Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Матвей ШПАРО, директор «Лаборатории путешествий»: Хотите научиться принимать решения – отправляйтесь в поход

Учительская газета, №40 от 2 октября 2018. Читать номер
Автор:

Сегодняшние дети и подростки зачастую живут в виртуальном мире, гаджеты заменяют им друзей и реальную жизнь. Однако это до тех пор, пока на их пути не появится человек, пробуждающий в них тягу к романтике и здоровый дух авантюризма. Для десятков и сотен московских подростков таким человеком стал кавалер ордена Мужества, дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, профессиональный путешественник Матвей Шпаро. Матвей Дмитриевич сразу же покоряет своей застенчивой улыбкой, а еще невероятным спокойствием. Глядя на него, понимаешь: экспедиция на Северный полюс в условиях полярной ночи – это не фантастика, а реальность, помноженная на выдержку, целеустремленность и желание доказать, что человеческие возможности безграничны. Матвей Шпаро в свой первый поход на лыжах отправился в 13 лет, и сегодня, спустя почти 30 лет, он один из самых опытных профессионалов в этой сфере, который может рассказать не только о личных достижениях, но и о том, как увлечь походами детей и подростков.

– У современных детей, к сожалению, большие проблемы с принятием решений, причем даже на самом простом бытовом уровне. Я уже не говорю о проблемах с выбором вуза и в целом жизненного пути. Так вот, путешествие, если оно правильно спроектировано и выстроено, помогает выработать навык принятия решений. Если поход длится десять дней, то ребенку каждый день приходится принимать много самостоятельных решений: встать раньше или поспать подольше, в какую сторону идти, что приготовить на завтрак, обед или ужин …А если ты десять дней подряд принимаешь решения, у тебя уже вырабатывается определенный навык. А главное, конечно, то, что путешествие помогает развитию социальных компетенций. В 2000 году мы с отцом, известным путешественником и автором многих книг Дмитрием Шпаро, почти одновременно пришли к мысли, что один из лучших способов воспитания подрастающего поколения – это воспитание его через активные путешествия. Именно тогда был создан наш первый лагерь «Большое Приключение» в Карелии. Одной из его главных задач стало показать детям, что во время путешествий можно приобрести бесценный опыт, который потом в жизни очень пригодится. Я всегда говорю: не важно, научишься ты ставить палатку, разводить костер или готовить кашу (хотя это тоже нужные умения), куда важнее, если за это время ты найдешь друзей, научишься выстраивать отношения с другими детьми, почувствуешь ответственность за свои решения. Именно эту философию мы заложили в основу «Лаборатории путешествий», наверное, самой необычной организации в системе образования города Москвы. Мы рассматриваем путешествие не как самоцель, а как средство достижения тех задач, которые прописаны в содержании проекта и программы, – подводит итог Матвей…- Матвей, я знаю, что вы сейчас запускаете в Москве новый проект «#директорВпоход». Как к нему отнеслись столичные директора?- 28 августа у себя на странице в Фейсбуке я опубликовал тогда еще просто предложение организовать поход, в который вместе с детьми и опытными инструкторами из «Лаборатории путешествий» отправился бы и директор школы. И примерно в течение 3 часов я получил 35 заявок от руководителей столичных школ, которые готовы были хоть завтра отправиться со своими учениками в поход. Сама идея возникла пару лет назад благодаря моему хорошему товарищу – директору школы №444 Павлу Северинцу. Как правило, школа, формируя группу для участия в наших проектах, отправляет вместе с детьми своего сопровождающего – вожатого, социального педагога или клас­сного руководителя. А тут с детьми отправился сам директор Павел Северинец. Поход был водный – сплав на катамаранах по карельским рекам. Вроде бы ничего особенного в этом путешествии не было, но потом, придя по каким-то делам в эту школу, я обратил внимание на шушуканье ребят за спиной директора: «У нас крутой директор, ходил с нами в поход, преодолевал пороги второй категории сложности, нам всем было трудно, но мы справились…» Я подумал, какой огромный потенциал таит в себе участие директора в походе: он выходит на принципиально новый уровень общения с детьми, с родителями, задает высокую планку для всего своего окружения. Именно тогда и возникла мысль: а что, если посмотреть на поход как на тренинг управленческих компетенций? Я обсудил идею со знакомыми директорами московских школ, и они в один голос сказали: «Да, это правильно, мы ведь руководим большими учреждениями, каждый день сталкиваемся с необходимостью принимать решения, брать ответственность, решать проблемы и находить выход из сложных положений, и настоящий поход – будто прообраз всего этого».Итак, мы решили выстроить следующую конструкцию: директор формирует в своей школе группу из 10 человек и во время путешествия, выступая в качестве старшего наставника, передает свои управленческие навыки каждому из членов команды. Разумеется, с этой группой будут два инструктора из «Лаборатории путешествий», которые отвечают за маршрут и безопасность. Путешествие проектируется так, чтобы каждый походный день был словно однодневный поход. Каждый день назначается новый руководитель из детей, он выбирает маршрут до следующей стоянки, распределяет груз между девочками и мальчиками, назначает дежурных, отвечает за сбор и установку лагеря, приготовление пищи, и еще множество других дел. А вечером его действия обсуждают на общем сборе-«свечке»: правильно ли он все делал, какие совершил ошибки? Главная роль на этом вечернем обсуждении отводится старшему наставнику – директору школы, который и должен поделиться с сегодняшним руководителем похода своим управленческим опытом. На следующий день назначается новый юный начальник и так далее.- Матвей, а готовы ли директора к такому непростому испытанию? Согласитесь, прошагать с рюкзаком за плечами даже 3‑5 километров не так уж и просто.- Безусловно, это так, поэтому, прежде чем отправить директоров в серьезный поход в Краснодарский край, мы решили провести для них туристское испытание в парке «Сокольники». Директорам надо было пройти с рюкзаками маршрут 3 километра. При этом маршрут у каждого директора был индивидуальный, и вес рюкзака нешуточный: для женщин – 18 кг, для мужчин – 23 кг. Мне запомнились слова одной из дам-директоров, участвовавшей в тренировке: «Если в 18 лет путешествие с рюкзаком в 18 килограммов – это большое приключение, то в 48 лет это большое испытание». Испытание в «Сокольниках» отсеяло часть желающих отправиться в горный поход. Но все равно возник конкурс 2 человека на место. У будущего похода своя логистика. В проекте может участвовать только 8 групп – вместе с детьми более 100 человек. Кстати, директорам, чтобы отправиться в горы Краснодарского края, нужно еще сделать и видеоролик на тему «Почему именно моя школа должна принять участие в проекте «#директорВпоход».- Матвей, и наконец главный вопрос: как обеспечить безопасность в походе? К сожалению, после череды трагических событий, связанных с детским туризмом, родители зачастую боятся отправлять своих детей в походы, тем более дальние.- Сразу скажу: стопроцентную безопасность гарантировать невозможно даже по пути ребенка от дома к школе, даже тут, на этом простом и привычном пути, масса рисков – машины, незнакомые прохожие, сосульки зимой и т. п. Взрослые, когда отправляют ребенка в школу, дают ему наставления, как переходить дорогу, как избегать других опасностей, мы же, готовя поход, тоже стараемся просчитать все риски и минимизировать их. Этот процесс я называю «управление рисками». Все сводится к тому, чтобы оценить потенциальные опасности, найти слабые места и укрепить их. Планируя поход, необходимо постоянно задавать себе вопрос: «А что, если?..» и прокручивать в голове возможные ситуации. При кажущейся простоте это трудный процесс, ведь вариантов множество. Например: «А что, если вечером все участники легли спать, а утром одного нет в лагере?» Отвечая, можно рассмотреть такую ситуацию: «Ребенок курит, у него закончились сигареты, и он решил рано утром, пока все спят, сбегать в ближайшую деревню…» или «Ребенок ночью проснулся, пошел в туалет, упал и получил травму, не может кричать и не может вернуться в лагерь». Это, так сказать, максимум, но возможный максимум. Так вот, руководитель должен найти решение потенциальных неприятных ситуаций или предупредить их, или следует задуматься над целесообразностью похода.И еще одно общее соображение. Я считаю, что надо стараться концентрировать туристические активности в одном географическом районе и создавать там необходимую инфраструктуру, которая повышает уровень безопасности юных туристов. В советское время это все называлось плановым туризмом и объединяло понятия «туристские базы», «маршруты», «приюты». Конечно, в каждом регионе есть МЧС, и там работают профессиональные спасатели, но у них большие задачи, и им нужно время, чтобы отреагировать. Задачи инфраструктуры, о которой я говорю, – держать в зоне постоянного внимания туристскую активность в отдельном районе. Например, все группы проекта «#директорВпоход» начинают свой маршрут из базового лагеря «Большое Приключение», в котором созданы специальные условия для обеспечения безопасности походов: есть разработанные маршруты, маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), в которую входят высококлассные специалисты, в случае чрезвычайных происшествий готовые в любой момент прийти на помощь, есть центр связи и контроля, который работает 24/7. Конечно, каждая туристская группа должна регистрироваться в МКК, но одно дело, когда от МКК до района маршрута несколько тысяч километров, и другое дело, когда МКК находится в районе путешествий и выполняет дополнительно роль контрольно-спасательной службы.- Что бы вы посоветовали директорам, впервые отправляющимся в поход?- Нужно внимательно продумать все возможные риски, хорошо узнать и понять ребят, идущих в поход. И, конечно, необходимо заручиться поддержкой опытных профессионалов-инструкторов.Если же говорить о нашем проекте «#директорВпоход», то мы, думаю, еще не полностью выявили его потенциал. Но одно можно сказать точно: такое путешествие поможет руководителям школ поднять свой престиж в глазах учеников и родителей, получить бесценный опыт, а главное – задать дополнительный правильный вектор развитию всего образовательного учреждения…


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту