Главная цель гуманной педагогики – воспитание благородного человека. Если это главная цель, важно понять, что такое благородство и как его воспитывать в детях, где мы его видели.
Прежде всего будем различать благородство по происхождению и благородство духа. Мы говорим о последнем.
Как же воспитывать благородство духа в детях? Прежде всего нужно воспитать его в себе, проявляя благородство в своей жизни. Ведь невозможно представить, чтобы подлец воспитал благородного человека. Благородство воспитывается благородством.
Суть воспитания в восхищении любимыми образами. В мировой культуре мы видим множество таких образов. Вспомним Сократа, несправедливо осужденного на смерть и отказавшегося от побега, чтобы добровольно выпить смертельный яд.
Вспомним льва Аслана, отдавшего себя за предателя. А также разбойника Робин Гуда, грабившего жадных богачей, чтобы вернуть их деньги бедным. Яркие образы щедрого правителя находим в «Витязе в тигровой шкуре».
И конечно, высший пример благородства – образ Христа. Пример великодушия, щедрости, незлобия, прощения и любви. Наверное, без любви невозможно истинное благородство.
Особенно важно знакомить детей с образами детского благородства. В прекрасном фильме «Радости и печали маленького лорда» очень выразительно показаны низость и благородство. Что значит быть лордом? Как при этом относиться к людям? Какое иметь сердце? Стоит посмотреть этот фильм с детьми и обсудить его.
Образы благородных детей мы видим также в книгах Владислава Крапивина. Это прежде всего «Мальчик со шпагой», где двенадцатилетний Сережа Каховский проявляет лучшие качества благородного человека – бесстрашие, непримиримость к злу, великодушие. Пример: Сережа, имевший лучшую подготовку в фехтовании, чем его товарищ Митя, преднамеренно проиграл ему в решающем бою, отдав тем самым Мите первое место. На вопрос, почему он так поступил, Сережа отвечает: «Ему нужнее».
В книге Крапивина «Колыбельная для брата» тоже показан боец за правду – семиклассник Кирилл, не гнущийся перед грубой силой хулиганов или властью грозного завуча.
Высокий пример детского благородства мы видим в книге «Амон Ра» Шалвы Амонашвили. Важно, что эти примеры очень привлекательны, магнитны для детей.
Благородство – это высота духа. Это чувство собственного достоинства, когда невозможно поступить низко.
Благородство есть лучший путь завоевать сердца людей. Вспомним Сергия Радонежского, он решал все проблемы ценой себя: когда построил сени своему товарищу за решето гнилого хлеба, когда ушел из обители, добровольно отдав власть брату, когда отдал свою еду голодному медведю. Благородство духа всегда основано на жертве. Эта жертва трогает сердца людей, восхищая их. Мне кажется, настоящее благородство есть чудо. И потому часто оно необъяснимо, невыгодно, нелогично. Но оно восхищает сердца.
Вспомним, как царь Давид пощадил своего ярого врага Саула, а Саул в ответ громко зарыдал и сказал: «Ты прав, а я – нет. Ты был добр ко мне, а я платил тебе злом».
Вспомним епископа из романа Гюго «Отверженные», который спас вора, укравшего у него серебряные подсвечники, и сказал полицейским, что подарил эти подсвечники. Вор был настолько поражен этим поступком, что полностью переменил свою жизнь.
Благородство – это венец света. Это всегда дар. И всегда жертва.
Благородство – это невозможность сделать что-либо против любви. Благородный человек не может себе позволить никакую низость. Благородство – это высшая жизнь духа в человеке.
Как говорят мудрецы Востока: «Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека. Можно легко представить себе все великие чувства, рожденные облагороженным сердцем».
Если спросить у Шалвы Александровича Амонашвили, где он видел в жизни благородного человека, он непременно ответит: «Это Варо Вардиашвили» (его учительница по литературе). На каждой своей лекции Шалва Александрович вспоминает ее. Как она шепнула ему: «Мои пятерки краснеют рядом с твоими двойками». Юный Шалва тогда все силы бросил, чтобы исправить эти двойки, и окончил школу с золотой медалью! Однажды Варо позвонила ему и попросила сопроводить ее в театр, «потому что у нее остался один свободный билет», – так она деликатно знакомила Шалву с большой культурой.
Особенно важно, что Варо преподавала целый год «Витязя в тигровой шкуре» вместо программы, утвержденной Берией, рискуя свободой и жизнью. Потому что благородство – это обязательно бесстрашие и умение идти против течения. Шалва Александрович утверждает, что всем обязан своему Учителю Варо Вардиашвили.
Как же в потоке жизни направлять сознание детей в сторону благородства? Вот рассказ Димы Дмитриева, руководителя детской программы в усадьбе Шалвы Амонашвили: «У нас было двое мальчишек, Давид и Алексей, с которыми мы играли в футбол. Они нацелены были только на победу. Если они пропускали гол, для них это было эмоционально очень тяжело: они бросались на пол, ревели вовсю, у них была истерика. Вели себя так постоянно. Они были и выше сверстников по росту, и психологически более зрелые. Обычно участвуют в игре и помладше ребята, и постарше. У Давида и Алексея удар был такой силы, что они могли запросто покалечить ребенка. Я попросил их играть мягче. Они прислушались, но играть мягче не могли. Скоро им стало неинтересно, и когда мы выходили на улицу, они стояли рядышком и ждали меня. У меня со всеми ребятами дружеские отношения. И я этим двум мальчикам говорил: «Вы подождите меня, я сейчас поиграю с младшими, потом с вами». И они стояли и ждали. Они умные парни, видели, что я с малышами играю не в полную силу. Как только мы с младшими наиграемся, мы с Лешей и Давидом на большом футбольном поле с воротами играли уже по-другому. И мальчики это очень ценили. Для меня эта игра была не просто для того, чтобы удовлетворить их потребность поиграть. Мне хотелось облагородить их характер. Все это были планомерные шаги. Чтобы важными стали не сама игра и победа в ней, а человеческие отношения. Я показал это через отношение к младшим ребятам, а также к ним самим, когда шел им навстречу. Я их не напрягал, не ломал, но вокруг создавал облагораживающие обстоятельства. И через месяц Давид и Алексей стали играть с малышами невероятно красиво. Для них уже не была важна победа. Они по-человечески общались с младшими. Играли с ними и испытывали радость и счастье, давая возможность ребятам забивать голы».
Когда мои ученики начинают спорить, я обычно говорю: «Кто из вас благороднее, тот и уступит». Сразу начинают спорить, кто уступит первым.
Завершим размышления мыслями Конфуция. Благородный муж непременно учтив, милосерден, внушает уважение, но главное – обладает несокрушимой силой воли и стойкостью духа. Он не ведает страха и спокойно принимает удары судьбы, даже мученическую смерть, ибо знает, что всю жизнь служил добру и совесть его чиста.
Благородный муж руководствуется чувством долга, заботится о морали, требователен к себе, живет в согласии с другими людьми, хотя и не следует за ними, не проявляет пристрастия, боится велений Неба и великих людей. Низкий человек заботится только о личной выгоде и собственной пользе, затевает споры и предъявляет требования к другим, следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними, проявляет пристрастие, домогается милостей, а получив желаемое, забывает о благодарности.
Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается.
Благородство – это наивысшее качество человека, вмещающее все высшие качества личности. Поэтому так важно благородство оставить в наследство нашим детям.
Игорь КИРШИН, руководитель студии «Солнечный сад», кандидат педагогических наук, обладатель звания «Рыцарь гуманной педагогики», Калининград
Комментарии