search
main
0

Математика через путешествия

​Никита ЛОСЕВ, учитель математики лицея №1550: – Любите ли вы математику так, как люблю ее я? Я люблю математику, потому что она хранит в себе множество тайн, которые открываются, только когда ты прилагаешь большие усилия, но какова же радость открытий! Математика – точная наука, но она дает бескрайнее пространство для творчества. Не все любят математику, но что можно сделать, чтобы остальные полюбили ее так же сильно, как я? Я решил перефразировать Пушкина: «Возможно ли гармонией алгебру проверить?» Любовь к путешествиям, привитая с раннего детства родителями, сейчас стала моим главным хобби в жизни.

Придя работать в лицей, я увидел, что не у всех детей широкий мировоззренческий кругозор, есть трудности с воображением, миропонимание складывается с трудом. Я засомневался, понятны ли, качественны ли мои уроки, поэтому пытался найти различные пути развития творческого потенциала моих учеников.Используя свои возможности, свои увлечения, я решил повысить мотивацию к изучению математики через создание модели организации проектно-исследовательской деятельности на основе личного опыта учащегося. По мнению А.Аганбегяна, наиболее простое и в то же время практически очень важное – представление любой программы в виде модели, разрабатывающейся во времени и нацеленной на конечный результат. Эффективное использование человеческих ресурсов органически включается в эту модель, подобная модель приведет к владению учебно-познавательной компетентностью, включающей:    знание способов и приемов познания, высших образцов познавательной деятельности;    необходимость не просто знать методы познавательной деятельности, эффективного учения, а в совершенстве владеть ими;    не только умение ученика находить решение уже известных познавательных задач, ранее найденных вместе с учителем, но и самостоятельно находить новые решения в новых нестандартных учебно-познавательных ситуациях;    воспитание ученика, владеющего учебно-познавательной компетентностью, который не только умеет творчески учиться, но и хочет учиться, ему интересно, у него проявляются широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие интеллектуальные потребности.Началось все самое интересное с того дня, когда учащиеся нашего лицея вернулись из Египта. И как-то после уроков пришли ко мне с множеством вопросов. Вопросы были совершенно разные, среди них и вопросы о древней цивилизации, о математике и о пирамидах.Оставшись один, я стал думать, почему они пришли именно ко мне. Наверное, потому что у себя в лицее я ну прямо как Юрий Сенкевич. До него, конечно, мне еще далеко, но уже в 21 стране побывать успел, и, конечно, ребят заинтересовали математические загадки пирамид, о которых они услышали в поездке.И тогда мне пришла мысль, а может, включить в хорошо известную схему ведения проектно-исследовательской деятельности учащихся образовательный туризм, который обычно охватывает культурно-исторические, географические красоты и ценности, а что, если связать образовательный туризм с математикой?Чтобы у ученика проявились широкие познавательные интересы, я создал проект «Математика через путешествия», который в полной мере соответствует идеям Гегеля о том, что математика «не принадлежит к тем наукам, которые должны иметь дело с понятиями своих предметов и образовывать свое содержание через развитие понятия, поэтому, чтобы разобраться с тем, как «устроено» передаваемое учащимся геометрическое знание, необходимо «посмотреть» на геометрию как бы со стороны, с позиций других наук – философии, методологии и истории математики, психологии, культуры».Итак, моя творческая инициатива – перенести мое хобби (путешествие) на мой любимый и один из самых современных видов деятельности – выполнение проектно-исследовательской работы учащимися.Цель проекта я определил так: разработать модель организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе личного опыта учащихся и учителя через путешествие, задачи – проанализировать состояние проблемы в теории и практике. Создать модель организации проектно-исследовательской деятельности на основе личного опыта учащихся и учителя через путешествие.Гипотеза, которую я решил проверить, – личные впечатления от путешествий, личный социализированный опыт приведет к повышению интереса изучения математики и повышению качества обучения.Модель, которую я предложил, выглядит так:В 2010-2011 учебном году один из учеников 10-го класса под моим руководством выполняет проектно-исследовательскую работу по теме «Геометрическое моделирование архитектурных объектов России». Прежде всего он изучит тему «Расстояние между двумя различными точками сферы», а затем «Элементы геометрии Галилея».Для изучения были выбраны Успенский собор Московского Кремля и Успенский собор во Владимире. Эти соборы учащийся уже посетил во время пешеходных экскурсий по Москве и автобусной экскурсии во Владимир. С помощью географических координат было вычислено расстояние между соборами, созданы компьютерные модели соборов (2D и 3D). С помощью координат на плоскости геометрические фигуры, моделирующие соборы, будут изображены с помощью геометрии Галилея. Ученик выполнил письменный отчет о работе, компьютерную презентацию, а также буклет. Эта проектно-исследовательская работа будет представлена на конференции «Праздник Науки» в лицее.Уже в следующем году я отправился с ребятами для путешествия и последующего создания проекта в Италию. Школу выбирали дети: они выбрали авиационно-техническую школу в городе Катанья, профиль которой совпадает с профилем нашего лицея. Дети итальянцы проявили большой интерес и во многом помогли моим учащимся в создании проектно-исследовательской работы.Тогда я и задумался о создании своего сегодняшнего проекта: пойти дальше через образовательный туризм, создать детскую международную лабораторию.Случай или Божий промысел помог мне. У нас в лицее в рамках программ профориентации проходят встречи. На одной из них мы познакомились с уникальным человеком, военным летчиком, ныне журналистом Радмилой Дмитриевной Тонкович из Сербии. В ее рассказе я обратил внимание на состояние гражданской авиации в Сербии, и восторгу не было предела, когда ребята предложили сделать проект реконструкции аэропорта, которая предполагается в ближайшее время.Для создания такого масштабного проекта нам удалось привлечь других преподавателей нашего лицея, и самое главное – я нашел школу, которая заинтересовалась нашим проектом, мы привлекли преподавателей и учащихся из Сербии.Таким образом, объединенные общей целью, мы с ребятами улетели в Белград для проведения совместной работы с сербскими учителями и руководителями, которая в итоге поможет нам вместе создать интереснейший проект.Для создания проекта международной детской лаборатории привлекаются различные ресурсы, мне удалось собрать международную команду, которая состоит из учащихся, преподавателей и консультантов России и Сербии. В итоге, я уверен, мы достигнем результата, разработаем проект реконструкции терминала, который будет иметь важное социальное, научно-техническое и, конечно, педагогическое значение.Во время поездки с детьми в Сербию мы выбрали еще один архитектурный объект, от которого будет вычислено расстояние до Успенского собора Московского Кремля с помощью географических координат, созданы компьютерные модели выбранного объекта. Таким образом проектно-исследовательская работа приобретет название «Геометрическое моделирование архитектурных объектов России и Сербии». Многое уже написано про сам ход учебной проектно-исследовательской деятельности, но нигде не написано, как выполнять проектно-исследовательскую деятельность с позиции учителя. Для этого я создал алгоритм, который уже апробирован при поддержке коллег моего лицея.Проект считается завершенным, когда достигнута цель проекта, выполнены основные задачи. На данном этапе я и мои ученики достигли следующих результатов.Мои ученики уже умеют: ставить цели и задачи своей работы, определять методы и способы выполнения исследовательской работы, а также применять их, применять математические знания на практике, использовать наиболее эффективно все доступные информационные ресурсы, публично выступать и защищать свои работы, обмениваться опытом со своими сверстниками из других стран, организовывать свою работу в жестко сжатые сроки, правильно и грамотно преподносить материал, заинтересовывать своей работой других.На данный момент я достиг таких результатов при выполнении проекта:    за период реализации проекта (с октября 2009 года по сегодняшний день) качество обучения учащихся повысилось с 42% до 58%;    1 ученик занял первое место на лицейской конференции «Праздник науки-2010»;    2 ученика заняли призовые места на лицейской конференции «Праздник науки- 2010»;    1 ученик занял призовое место на окружной конференции «В науке первые шаги»;    3 ученика были представлены на городской конференции «Исследуем и проектируем»;    4 ученика были представлены на конференции школ МЦАДО (МАДИ).Мои личные пристрастия совпали с современными компетенциями, которые сегодня выражаются в глаголах «готов» и «способен», что существенно отличается от проверяемых категорий «знает» и «умеет». Я способен и готов поделиться с учащимися любовью к математике, путешествиям, спорту. Более того, я уверен, что векторы проектно-исследовательской деятельности должны осуществляться вне учебных занятий, выводить использование общеучебных умений как эффективный инструмент познания за рамки учебного процесса.Я не сомневаюсь, что этот проект воспитает в ребятах помимо любви к моему предмету многие необходимые для современного человека качества, даст им огромный опыт, который, я уверен, они никогда не забудут и будут во многом впоследствии на него опираться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте