Наш лицей расположен в центре Томского академгородка – микрорайона, в котором находятся научные институты, и это ко многому обязывает. Учатся у нас дети не только со всего города, но и со всей Сибири. Но мы не элитное учреждение, критерий приема у нас один – желание получать знания. С 2008 года мы реализуем программу «Моделирование образовательных технологий развития одаренности на основе формирования витагенного опыта обучающихся». Сейчас она несколько изменилась в связи с переходом на новые государственные стандарты, но ее суть осталась прежней – комплексный подход к воспитанию одаренных детей через программу альтруистического воспитания, индивидуализация развития личности на основе интеграции общего образования и научного потенциала Томского научного центра РАН, вузов города, системное повышение квалификации сотрудников.
Старшая школа, как правило, ограничивается делением на профили: физико-математический, гуманитарный с углубленным изучением предмета. Мы же перешли в ситуацию технологического обеспечения предмета и вхождения учащихся старшего звена в систему вузовской подготовки. Открылись принципиально новые профили, связанные с потребностями инновационной экономики Томской области и технико-внедренческой зоны – кроме физико-математического, информационного классов появились биотехнологический, химико-технологический, биоинженерный. А гуманитарное направление перестроено у нас в социально-проектное. Основная цель преподавательского состава Академического лицея – дать ученикам не только классическое образование, но и научить их действовать в реальной жизненной ситуации, использовать практические навыки. В классической системе образования, несмотря на все плюсы, есть один существенный недостаток – она не способствует развитию эффективных людей. Проанализировав факты, мы пришли к выводу: этому «помогает» ориентация системы на процесс, а не на результат, на увеличение любой ценой умственного потенциала детей, а не их интеллектуальной силы. Ученики помещаются в идеальные условия, в которых они применяют полученные знания, тогда как их реальные силы фактически не получают развития. Система оценки знаний неэффективна – оцениваются только положительные знания, а любые отрицательные приравниваются к нулю. Школьников не учат оценивать риски, поощряется опрометчивость, активно развиваются отрицательные, ложные знания.Что такое отрицательные знания? Например, у вас сломался телевизор, и вы понимаете, что починить его самостоятельно не сможете, и вызываете мастера. То есть обладаете нулевыми знаниями в ремонте, признавая это. Или не звоните, а ремонтируете сами, причем удачно. Но можете взяться за починку и сделать только хуже. Эта ситуация самая печальная – знаний у вас нет, но вы уверены в обратном. Это и есть отрицательные знания. Именно они приводят, в частности, к техногенным катастрофам.Как это изменить? Мы поставили цель – разработать эффективную систему выявления, а не просто оценивания знаний. Решили, что надо учить детей оценивать риски, а главное – сделать приоритетом развитие реальной силы. К счастью, в Академическом лицее работают много педагогов нового поколения, которым есть что предложить.На тысячу детей у нас приходится 70 педагогов, 9 из которых кандидаты наук, 5 – аспиранты. Причем это не совместители, это специалисты, которые «выросли» в лицее. Преподаватель математики Антон Тоболкин, выпускник лицея, а ныне кандидат физико-математических наук, пятикратный победитель Фонда Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Молодой учитель», разработал на базе нескольких высокоэффективных языков программирования технологию «MaStEx». Она включает в себя дистанционную командную игру «Математическая фондовая биржа», индивидуальное тестирование, алгоритмы индивидуального анализа данных, математические формулы для вычисления адекватности, психологической подготовки, потенциала, интеллектуальные системы для самостоятельного принятия решений. На математической бирже, как и на бирже классической, нужно торговать. Товар – правильные ответы. Команда должна решить 15 задач разной сложности за 100 минут. Упор – на коллективную работу: решил свои задачки – помоги товарищу. Игра проходит виртуально в режиме онлайн, в ней принимают участие 40-60 команд по шесть человек. Задачи расположены хаотично: осилив сверхсложное, игроки переключаются на простое, затем идет задача средней трудности и так далее. Ответы нужно отправлять на сервер биржи, делая при этом ставку от 0 до 100%, таким образом подтверждая уверенность в ответе. Если ответ верный, а ставка была, к примеру, 50%, то команда получает пять баллов. Если неверный – пять баллов вычитается. Если команда теряет все свои баллы, то начинает игру заново, но уже в более низком классе. Понижать класс можно, пока не кончится латинский алфавит и игровое время.В основу «Математической биржи» легла теория развития эффективного мышления, которую вывел Антон Александрович. Игра направлена на развитие трех ключевых показателей, которые влияют на успех решения той или иной проблемы. Первое – адекватность, умение выбирать правильные действия в условиях конфликта – ситуации, когда нет ни полной информации о противниках и окружающей обстановке, ни времени на раздумье, второе – психологическая подготовка, то есть умение применять свои знания и не бояться выполнить действие, третье – потенциал развития. Правильность решений определяет программа «Автосудья» – искусственный интеллект. Интеллектуальные алгоритмы с высокой точностью описывают поведение во время успеха, а также до и после совершения ошибок. По результатам тестирования можно вычислить огромное количество показателей – от 50 до 100 различных характеристик ребенка.Технология «MaStEx» выполняет еще и социальную функцию. Сегодня игрок тренируется мыслить адекватно, а в будущем он хорошо подумает, прежде чем совершить какой-либо поступок, например сесть пьяным за руль. Игра запущена в Интернете в 2008 году, и сейчас мы активно применяем данную систему оценки знания. Число педагогов, желающих использовать диагностику компетентностей учеников в реальном времени, становится с каждым годом все больше. 50 общеобразовательных учреждений Томска уже объединились на основе «MaStEx» в устойчивую образовательную сеть. Сейчас в образовательной сети задействованы почти 200 учителей из 7 регионов: Томская, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Иркутская области, Красноярский край, Казахстан.Конечно, мы будем продолжать работу по этой инновационной технологии. С января 2012 года в дистанционной форме образовательной сети «MaStEx» задействовано уже три предмета естественного и физико-математического направлений: химия, математика, физика. Пока трудно сказать, насколько технология изменила наших учеников, но поступление в вузы им точно дается легко: 60% выбирают столичные учебные заведения, а некоторые и вовсе западные или американские. Очень важно, что в самом начале своего образования дети находятся в ситуации реальной жизни XXI века, в которой требуется найти полученным знаниям практическое применение.Ирина ТОБОЛКИНА, директор Томского академического лицея, кандидат педагогических наукФактИз 115 победителей конкурса на губернаторскую стипендию Томской области в 2012 году 12 учителей – участники ДОС «MaStEx». КомментарийНадежда ЛЫЖИНА, директор Томского регионального центра развития образования: – Совершенствование сетевых форм взаимодействия и дистанционного образования – насущная потребность и перспектива развития региональной системы общего образования. Опыт работы Академического лицея неоднократно представлялся на конференциях различных уровней: на Всероссийской конференции «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет», Инновационном форуме в Томске, Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в Отрадном Самарской области, на Технологической конференции MATLAB и Simulink в Москве.Ознакомиться с опытом работы Академического лицея приезжают представители органов управления образованием, преподаватели высшей школы и системы общего образования различных регионов России. Побывал в лицее и полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Александрович Толоконский. Он высоко оценил работу педагогов.Директора оштрафовать!Директор сельской школы теперь отвечает за все на свете. И платит штрафы: за сбои в работе старенького школьного автобуса, за нетрезвость его водителя, за отсутствие остановочного павильона, за ямы и плохую разметку на дороге… Как защититься?А что думаете вы? Оставьте ваш комментарий на www.ug.ru
Комментарии