search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Материал к уроку: Любви надо учить

Понятие “патриотизм” за последнее десятилетие было наполнено разным смыслом. Какие только движения не пытались его наполнить своим содержанием. Одно время слово “патриот” стало ассоциироваться чуть ли не с национализмом и экстремизмом. Оно почти утеряло свой первоначальный смысл – человек, любящий Родину. А между тем “любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам” – одна из многочисленных составляющих того, что делает человека человеком. Сегодня мы вновь приходим к тому, что патриотизм необходимо воспитывать. Расходимся только в вопросе – как? Патриотическое воспитание очень часто воспринимается как военно-спортивное. Не стану спорить, наверное, детям необходимы спортивные игры, всевозможные ритуальные действия. Не зря же поднятие флага в любой стране – волнующая процедура не только для детей, но и для взрослых. Однако основа патриотизма – любовь, чувство, предполагающее тонкость и глубину, и на внешних эффектах его не вырастишь.
Барахтаясь в мощных неудержимых потоках информации, мы часто забываем, что мир познается не только логически, но и чувственно, что чувства воспитываются так же, как хорошие манеры. Только процесс этот более длительный и кропотливый. Уроки мировой художественной культуры в школе – небольшая, но очень важная часть этого процесса.
Богатейший материал русской духовной культуры в рамках школьной программы остается большей частью невостребованным. Важно знать ключевые вехи родной истории, но не менее важно представить, как жили наши предки, как они чувствовали и осознавали окружающий мир и почему появилась потребность и возможность создания тех бесценных произведений искусства, которыми сегодня восхищается весь мир. Может быть, этому поможет простой рассказ о традиционном крестьянском жилище – хоромине? Вот как рассказывает о нем ученик 7-го класса Алексей Б.:
“Самое безопасное место для древнерусского человека – его родной дом. Хоромина, домашний очаг, двор, большая семья, где вместе жили несколько поколений, – это для наших предков было самой важной частью мира. Даже можно сказать, началом мира. В доме, как в крепости, древнерусский человек уберегался от всех опасностей – шли ли они от недобрых людей или от злых духов, в существование которых раньше верили. Да и сейчас многие верят. Для защиты от врагов хоромину строили из толстых бревен, окружали прочным плетнем или частоколом. Чтобы уберечься от сверхъестественных напастей, при постройке дома соблюдали множество правил. Запрещалось применять бревна “буйных” деревьев (тех, которые росли на перекрестках дорог). Считалось, что такое бревно обязательно выберет момент и разрушит дом, загубив хозяев. Перед началом строительства приносили в жертву домашнее животное. Часто под угол дома закладывали конскую голову – это должно было дать жильцам благополучие. Двери и окна окружали деревянной резьбой, чтоб отпугнуть темные силы. Кровля венчалась коньком – резной головой коня, потому что конь был связан со светлыми солнечными силами.
Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились разные священные предметы: печь, стол, “красный угол” с полотенцами, расшитыми магическими узорами. Печь была жилищем домашнего очага, к которому наши предки испытывали глубокое уважение, оскорблением считалось плюнуть в огонь или ругаться при огне. Выражение “потухший очаг” и сегодня означает угасшую семейную жизнь.
Дом был подобием человека: бревенчатый фронтон назывался лбище, выемка в стропилах – уши, окно – око. От родного дома начинались все жизненные пути человека, к нему они и возвращались. Не случайно с домом связано множество поговорок и загадок:
“Стоит бычище, поклеваны бочища”.
“Мать толста, дочь красна, сын храбер, под небеса ушел”.
Вот истоки любви к родному дому, к своей малой родине, без которой не может быть любви к великой Родине, ко всей стране.
Однако уроки мировой художественной культуры не должны предполагать исключительно усвоение информации. Творческое осмысление родной культуры – вот непростая задача, стоящая перед преподавателем. Можно сделать сколько угодно докладов по древнерусской архитектуре, но необходимо душой прочувствовать красоту и гармоничность православного храма, постараться выразить свои ощущения:

Стоит одиноко шедевр Руси,
В безлюдьи стоит он красиво, воздушно
И смотрит священно крестом в небеси,
И это приятно, не скучно.
Таня Т., 7-й класс

Очень важно показать место русской культуры в системе мировой культуры в целом. Ведь ее особенность в том, что она развивалась и складывалась на границе Востока и Запада. Русская культура не антагонистична ни одной национальной культуре. Дать ребенку понять, прочувствовать это – значит “выбить почву из-под ног” любой формы национального экстремизма. Ведь само понятие “патриотизм” – плод культурного развития человечества.

Марина ФРОЛОВА,
учитель мировой художественной культуры

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте