Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Математика – не странная система теорем и задач, а главный инструмент для познания гармонии и красоты мира

Учительская газета, №45 от 6 ноября 2007. Читать номер
Автор:

Ольга ШИЛИНА, учитель математики центра образования №1953: – Главным постулатом своей педагогической деятельности я считаю веру в возможности ребенка, в то, что могу раскрыть его самобытную природу, уважать его как личность.

Понимая, что математика важна для общего образования и развития человека, я стараюсь заинтересовать школьников своим предметом, развивая познавательный интерес, опираясь на его эмоциональную и интеллектуальную составляющие.

В интеллектуальной деятельности на своем уроке я приветствую исследовательскую деятельность, догадку, готовность к решению задачи, эмоциональное состояние, чувство ожидания нового и ситуацию успеха. Понимая, что личность ребенка формируют не только сами знания, но и методы их получения, я также своей целью считаю развитие прежде всего таких способностей детей, как планирование, целеполагание, рефлексия, моделирование и коммуникативность.

Современная действительность предъявляет к выпускнику школы такие требования, как творческий подход к решению задач, способность действовать в нестандартной ситуации. Поэтому я стараюсь выполнять социальный заказ общества, используя на уроках элементы эвристического обучения, не давая учащимся на уроках знания в готовом виде, а предлагая их добывать. Я не организую предоставление знаний, но организую поиск решений с помощью разнообразных средств. Ученики на уроках работают самостоятельно под моим руководством, получают познавательные задачи, ставят проблемы и решают их, делая выводы.

К сожалению, курс математики в школе построен в корне неверно (это мое мнение!), он не формирует представления о математике как о науке. Мы даем детям готовые формулировки теорем и просим их доказать, но как они получены, кем, не говорим. Мы учим детей логически мыслить, но не учим рассуждать. Не имея в школьном образовании такого предмета, как философия (я считаю, что он должен быть), учить рассуждать можно было бы на уроках математики. Поэтому на моих уроках сначала дети делают опыт, конструируют, моделируют, высказывают гипотезу, предположение и только затем дают их математическое обоснование.

Будучи учителем и математики, и информатики, работая в компьютерном кабинете, я вижу пользу непрерывной интеграции математики и информатики, математики и информационных технологий. Таким образом, я непрерывно обучаю школьников. Когда они усваивают теоретический материал в процессе создания дидактических элементов, которые могут потом использоваться в их дальнейшей деятельности, сочетая учебу с эвристическим обучением. Как я это делаю? Например, с учениками старших классов на уроках информатики мы разрабатываем программные продукты, которые используются в дальнейшем на уроках математики. Скажем, есть программа «Координатная плоскость». Перед учениками старших классов ставится проблема определения местоположения точки на плоскости. Мне нужны мел, тряпка, линейка, но можно работать и на компьютере. Тут есть возможность и для творчества – рисования по координатам.

На уроках геометрии для развития способностей, для решения комплексных проблем нужен сегодня еще и метод проектов. Это учебные проекты чаще всего по многогранникам, в основном тут используются знания по тем темам, которые были недопоняты или пропущены детьми по болезни. Таким образом, ребенок, имеющий тройку в первой четверти, подтягивается и к концу года может поднять свою оценку до пятерки.

Я считаю, что необходимо развивать пространственное воображение, ведь это главная задача геометрии. Пространственное воображение нужно каждому человеку независимо от того, какое образование он имеет и каким видом деятельности занимается.

Мои ученики готовят проекты по геометрии, как некий конструктор, который затем мы используем на уроках стереометрии. К старшим классам проекты по теме о многогранниках могут быть проектами, даже выходящими за курс школьной программы. Все это развивает не столько пространственное воображение, сколько навыки точных математических вычислений.

Я стараюсь предоставить детям возможность многое выполнять собственными руками, причем не только для того, чтобы развивать мелкую моторику. Я показываю им, что математика – не только странная система теорем и задач, но и самый главный инструмент в познании гармонии и красоты окружающего нас мира.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту