search
main
0

Мечтать не вредно Клио осталась бы довольна

Ох, сколько ж мне довелось перевидать учебников истории, а также всяческих учебных и методических пособий! От этого калейдоскопа остался тяжелый осадок на душе. Мозаика исторических концепций, идеологических и политических пристрастий авторов, их манеры подачи материала и стиль повествования, порой возрастное несоответствие – все эти обстоятельства вместе взятые и по отдельности вызывали неудовольствие. Наше многострадальное Отечество немало претерпело не только от коварных врагов в реальной истории, но и в книжной, от авторов учебников. Мне довелось преподавать историю и при Брежневе (в 1981-м, последнем году его правления), и при Ельцине (в 1991 году, после его восхождения на танк перед Белым домом), и весь промежуток времени между ними. Я захватил череду сменявших друг друга событий, которые не успевали попасть в школьный курс истории. Пожалуй, никогда прежде наше прошлое не было столь непредсказуемым. В 1981-м, как и в 1991-м, я испытывал острую потребность в нормальном учебнике, который все не появлялся. Только сегодня я понял, что нуждался не просто в нормальном, а в идеальном учебнике по отечественной истории, в таком, который удовлетворял бы всем требованиям учителя. Такового мне не приходилось видеть. И что делать? Точнее, что же я делал на уроках истории, не имея подходящей учебной книги?
Первой моей реакцией на учебники истории (я преподавал во всех классах с пятого по выпускной – десятый плюс обществоведение и основы права) – было неодолимое желание создать свои собственные. Абсолютно невозможная задача, когда имеешь не менее четырех подготовок каждый день, мечешься между третьим тысячелетием до Рождества Христова и последним, грубо говоря, партсъездом.
Однако вопреки всем трудностям я продолжал думать свою думу. То не были абстрактные мечтания. Напротив, я планировал разделы и главы, темы уроков, вопросники и тесты, которыми должен быть оснащен мой идеальный учебник истории. Постараюсь как можно яснее и четче описать его.
Учебник доходчиво, живым языком излагает все самые сложные эпизоды отечественной истории, не уступая в этом “Полному курсу лекций по русской истории” С.Ф. Платонова. Он строится на глубоко научном и современном знании, подобно “Истории России с древнейших времен до начала XX века” И.Я. Фроянова. По ключевым, переломным моментам истории в нем приводятся точки зрения различных исследователей, пересказанные, разумеется, в доступной для соответствующего возраста школьников форме. При этом мой учебник чужд всякого рода “фоменковщины” (от фамилии математика А.Т. Фоменко, возомнившего себя великим историком) или “резуновщины” (от настоящей фамилии другого современного “историка” – Виктора Суворова-Резуна). Идеальное пособие учит самостоятельно и творчески сопоставлять различные разумные мнения, критически воспринимать аргументы сторон, выстраивать версии события.
Учебник этот многослойный. Он рассчитан на неравномерное развитие мальчиков и девочек, сидящих в одном классе. Там есть материал-минимум, предназначенный для ознакомления с прошлым – на троечку, а есть десятки страниц (на каждый параграф) дополнительных сведений биографического, генеалогического, источниковедческого и библиографического характера для тех, кто хочет знать историю на “отлично”. Соответственно и вопросы для контроля знаний и на закрепление изучаемого материала приводятся разные: элементарное тестирование с палеткой, которую учитель накладывает на опросную карточку, чтобы быстро определить количество верных ответов и выставить за урок оценку каждому ученику, и проблемные вопросы, требующие умений обращения с источниками и специальной литературой, навыков исследовательской работы.
Особенно хочу заметить: учебник предусматривает не два стандарта знания – на тройку или на пятерку, а несколько последовательных ступеней в изучении истории. Учебный материал дифференцирован, что позволяет изучать одно и то же событие с разной степенью детализации. Учебник рассчитан на получение знаний различной глубины, чтобы одновременно его могли читать дети с разными способностями и брать из него то, что соответствует их запросам.
А еще у моего идеального учебника есть приложение на лазерном диске с его электронной версией, с методическими и наглядными материалами, которые с компьютера можно проецировать во время урока на экран. Вот и сравните мой идеальный учебник истории с тем, который лежит у вас на столе.

Вячеслав РУМЯНЦЕВ
журналист, преподаватель истории

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте