Стратегические направления развития России: информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике, экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина – иными словами, все то, что обеспечивает престиж России в мире, – непосредственно связаны с математикой и математическим образованием.
Изучение математики также выполняет системообразующую функцию, влияя на интеллектуальную готовность детей усваивать другие области знания. Высокая актуальность математического образования, необходимость популяризации, улучшения его качества, приближения к реальным потребностям современного человека и общества, привели к разработке фестиваля «Математика для малышей». (Концепция образовательной программы «Математика для малышей» разработана Институтом педагогики и психологии образования МГПУ.) Фестиваль направлен на актуализацию в сознании педагогов и родителей задачи математической подготовки дошкольников и младших школьников, выявление и развитие у них умений анализировать, синтезировать, делать умозаключения и выводы, выстраивать решение математических задач.Задачи фестиваля: популяризация математических знаний и математического образования; повышение мотивации детей к изучению математики; выявление математически одаренных дошкольников и младших школьников; поддержка педагогов – лидеров математического образования; обмен передовым педагогическим опытом, педагогическое просвещение. Мероприятие такого рода объединяет всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) на фундаменте общего стремления к выявлению и развитию детской одаренности. Кроме того, для детей это яркое путешествие в волшебный мир большой математики. Участие в данном конкурсе предполагает предварительную подготовку детей. Она осуществлялась как на занятиях (НОД по формированию элементарных математических представлений в детском саду и уроков математики в начальной школе), так и в процессе индивидуальной работы с детьми. Основная нагрузка, безусловно, ложится на воспитателей и учителей, но огромна и роль семьи. Когда кто-то из взрослых дома закрепляет полученные ребенком навыки, дает разъяснения, эффект от занятий значительно возрастает. Сдерживающим фактором зачастую становится низкая педагогическая грамотность родителей, выбор неверного содержания, завышенные ожидания. Поэтому при подготовке юного математика обязательно тесное взаимодействие педагога и семьи.Фестиваль проводился на базе Института педагогики и психологии образования. Первое действие в рамках фестиваля – представление детских исследовательских работ по математике. В нем приняли участие со своими исследовательскими работами ученица второго класса школы №587 Полина Маряшина («Что такое миллион?») и ученик третьего класса школы №1678 Володя Бахмисов («Произведения живописи глазами математика и физика»). Доклады детей об их исследованиях вызвали большой интерес участников фестиваля. Второе действие было выстроено в режиме конкурса. Все пришедшие дети были разделены на две группы: дошкольники и младшие школьники. Каждой группе предстояло в конкурсном режиме решить нестандартные математические задачи. Для дошкольников задачи разрабатывал докторант кафедры теории и истории педагогики ИППО, кандидат педагогических наук Л.Осипенко; для школьников комплект заданий разработала доцент кафедры математики и информатики в дошкольном и начальном образовании, кандидат педагогических наук А.Калинченко. Задания для младших школьников были представлены в трех сериях. В первую серию заданий входили логические и нестандартные задачи, например, такая: «Рост Буратино 1 метр, а длина его носа раньше была равна 9 сантиметрам. Каждый раз, когда Буратино врал, длина носа удваивалась. Как только она стала больше роста Буратино, он перестал врать. Сколько раз он соврал?» Вторая серия содержала задания геометрического материала: «Параллелепипед состоит из четырех частей, каждая часть состоит из 4 кубиков одинакового цвета. Какую форму имеет белая часть?» В третью серию были включены нестандартные задания, требующие умения выполнять арифметические действия: «Чему равняется звезда, велосипед и ежик? Фигуры обозначают цифры, отличающиеся от указанных на рисунке, при этом разные фигуры обозначают разные цифры, а одинаковые – одинаковые».Все задания соответствовали общеобразовательной программе начальной школы. В процессе проведения конкурса группой дошкольников руководила кандидат педагогических наук, методист школы №587 Н.Самсонова. Аналогично в группе младших школьников ведущей работала студентка ИППО М.Гладкова. В состав жюри вошли студенты ИППО, представитель компании Lego-Education. Для членов жюри был разработан раздаточный материал: листы ответов с точным указанием правильных ответов и баллов, начисляемых участнику за каждое правильно выполненное задание, списки участников. От оперативности работы жюри зависела продолжительность перерыва. Пока жюри проверяло выполненные задания, команды и болельщики могли потанцевать, что-нибудь спеть, поиграть. С дошкольниками во время этих пауз вместе со студентами ИППО работали кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ИППИ М.Борисова, с младшими школьниками – кандидаты педагогических наук, доценты Т.Зиновьева, Л.Трегубова, Ю.Серебренникова. А.САВЕНКОВ, Н.САМСОНОВА, А.КАЛИНЧЕНКО
Комментарии