного образования. Вам же, Алла Владимировна, пришлось в свое время, не дожидаясь отмашки ведомств, прокладывать собственный путь. Как вы решились на создание авторской школы?
– В тот момент я не только воплощала в реальность мечту об идеальном интерьере, как пишут в рекламных проспектах, благодаря своей мебельной сети «Белфан», но и была совладельцем консалтинговой компании в бизнес-образовании. И знала из собственного опыта, как важны навыки, системное мышление, персонализированный подход и творческая атмосфера.
Конечно, задаться вопросами типа «Почему этому не учат в школе?» заставили меня в первую очередь мои дети. Я, как и все остальные родители, хотела, чтобы они выросли личностями, способными ориентироваться в быстро меняющемся мире. «Какие предпосылки необходимы для формирования человека будущего, который сможет в дальнейшем создавать инновации и развивать экономику?» – размышляла я. Так и созревала идея построить школу для счастливых и успешных детей.
Но что такое эффективная и благополучная организация? Прежде всего это бизнес-процесс, который определяется конкретным и вполне измеримым продуктом или результатом. А когда есть ясный образ результата, выбраны наиболее подходящие модельные практики и сложилась команда единомышленников, становится понятно, куда и как двигаться. Ключевой целью мы поставили то, что в нашей школе дети учатся быть лидерами и предпринимателями. В качестве важных навыков определили те, которые были озвучены на экономическом форуме в Давосе в качестве необходимых для обретения успеха: умение решать комплексные задачи, творчески мыслить.
– Насколько удается такие навыки сформировать? Неужели можно каждого научить генерировать идеи и креативно мыслить?
– Для всего есть алгоритмы. Есть классические схемы креативного мышления. Наши дети изучают положительно зарекомендовавшие себя модели, помогающие генерации нестандартных идей. Если в какой-то момент ребенку требуется найти оригинальное решение, то не стоит даже ждать вдохновения, он сумеет все просчитать самостоятельно. Методов, развивающих привычку мыслить творчески, даже если изначально это не было сильной стороной человека, немало. Недаром креативность тоже определена как навык.
А навык – это автоматизированное действие, которое образуется путем постоянного повторения. Например, навык решения комплексных задач не сложится, если их не решать регулярно. Если ученик привыкает в течение 11 лет следовать указаниям учителя, куда сесть, какую страницу открыть, какое задание выполнить, у него формируется навык следования инструкции. И принимать решения и защищать свои суждения ему будет весьма сложно.
Ключевой парадигмой обучения у нас стала персонализация. У каждого ребенка свой темп постижения, своя мыслительная деятельность. В нашей школе учитель играет роль ментора, который помогает ученику самостоятельно двигаться по пути понимания. Когда ребенок сталкивается с препятствиями, взрослый должен вовремя это обнаружить и быстро помочь препятствия преодолеть. А занятия призваны учить учиться, ведь желание обучаться в течение всей жизни – самый важный навык в нашем изменчивом мире.
– Каким образом индивидуальные образовательные маршруты позволяют получить общие результаты обучения?
– Мы взяли за основу давно известную педагогическую модель – таксономию Блума. Все маршруты мы классифицируем и выстраиваем с ее помощью. Очень важными операциями согласно таксономии Блума являются анализ и синтез, так как они позволяют закрепить знания и навыки. Синтез – это создание системы из полученных данных. Обязательным элементом обучения в нашей школе стало составление ментальных карт. Весь пройденный материал ученики схематизируют, и это позволяет им сохранить знания в памяти, что гарантирует успешную сдачу ОГЭ и ЕГЭ. Подтверждением этого служат баллы наших выпускников на экзаменах, они весьма высоки.
Все учебные материалы, образовательные маршруты и ментальные карты мы выкладываем на специальную платформу, к которой у каждого ученика есть личный доступ. А еще ребенок может обучаться удаленно и самостоятельно отмечать свое продвижение. Это не значит, что мы целиком перешли на электронные носители, но цифровые инструменты играют солидную роль в современной жизни.
Наша методика подразумевает постепенное наращивание знаний. Мы разделили все программы на модули – самостоятельные тематические блоки. По прохождении каждого модуля при сдаче материала ученик накапливает 100 баллов, подтверждающих, что он полноценно освоил данную тему. Впоследствии накопленные баллы переводятся в привычную пятибалльную систему.
– А как вы оцениваете навыки?
– Навыки мы оцениваем по критериальной системе. Происходит это раз в полгода, так как формирование навыка – это достаточно длительный процесс. Смотрим, происходит ли рост тех умений, которые мы стремимся развить, и на основании этой оценки принимаем дальнейшие решения: как изменить процесс обучения для конкретного класса или ребенка.
– Вашим ноу-хау стало предпринимательство, а какая критериальная система позволяет оценить харды и софты будущей элиты бизнеса?
– Основное требование мира, рынка, бизнеса – это управление изменениями и инновациями. Чтобы сформировать предпринимательское мышление, мы выделили его ключевые составляющие: навык видеть систему, видеть в ней проблемы и узкие места, влиять на нее и создавать некую ценность для людей. Способность создавать что-то ценное, то есть выстраивать систему, которая будет работать и приносить результат, – это жизненно важный навык, который пригодится любому человеку. Активная позиция требует не только сформированного мышления, но и опыта деятельности в существующих бизнес-моделях. Поэтому в школе «Путь к успеху» есть бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор. Бизнес-инкубатор – это студия, в которой создаются проекты, там происходят генерация и развитие идей. Бизнес-акселератор – это «гараж стартапов», в котором проекты доходят до реализации. Яркая идея, грамотное описание проекта, возможность воплотить замысел – это ценно. За год ребята осиливают более 50 проектов, это те, что доходят до MVP (минимальный жизнеспособный продукт). Как правило, это социальные проекты, связанные с разработкой обучающих пособий, такие как Maths Maps (серебряный призер на Международном чемпионате по стартапам-2020), Just English или виртуальный музей Есенина. Нередко ребята создают нечто удивительное и столь необходимое для сверстников с ограниченными возможностями здоровья, таким проектом стал, например, «Мир на кончиках пальцев» – кинестетик-планшет для слабовидящих детей с наборами фигур для осязания для детей от полугода, ставший бронзовым призером Miniboss Sage на Международном чемпионате по стартапам-2020. Немало появляется компьютерных разработок. Многие проекты остаются разовыми предприятиями. Но есть у нас и такие, которые оказались действующими стартапами и приносят своим создателям постоянный ежемесячный доход. Мы такое начинание только приветствуем.
– Не боитесь головокружения от успехов у юных бизнесменов, которые решат, что раз они уже научились зарабатывать, учеба им больше не нужна?
– Все школьные микробизнесы построены на таких бизнес-моделях, которые не требуют длительного вовлечения ученика: временные затраты обязательно минимизированы, потому что детям нужно учиться. Однако именно благодаря учебным предпринимательским проектам у детей появляются здоровые амбиции. Они начинают понимать, что с тем уровнем знаний, который у них есть в данный момент, они выше головы не прыгнут. Именно сейчас у них возникает очень сильная мотивация получить более глубокие знания.
– Ключевой принцип школы «Путь к успеху»: «Чтобы чему-то научить детей, спроси у них, как». Чему вас научили дети?
– Мы рады, что нашу школу создают не только учителя (кстати, загоревшись идеей просветительства, я тоже стала учителем, преподаю математику!), но и ученики. Мы совместно тестировали каждую методику, есть множество видеороликов, на которых ребята объясняют материал сверстникам сами, такие уроки пользуются популярностью и усваиваются гораздо лучше. Дети всегда готовы дать совет и одноклассникам, и учителям, как лучше работать с тем или иным материалом, что сделать, если возникают трудности. Эти советы очень ценны, потому что дети анализируют ситуацию со своей точки зрения, и они предлагают решения.
Для того чтобы создать полноценную систему обучения, мы разработали основания собственной корпоративной культуры. Так как обучение – это процесс коммуникации, основной для нас является коммуникативная политика. У нас есть обязательное обучение технологиям и принципам общения, развитие эмоционального интеллекта – способности распознавать эмоции и управлять ими.
Главное, что влияет на мотивацию наших учеников, – это понимание. Когда ребенок понимает материал, ему интересно, и он хочет его освоить. Как только человек осознает, что он в состоянии достичь поставленной цели, он хочет большего. Это заложено в человеческой природе, каждый стремится становиться лучше. А мы делимся опытом с другими школами, как нам удается вдохновить ребенка на это, готовы расширять собственную сеть, открывая новые школы, и передавать наш подход как франшизу.
Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии