В Московском гуманитарном педагогическом институте вот уже шесть лет эффективно работает Центр наставничества молодых специалистов образовательных учреждений Москвы, главная цель которого – оказание действенной научно-методической, информационной, психологической и правовой поддержки молодым учителям различных образовательных учреждений столицы. Символом центра стал пеликан – образ, еще с античных времен обозначающий жертвенную, бескорыстную любовь к детям.
се пять отделов стремительно развивающегося Центра – организационно-аналитический, научно-методический, отдел трудоустройства, отдел целевой и контрактной подготовки и отдел профориентации – слаженно работают над общей задачей: помочь выпускнику МГПИ стать успешным, конкурентоспособным и востребованным на рынке труда специалистом. Именно Центр наставничества становится той дорогой, по которой будущий выпускник пойдет к своему профессиональному успеху. Начиная работу с профориентации абитуриентов, работники Центра наставничества ведут студента по нелегкому пути профессионального мастерства до тех пор, пока он сам не станет специалистом-выпускником, способным учить других. Работники Центра помогают ему успешно сделать свои первые профессиональные шаги, содействуют в вопросах трудоустройства. Но и на этом миссия Центра наставничества не заканчивается, потому что настоящий учитель учится всю жизнь и нуждается в дальнейшем профессиональном росте. Программы курсов повышения квалификации, разработанные сотрудниками Центра, способны наметить векторы дальнейшего профессионального и личностного развития и, может быть, помочь бывшему студенту когда-нибудь самому стать наставником молодых специалистов. Абитуриент Все начинается с просветительской работы, включающей предварительную профессиональную диагностику, позволяющую выявить интересы и способности личности к той или иной профессии; информирования школьников о деятельности института, направлениях подготовки и получаемых в нем специальностях, возможностях реализации своего творческого потенциала в условиях вуза и его главных преимуществах. Тут и персональные консультации специалистов, нацеленные на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии; и профессиональный отбор абитуриентов, позволяющий выявить тех из них, которые с наибольшей вероятностью смогут качественно освоить специальность и добиться в ней успеха; профессиональная адаптация, в ходе которой формируется личностная заинтересованность и происходит первичное становление студентов в профессии. Широкое привлечение студентов МГПИ к участию в различных профориентационных мероприятиях дает возможность абитуриентам почувствовать атмосферу жизни вуза и познакомиться с его ярчайшими представителями. Школьники могут получить ответы на волнующие их вопросы от самих студентов, которые знают изнутри все особенности научной, учебной и спортивной деятельности в МГПИ, будучи непосредственными участниками, а зачастую и организаторами различных мероприятий. В то же время студенты приобретают опыт общения с детьми и подкрепляют теоретические знания, полученные в вузе, практическими навыками. Центр наставничества – инициатор ставшей уже традиционной городской акции «Быть учителем престижно», в которой принимают участие выпускники школ, родители, учащиеся колледжей, представители Департамента образования, начальники окружных управлений образования, ректор МГПИ Александр Кутузов, деканы и почетные профессора института, лучшие учителя Москвы, представители педагогических династий, победители конкурсов «Учитель года», выпускники педагогических вузов. Для выпускников школ и их родителей организуются консультационные центры по особенностям проведения вступительных испытаний, проводятся профориентационные тестирования школьников. Эта акция, способствующая притоку абитуриентов в городские педагогические вузы, – важный вклад в реализацию национального проекта «Образование». Вера Лопатина, начальник Центрального окружного управления образования: «Выражаем благодарность сотрудникам Московского гуманитарного педагогического института за организацию ставшего традиционным праздника профессии «Быть учителем престижно» на базе школы №235. Эта акция стала реализацией национального проекта, направленного на поддержку авторитета профессии учителя, ее престижа и значимости в обществе. Проведенный праздник способствовал притоку абитуриентов в педагогические вузы. Из 615 школьников, принимавших участие в празднике профессии, более 100 учащихся округа подали заявление на поступление в городские педагогические вузы. Проект «Быть учителем престижно» дает возможность формировать качественно нового, мотивированного на педагогическую профессию абитуриента, обеспечивает развитие творческого, научного, профессионального потенциала педагогов, способствует их вовлечению в мероприятия, популяризирующие профессию учителя».Целевик Особое внимание сотрудники Центра наставничества уделяют учащимся, планирующим поступать в педагогические вузы на условиях целевой контрактной подготовки. Выбор профессии – дело ответственное, это своеобразный выбор судьбы, и поэтому так важно найти правильную дорогу, которая наполнила бы жизнь смыслом, сделала ее успешной и позволила бы реализовать свои возможности. Если юноши и девушки решили связать свою жизнь с педагогической профессией, получили новенькие студенческие билеты, то это не означает, что все трудности позади. Что делать дальше? Как быстро освоиться в новом образовательном пространстве? Как успешно включиться в процесс обучения? Как найти верных друзей? К кому обратиться в ситуациях затруднения? Сотрудники Центра наставничества всегда готовы откликнуться и помочь найти ответы на эти и другие вопросы. Участие студентов в совещаниях, семинарах, «круглых столах» с руководителями образовательных учреждений и представителями кадровых служб окружных управлений образования Москвы позволяет успешно осуществлять выбор интересных мест работы после окончания вуза. С момента заключения первых договоров о целевой контрактной подготовке специалистов прошло восемь лет. Уже три года, как студенты пополняют ряды дипломированных специалистов системы столичного образования: из 99 выпускников-целевиков 73 работают по специальности в системе образования, 5 – преподавателями в вузах, 17 продолжили обучение в аспирантуре. Это придает уверенность в том, что именно от этой славной когорты молодых учителей во многом будет зависеть будущее российских школ, образования и страны в целом.Наталья Давыдова, начальник кадровой службы Южного окружного управления образования: «Тридцать девять молодых специалистов, выпускников МГПИ, и более 20 стажеров успешно работают в школах Южного округа. Этому способствует грамотно выстроенная система сопровождения учащихся «школа – вуз – школа»: тесное сотрудничество по программе «Целевая контрактная подготовка выпускников школ, мотивированных на педагогическую деятельность», организация Центром наставничества постдипломного сопровождения выпускников в их адаптационный период, индивидуальный подход к каждому отдельно взятому студенту и молодому педагогу. Высокопрофессионального, компетентного учителя готовит Московский гуманитарный педагогический институт. Преподаватели этого вуза, по-моему, работают под девизом: «В сегодняшнем дне увидеть завтра». Выпускники вуза – молодые педагоги сегодня принесли в школы традиционные мероприятия гуманитарного института: актовые дни, КВНы, литературные салоны, организацию экскурсий для учащихся школы и многое другое. Молодые педагоги стали стратегическим ресурсом системы образования. Молодежь пошла в школу. И мы верим, что их служение на ниве воспитания будущих поколений будет востребованным». Студент В Год учителя в Институте появился интерактивный театр «Эволюция педагогической мысли». В Центре наставничества родилась оригинальная идея – снять с педагогической науки патину академичности и показать ее живую, развивающуюся сущность, выразив в занимательной и доступной форме идеи великих педагогов – мыслителей разных эпох: Руссо, Конфуция, Макаренко, Кампанеллы, Локка и многих других. Весь спектакль составлен из цитат этих авторов, герои отстаивают их идеи и теории, связанные с воспитанием и образованием. Актеры – студенты и преподаватели института – постоянно импровизируют в процессе игры. Тематика спектаклей может меняться в зависимости от отзывов зрителей. Каждый раз, разрабатывая сценарий, студенты обращаются к первоисточникам, отыскивая в трудах столпов педагогической мысли ответы на ключевые вопросы и способы решения современной проблемной ситуации, заявленной в сюжете спектакля. После каждого представления проходит жаркая дискуссия со зрителями, где каждому участнику предоставляется возможность выразить свое мнение, поспорить или согласиться с концепциями великих педагогов. Такая форма работы не только вовлекает студентов в изучение поставленной проблемы, организационную и актерскую работу, но и способствует закреплению знаний по истории педагогики, вызывает интерес к творческому переосмыслению первоисточников, стимулирует личностное развитие. Каждая встреча заканчивается не только устной дискуссией, но и анкетированием участников и зрителей, где они выражают свое отношение к той или иной педагогической концепции. Такой необычный способ представления и популяризации педагогических идей, как театральная постановка, вызывает живой отклик и нравится всем зрителям. Главное тому доказательство – то, что после каждого спектакля находятся зрители, желающие принять участие в работе труппы. Огромный интерес вызывает и студенческий интерактивный лекторий «Образовательное пространство столицы: взгляд в будущее». Этот проект объединил студентов, руководителей и педагогов образовательных учреждений, представителей методических центров и кадровых служб окружных управлений образования. Главная цель лектория – знакомство студентов с передовым педагогическим опытом, эффективными методами и приемами учебно-воспитательной деятельности, различными формами работы с детьми и родителями в разных образовательных учреждениях столицы. Неизгладимое впечатление на слушателей лектория произвел опыт таких образовательных учреждений, как Центр образования №1619 им. М.И.Цветаевой, Кадетская школа №1700 «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя», школа №1302 с углубленным изучением иностранных языков, Центр образования №548 «Царицыно», Кадетская школа №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус», гимназия №1527, НОУ СОШ «Надежда». Наблюдения за жизнью в этих учебных заведениях помогли многим будущим педагогам увидеть яркие творческие моменты взаимодействия учителей и учеников, зафиксировать характеристики индивидуального стиля профессиональной деятельности педагогов и еще раз укрепиться в правильности сделанного выбора. Востребованность и трудоустройство выпускников – это показатель успешности и жизнеспособности любого вуза. Очень важно заметить: мониторинг рынка труда за 5 лет показывает, что в службах занятости Москвы выпускников МГПИ не зарегистрировано, а значит, все они успешно нашли работу. МГПИ активно помогает с трудоустройством своим студентам и выпускникам. В институте специально для социальной защиты студентов и выпускников и оказания помощи в поиске работы создан отдел трудоустройства, специалисты которого проводят консультации по различным вопросам трудоустройства и адаптации на рабочем месте, помогают составить резюме, подготовиться к собеседованию, предоставляют студентам и выпускникам информацию о вакансиях для временной и постоянной работы.Ежегодно Центр наставничества организует и проводит ярмарку вакансий и День карьеры с участием специалистов кадровых служб окружных управлений образования, директоров школ, стало традиционным проведение в интерактивной форме обучающего семинара-тренинга «Технология самопрезентации: аспекты трудоустройства», направленного на оказание помощи студентам и выпускникам в приобретении навыков поиска работы, знакомства с основными аспектами трудоустройства как процедуры. Победители конкурса «Учитель года» в номинации «Молодой педагог» проводят цикл обучающих мастер-классов, интерактивных семинаров «Калейдоскоп педагогических идей» для студентов и выпускников института. Сотрудники отдела трудоустройства Центра наставничества находятся в постоянном контакте с работодателями. Для облегчения этой задачи был разработан интернет-портал «Выпускник вуза», который снабжен системой информационных блоков и адресован как выпускнику, так и работодателю.С 3-4-го курса многие студенты МГПИ начинают совмещать учебу с работой, а к 5-му курсу работают уже 85% учащихся, причем более половины из них – по специальности, а выходя из стен института, они уже имеют по 2-3 года трудового стажа, причем каждый второй выпускник вуза остается работать там же, где проходил непрерывную практику. Политика администрации МГПИ по трудоустройству на работу в вузе своих выпускников стала серьезной помощью в построении карьеры для будущих специалистов. Очень важно, что знания, получаемые студентами в аудиториях, они практически в режиме реального времени могут применить на практике. В 2010 году в государственные образовательные учреждения было трудоустроено 72% молодых специалистов, 10% поступили на работу в коммерческие структуры, а в оставшиеся 18% входят те выпускники, которые трудоустроились в государственные и негосударственные учреждения Московской области, продолжают обучение в аспирантуре или находятся в отпуске по уходу за ребенком.Татьяна Макарова, студентка 4-го курса факультета английской филологии МГПИ: «Наставник – человек, который ведет тебя по жизненному пути, указывая на лучший маршрут и открывая перед тобой двери в будущее. Именно эта поддержка помогает сделать первые шаги в твоей профессиональной деятельности. Внимание и содействие со стороны сотрудников Центра наставничества играют немаловажную роль в ходе приобретения профессионального опыта и становления личности учителя. Интерактивный лекторий «Образовательное пространство столицы: взгляд в будущее», проведенный для студентов факультета английской филологии, показал грани и перспективы современного образования и его дальнейшее развитие. Этот проект был интересен студентам и оставил после себя приятные впечатления». Молодой специалистКаждый педагог помнит, как сложно было ему в начале своей работы в школе в первый раз выстраивать взаимоотношения с учащимися, коллегами, администрацией, родителями учеников, избегать конфликтов или грамотно их решать, а еще проблемы с дисциплиной в классе… Понимая, что молодым специалистам нужна помощь, Центр наставничества провел мониторинг, чтобы выяснить наиболее актуальные, сложные проблемы, возникающие в период адаптации. Были собраны сведения со всех округов Москвы, разработан цикл практико-ориентированных семинаров, которые всегда вызывают живой интерес, поскольку включают в себя использование ситуационных задач, элементы деловых игр, разыгрывание ролей, что позволяет начинающему педагогу более эффективно решать стоящие перед ним задачи. Уникальной системой для формирования профессиональных компетенций стали созданные Центром наставничества программы курсов повышения квалификации для молодых специалистов образовательных учреждений Москвы, за последние три года их прошли более пятисот молодых специалистов образовательных учреждений города Москвы. Методисты Центра подготовили рекомендации по различным вопросам образовательной деятельности – «Советы молодому педагогу», «Что нужно знать молодому специалисту в начале профессиональной деятельности», «Азбука молодого учителя» и другие. Третий год в рамках конкурса «Учитель года Москвы» Департамент образования, МИОО и МГПИ при участии Совета молодых педагогов города Москвы определяют победителей в номинацию «Молодой педагог» для молодых специалистов – учителей образовательных учреждений столицы. Участие в конкурсе, по мнению многих педагогов, дает им возможность увидеть систему московского и российского образования в ином масштабе, по-новому оценить свое место в этой системе. Конкурс помогает не только жить в своем учительском мире, но и войти в другие городские программы, которые интересны и полезны всем молодым педагогам. Номинация «Молодой педагог» открывает широчайшие горизонты перед творческими, увлеченными личностями, которые пришли в столичное образование и создают будущее современной школы.Павел Кузьмин, председатель Московского городского Совета молодых педагогов: «Сегодня Центр наставничества можно назвать одним из главных помощников для молодых педагогов, которые хотят встать на новую ступень овладения педагогическим мастерством, добиться высоких результатов и ознакомиться с самыми современными технологиями и методиками, применяемыми в образовательном процессе. Центр наставничества всегда активно включается в работу молодых педагогов столицы, выступает инициатором целого ряда мероприятий, которые, безусловно, полезны каждому начинающему специалисту, организует тренинги и занятия, проводит конференции и встречи, способствующие профессиональному становлению молодого педагога. Мы верим в успех наших начинающих коллег, а он невозможен без крепкого сотрудничества и теплых дружеских отношений, которые нас связывают с Центром наставничества МГПИ!» Наставник Методисты Центра работают со школьными наставниками, с окружными методистами – наставниками, руководителями отделов, центров по работе с молодыми специалистами в округах, администрацией образовательных учреждений города. Важной особенностью деятельности высококвалифицированных методистов стали сохранение в работе наставников преемственности поколений, передача опыта и традиций, этических принципов и норм в сложном искусстве преподавания. С 2005 года на курсах повысили свою квалификацию около двухсот пятидесяти наставников образовательных учреждений и окружных методических центров Москвы. Для объединения усилий по работе с молодыми специалистами для школьных наставников, окружных методистов – наставников разработаны программы курсов в объеме 144 часов и модульных курсов объемом 72 и 36 часов. Для повышения эффективности функционирования системы московского наставничества в Центре применяются нетрадиционные формы, включающие обучающие деловые игры, тренинги, мастер-классы, педагогические экспедиции и многое другое. С 2010 года все эти формы планируется реализовывать как очно, так и дистанционно в рамках методического информационного пространства Центра через образовательный портал.Ольга Белоусова, директор школы №547: «Выражаем благодарность Центру наставничества МГПИ за проведение курсов для молодых специалистов и школьных наставников. Высококвалифицированные сотрудники Центра помогли молодым специалистам получить ответы на волнующие вопросы, адекватно вписаться в образовательную среду школы. Программа курсовой подготовки позволила наставникам выстроить индивидуальную траекторию по работе с начинающими свой педагогический путь специалистами». В настоящее время Центр наставничества тесно сотрудничает с окружными методическими центрами Москвы, регионов РФ, с советами молодых педагогов и наставников в округах. Готовится к изданию серия рекомендаций «В помощь наставнику». В рамках программы «Учителями славится Россия», разработанной Центром наставничества и посвященной Году учителя, создан клуб «Педагогический диалог», он объединяет студентов, молодых специалистов, учителей-наставников, ветеранов педагогического труда. На встречах обсуждаются вопросы отношения педагога к себе, культуры здоровья, снятия эмоционального напряжения, стресса. Специалисты Центра дают практические советы по этим и другим вопросам, очень важным как для молодого учителя, так и для учителя со стажем. За последние три года благодаря высококвалифицированным методистам Центра наставничества повысили свою квалификацию около двухсот пятидесяти методистов-наставников в округах. Партнер Марина Иванова, первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования: «Педагог современной, динамично развивающейся школы находится под влиянием многих стрессогенных факторов. Поэтому МГО профсоюза работников народного образования и науки РФ стала развивать несколько направлений, способствующих психологической и профессиональной поддержке педагога.Центр наставничества стал тем партнером, который помог реализовать ключевые программы. Основной среди них стала поддержка молодых специалистов учреждений образования в форме конкурсов «Молодой педагог года», «Молодой преподаватель вуза года», учебных выездных семинаров и тренингов, а также организация психологической службы для педагогов на базе МГО профсоюза. В одном из отзывов о психологической консультации было написано: «Спасибо, что вы есть!» Этот лаконичный отзыв имеет широкий смысл. Решая личностные, межличностные и семейные проблемы наших педагогов, вы помогаете им выстоять в тяжелые для них времена.Центр наставничества – это кузница энтузиастов своего дела. И это замечательно, ведь впереди у нас еще много новых совместных проектов». На протяжении шести лет своей деятельности Центру наставничества удалось стать постоянным социальным партнером и завязать прочные деловые связи с различными учреждениями Москвы, среди них – окружные управления образования, Городской совет молодых педагогов, многочисленные школы города, Московская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Российская ассоциация тьюторского движения и окружные методические центры. Такое сотрудничество обеспечивает повышение социальной значимости педагогической профессии. Марианна Лебедева, директор окружного методического центра ЦАО: «Центр наставничества давно стал необходимым звеном во взаимодействии столичных образовательных учреждений, педагогических вузов и окружных управлений образования. Инициативы системы образования округа неизменно находят поддержку у руководителей Центра, которые из года в год принимают участие в таких уже широко известных мероприятиях, как «Первые шаги» (праздник для начинающих специалистов первого года работы), «Поколение будущего» (конкурс профессионального мастерства молодых педагогов), «Новая смена» (конкурс для старшеклассников, ориентированных на педагогическую профессию). Традиционно в МГПИ проходит финал «Новой смены», что, конечно, помогает будущим абитуриентам почувствовать атмосферу студенческой жизни. Без руководителей Центра наставничества – строгих, но справедливых членов жюри – теперь уже невозможно представить себе ни один из этих конкурсов, равно как нельзя встретить ни одного ученика, поступающего в вуз по целевому набору, который никогда бы не слышал о Центре наставничества. Можно не сомневаться: такое тесное сотрудничество – залог успеха и профессионального становления будущих и настоящих педагогов, тех, кем в скором времени сможет гордиться наша столица!» Информация к сведениюКоординаты Центра наставничества молодых специалистов образовательных учреждений Москвы: улица Садовая-Самотечная, д. 8, станция метро «Цветной бульвар».Тел./факс: 694-52-62.e-mail: c-nastavnik@yandex.ruсайт: www.c-nastavnik.ru
Комментарии