search
main
0

Математику учить – ум точить. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образования

Средняя школа №8 города Отрадного – самая крупная в округе. Сегодня здесь учится более 1200 учеников. Возглавляет школу Наталья Алексеевна Брыкина, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001», лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2013» . Наталья Алексеевна удивительный человек, она сочетает в себе мудрость опытного руководителя, высокий профессионализм учителя математики, доброту и обаяние. Даже в самых сложных ситуациях Наталья Алексеевна внешне спокойна и собранна, будучи убежденной – безвыходных положений не бывает. Родители стремятся отдать своих детей учиться в эту школу, педагоги – попасть в дружный педколлектив восьмой. Ведь они знают – Наталья Алексеевна создает в школе благожелательную атмосферу, где уютно и комфортно каждому учителю и каждому ребенку. Восьмая школа по многим показателям в числе лучших образовательных учреждений города и области. Поэтому неудивительно, что на ее базе создано два окружных научно-методических центра. Здесь накоплен богатейший опыт, которым педагоги восьмой успешно делятся со всеми учителями Отрадненского образовательного округа.

Развитие и поддержка современных образовательных технологий в организации математического образования- Центр научно-методического сопровождения математического образования и информационных технологий был организован на базе средней школы №8 города Отрадного как профессиональное сообщество учителей математики, физики и информатики Отрадненского управления образования и науки Самарской области в августе 2009 года, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Валентина Витальевна Алешина. – Основная цель его работы – формирование компетенций учителя как средства повышения качества образования. В различных видах деятельности предполагается решение нескольких задач. Среди них – обеспечение профессионального роста педагогов, изучение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школ округа, освоение нового содержания технологий и методов педагогической деятельности в рамках предметных областей, а также совершенствование методического и дидактического уровня подготовленности учителей. На сегодняшний день центр объединяет 136 учителей математики, физики и информатики. Из них 34 человека имеют высшую категорию, первую – 36 человек, вторую – 13 человек.- Мы стараемся, чтобы тематика заседаний центра соотносилась с тенденциями развития российского образования, распоряжениями регионального и окружного уровня, в также отражала запросы учителей, выявленных в результате анкетирования, – продолжает Валентина Витальевна. – Анкетирование проводится на августовском совещании, составляется план работы на год. В течение учебного года проводится не менее четырех заседаний. Благодаря поддержке Отрадненского управления мы имеем возможность приглашать на заседания ведущих специалистов различных самарских вузов. У нас налажено тесное взаимодействие с Самарским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Поволжской государственной социально-гуманитарной академией (ПГСГА), Самарским государственным университетом и Самарским институтом – Высшей школой приватизации и предпринимательства. Мы также предоставляем возможность нашим педагогам не только получать новую информацию о современных образовательных технологиях, но и делиться собственным опытом. Пятнадцать наших учителей ознакомили коллег со своими методическими наработками. Важным направлением повышения качества образования является информатизация, позволяющая расширить рамки образовательного процесса. Для наших педагогов два практико-ориентированных семинара провела О.Ф.Брыксина, зав. кафедрой ИКТ в образовании ПГСГА, на которых показала возможности информационных технологий как средства реализации деятельностного подхода в рамках ФГОС-2 и использование интерактивной доски SMART Board на уроках математики и физики в качестве технического средства обучения. Ведущие специалисты Самарского института – Высшей школы приватизации и предпринимательства провели семинар с учителями математики и заместителями директоров по УВ по организации внутришкольного мониторинга и управления качеством образования по использованию информационных технологий. В результате экспертной группой в составе восьми человек были разработаны материалы для проведения внешнего мониторинга (при проведении аттестации школ) по математике для учащихся 8-х и 10-х классов в школах Отрадненского округа, включающие в себя спецификацию, 4 варианта тестовой работы, ключи, критерии проверки и структуру аналитической справки по результатам мониторинга. Применение IT-технологий на уроках математики и физики сейчас обычная практика, без них не обходится не один открытый урок. А самые творческие, увлеченные своей профессией педагоги участвуют в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Также следует сказать, что 7 педагогов приняли участие в 13 дистанционных конкурсах всероссийского уровня.Актуальной и достаточно больной является тема итоговой аттестации выпускников основной и средней школы. Центр ведет в этом направлении огромную работу. На каждом августовском заседании идет обзор статистических данных о результатах итоговой аттестации выпускников округа по математике, физике, информатике. На ежегодных семинарах обсуждается структура, содержательная часть КИМов, проводится анализ основных ошибок, допущенных учащимися на экзамене. Центром также организованы 72-часовые курсы повышения квалификации по теме «Подготовка учащихся 9-х классов к итоговой аттестации». Занятия проводились преподавателями СИПКРО 2 раза в неделю в течение 5 недель на базе средней школы №8. 27 учителей математики из 23 школ округа получили удостоверения. – На мой взгляд, сейчас крайне важен переход на мониторинговый контроль успеваемости и качества подготовки выпускников в итоговой аттестации, – говорит Валентина Витальевна.Особо важным направлением в деятельности школы и центра является переход основной школы на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. При участии Поволжской социально-гуманитарной академии был проведен проектировочный семинар по теме «Формирование метапредметных результатов школьников. Конструирование учебных ситуаций». В ноябре 2012 и марте 2013 года на курсах повышения квалификации прошли обучение учителя математики по теме «Реализация ФГОС нового поколения».Работа с одареннымиОсобое внимание центр уделяет организации работы с одаренными детьми. Одно заседание центра прошло в виде творческого отчета учителей математики, на котором выступающие представляли свою систему работы по поддержке и сопровождению одаренных учащихся. Второе – в виде методического семинара по подготовке ребят к математическим олимпиадам, конкурсам, научно-исследовательским конференциям, который провела В.В.Липилина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры ПГСГА. Кроме того, в школах округа практикуется участие детей в дистанционных и очных олимпиадах, конкурсах и конференциях математической направленности. Всероссийский математический конкурс – игра КЕНГУРУ, всероссийские олимпиады молодежного центра «Олимп», Всероссийский конкурс «КИТ-компьютеры, информатика, технологии». Межрегиональная олимпиада школьников по математике САММАТ, конкурс исследовательских работ и проектов школьников в области математики, прикладной математики «Математика вокруг нас». Силами центра ежегодно 30 марта в честь Карла Фридриха Гаусса для учащихся 7-8-х классов проводится командный окружной конкурс «Весенний математический турнир». В текущем году для учеников 5-7-х классов планируется провести состязание «Математическая перестрелка». Апробирована новая форма работы с учащимися, имеющими высокий познавательный интерес к математике. В дни каникул для 5-9-х классов работает «Школа юного математика», с детьми занимаются преподаватели Самарского государственного университета. В учебное время еженедельные занятия в двух группах проводятся дистанционно. В октябре – ноябре прошлого года для ребят из 7-11-х классов были организованы занятия в областной очно-заочной профильной школе для одаренных детей.«Звездная пятерка»Третий год на базе средней школы №8 работает также Центр научно-методического сопровождения начальных классов.- Ранее этот центр работал на базе основной образовательной школы №4. Однако восьмая школа располагает большими возможностями: у нас больше кадровых и материально-технических ресурсов, с каждым годом увеличивается количество педагогов и учащихся начальной школы (в этом учебном году 544 ученика), 70 процентов наших учителей имеют 1-ю квалификационную категорию. Поэтому Центр научно-методического сопровождения начального образования естественным образом переместился к нам. Тем более что наши дети учатся по трем УМК: «Школа России», «Перспектива», «Перспективная начальная школа». У нас есть замечательный куратор – Наталья Александровна Разагатова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией «Стандарты второго поколения», – говорит руководитель центра Ирина Александровна Климкина.Центру научно-методического сопровождения начального образования оказывает поддержку Отрадненское управление образования, СИПКРО и ЦРО Самары, кроме того, налажено тесное сотрудничество с издательством «Академкнига/ учебник».- Обучение в центре проходит в двух форматах – обмен опытом между педагогами округа и сотрудничество с СИПКРО И ЦРО для обучения новым методам и технологиям работы. Наши совещания проходят не только на базе нашей школы, организовываются и выездные встречи. В рамках работы нашего центра прошли конкурс разработок по внеурочной деятельности, окружной конкурс «Звездная пятерка» для ребят 2-х классов, обучающихся по программе «Перспектива».А недавно на базе 8-й школы прошел литературный конкурс «Самойловские чтения». Галина Александровна Самойлова – поэтесса, член Союза писателей России, работает в нашей школе библиотекарем. Весной пройдет окружной конкурс «Живая классика» среди учащихся 3-х классов, обучающихся по программе «Школа России». – Мы уверены, что профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса, научно-исследовательская деятельность – средство совершенствования и развития педагога, а значит, совершенствования и развития образовательного процесса школы, – подводит итог нашей беседы директор школы Наталья Брыкина. – Центры научно-методического сопровождения играют в этой работе важную роль. Окружной центр методического сопровождения физико-математического образования и информационных технологий помогает педагогам в проектировании и конструировании учебно-воспитательного процесса на уроках физики, математики и информатики в рамках ФГОС. Окружной центр методического сопровождения начального образования способствует проектированию и конструированию учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС в начальных классах. Кроме того, ежегодно в январе на базе нашей школы проводится традиционный семинар «Конкурс «Учитель года» как средство повышения профессионального мастерства педагогов». На этих семинарах учителя нашего округа и Самарской области имеют возможность ознакомиться с инновационными практиками победителей областного и Всероссийского конкурсов «Учитель года». В прошлом году мы принимали абсолютного победителя конкурса Александра Александровича Демахина, в этом году наши педагоги смогут пообщаться с победителями конкурса «Учитель года-2013» Сергеем Николаевичем Колпаковым, Светланой Владимировной Колесниченко, Владимиром Михайловичем Кильдюшкиным, финалистами Всероссийского конкурса Еленой Владимировной Быковой, Ириной Михайловной Атапиной, а также победителями и финалистами областного конкурса «Учитель года». Эти встречи дают нашим учителям возможность не только применить на своих уроках новые методики и технологии, но и встретиться с интереснейшими людьми, профессионалами высочайшего уровня, научиться у них многим педагогическим секретам, заразиться их умением делать каждый урок праздником для ребенка, праздником знаний, интеллекта, сотрудничества. А это и есть наша основная цель – чтобы каждый ученик нашей российской школы учился с увлечением, чтобы он смог раскрыть все свои потенциальные возможности, самореализоваться, найти свою профессиональную и человеческую дорогу во взрослой жизни. Отрадный, Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте