Елена Зотова, директор Центра образования №324 «Жар-птица»: – Нынче каждая школа создает оптимальную модель профильного обучения и предпрофильной подготовки. Выбор профиля происходит на основании изучения потребностей учащихся, родителей, а также модели развития учреждений. Наш Центр образования №324 в течение многих лет имел статус школы с углубленным изучением области знаний «Искусство». На протяжении 18 лет происходило постепенное внедрение художественно-эстетического профиля в общую ткань учебного процесса.
В настоящее время включение ребенка в активную музыкально-эстетическую деятельность в нашем центре начинается с первого класса, так как возраст ребенка 6-7 лет – сенситивный период развития художественного мышления, музыкальных способностей. С 1-го по 9-й класс каждый ученик нашего центра получает возможность освоить музыкальные предметы в объеме детской музыкальной школы, а также получить основы актерского, хореографического и вокального мастерства. Художественно-эстетический профиль в старшей школе предполагает ознакомление с профессиями, связанными с различными направлениями искусства и отражающими связь «человек – художественный образ», а также расширение и углубление знаний в области различных искусств, овладение новыми умениями и навыками. Этот профиль включает предметы и спецкурсы: вокал, актерское мастерство, сценическое движение, фортепиано, хор, вокальный ансамбль, сольфеджио, хореография.
Особую роль в этом профиле играют элективные курсы, которые основываются на творческой деятельности учащихся и создаются под определенный творческий проект. Ребята могут выбирать спецкурсы и элективные курсы иногда даже из разных профилей.
Не так давно у нас был интересный опыт постановки оперного спектакля «Свадьба Фигаро». Работая над характерами действующих лиц, разучивая партии с детьми в спектакле «Свадьба Фигаро», педагоги поняли, что необходимо погружение детей в эпоху. Поэтому в процессе работы над спектаклем были созданы и проведены такие элективные курсы учителями истории, литературы, музыкальной литературы, хореографии, как «Придворный этикет и стиль бытовых танцев эпохи Просвещения», «Повседневная жизнь во времена Французской буржуазной революции (1789-1799)», «Синтез театрального и музыкального искусства в музыке эпохи классицизма», и так далее.
Такая же работа проводится каждый раз, когда начинается новый творческий проект. В настоящее время мы работаем над проектами «Сон в летнюю ночь» и «Ночь перед Рождеством», посвященным 200-летию со дня рождения Николая Гоголя.
Часть детей, решивших связать свою жизнь с музыкальными специальностями (стать, например, музыкантом-исполнителем, дирижером, педагогом), после окончания 9-го класса поступают в музыкальные колледжи.
Сегодня художественно-эстетический профиль в старшей школе получает несколько другой акцент. В связи с меняющимися образовательными запросами учеников и родителей он не может теперь быть единственным, поэтому вполне закономерно появление других профилей на старшей ступени.
Гуманитарный профиль включает в себя художественно-эстетический и предполагает расширение и углубление знаний в области гуманитарных наук и искусства, в частности, в области русского языка, литературы, истории, мировой художественной культуры, музыки и театра. В рамках этого профиля в 10-11-х классах действует система спецкурсов по гуманитарным предметам: «История религии», «История права», «История зарубежной литературы ХIХ-ХХ веков», «Анализ художественного текста», «Обучение сочинению в разных жанрах». Активно используются различные формы повышения мотивации к изучению гуманитарных наук – проектная деятельность, пресс-центр, музейная работа, творческие вечера, интеллектуальные турниры, литературная гостиная. Результаты, которые достигают наши ученики, убедительно доказывают успешность работы этого профиля. Ребята становятся победителями олимпиад, конкурсов разного уровня. Многие из них поступают на филологические факультеты, факультеты журналистики, в музыкальные и театральные вузы.
Кому-то может показаться странным, но помимо гуманитарного профиля уже в течение одиннадцати лет в нашем центре ежегодно открывается физико-математический, а с прошлого учебного года и информационно-технологический профиль. Оба профиля ориентированы на дальнейшее обучение в технических вузах. В рамках этих профилей осуществляется углубленное изучение математики, физики, программирования. Проводятся спецкурсы по программам, скоординированным с вузами. Многие выпускники этих профилей продолжат образование в МИРЭА, МГТУ имени Н.Э.Баумана, МЭСИ, МЭИ, МГУ, РУДН.
В выборе профиля и в экспериментальной работе нам помогают многолетние научно-практические связи с вузами и научными институтами. Сотрудничество с вузами и внедрение проекта «школа – вуз» началось с 1997 года с подписания договора с Московским государственным институтом радиоэлектроники и автоматики. За эти годы мы апробировали несколько моделей сотрудничества.
В течение 1997 года учащиеся класса, спрофилированного на МИРЭА, один день в неделю посещали лекционные занятия по математике, физике, информатике, проводимые непосредственно в этом вузе. К концу года, проанализировав эту форму сотрудничества и поняв, что учащиеся были не готовы к работе в таком режиме в связи с различным стилем преподавания учителей и вузовских педагогов, мы перенесли все занятия в школу.
В 1998 и 1999 году все занятия в учебное время (базовый и углубленный курсы) проводили преподаватели МИРЭА. Программы были разработаны совместно с учителями школы и утверждены на кафедре вуза, а также методистами окружного методического центра.
С 1999 года учителя школы стали вести базовый курс, а преподаватели вуза – углубленный курс. Наши учителя принимали участие в работе конференций и «круглых столов» по вопросам сотрудничества, совместно с детьми и родителями посещали дни открытых дверей. Декан факультета довузовской подготовки ежегодно на родительских собраниях знакомит родителей с правилами поступления в вуз, выбора специальностей на различных факультетах.
Двухгодичная учеба в классе, спрофилированном на определенный вуз, дает хорошие результаты. Эти студенты редко бросают учебу и, как правило, успешно завершают высшее образование. В 2008 году на факультетах МИРЭА (кибернетики, ВМС РТС, электроники) завершили образование 12 наших выпускников 2002 года и среди них – 4 медалиста.
С 1999 года мы стали базовой школой музыкального факультета Московского педагогического государственного университета. Это не только возможность подготовки к поступлению наших выпускников на этот факультет, но и проведение педпрактики студентами факультета, работа учителей школы в качестве методистов, активное участие учителей и учащихся в проведении международных конкурсов, фестивалей, конференций и творческих встреч. Трижды учащиеся нашей школы принимали участие в Международном конкурсе «Учитель музыки ХХI века». С учащимися 3-11-х классов на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории проводили мастер-классы студенты и профессора музыкальных факультетов педагогических вузов и консерваторий различных стран – России, Германии, Испании, Японии, США и так далее. Мы делились опытом организации учебного процесса в области школьного музыкального образования с педагогами Китая, Австрии, Германии, Голландии, в декабре 2008 года – с директорами школ Крыма. Такое сотрудничество способствует повышению профессионализма учителей.
В 2004 году мы заключили договоры о сотрудничестве с тремя факультетами Московского городского педагогического университета и с Московским гуманитарным педагогическим институтом. С 2005 года наша школа имеет договор о сотрудничестве с колледжем и Государственным институтом музыки имени А.Шнитке, в течение пяти лет мы сотрудничает с 12-м педагогическим колледжем. Учителя начальной школы, русского языка и литературы стали методистами при проведении студенческой практики.
В 2005 году мы заключили договор о сотрудничестве с Академией труда и социальных отношений: ежегодно пять-шесть наших выпускников поступают в академию на факультеты мировой экономики, экономический, социальный и другие.
В рамках реализации программы развития нашего центра мы планируем дальнейшее сотрудничество с вузами, продолжение работы в направлении предпрофильных и профильных классов, использование образовательных программ повышенного уровня, участие в различных мероприятиях в рамках довузовской подготовки, совершенствование технологии работы по индивидуально-учебным планам.
Комментарии