29 сентября выбранная накануне «пятнашка» победителей первого тура Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» давала мастер-классы в том же актовом зале Липецкого государственного педагогического университета, где произошло оглашение лауреатов. В качестве «учеников» мастера использовали своих коллег-конкурсантов, приглашая их за столы на сцене, или обращались сразу ко всему залу. После двадцатиминутного выступления следовали вопросы Большого жюри.
Первым мастер-класс под названием «Проживая урок…» давал учитель немецкого языка средней школы №75 Воронежа Евгений Древаль. Как научить детей выражать мысли и чувства на немецком языке? Ответ на этот вопрос Евгений Александрович нашел в книге болгарского педагога Георгия Лозанова, посвященной суггестопедии. Ученик должен пережить сильную эмоцию, пропустить через себя ту или иную ситуацию и захотеть выразить свои чувства на иностранном языке. Тут он и заговорит. Педагог продемонстрировал, как происходит драматизация. На большом экране был замороженный пейзаж, и два помощника Евгения Древаля, похоже, действительно окоченели, произнося по-немецки «Зимой очень холодно».Учитель физики и математики Президентского лицея города Грозного Чеченской Республики Алгазур Бакаев посвятил свой мастер-класс проблеме нехватке чистоц питьевой воды. Своих коллег, объединенных в три группы, он попросил озвучить три способа решения этой проблемы. Группы по очереди объясняли способ, комментировали объяснение и находили минусы. Самым дешевым оказалось опреснение морской соленой воды. Путешествие по России можно совершить, не выезжая из родного региона, уверен учитель географии, биологии, ОБЖ, физической культуры Талаканской средней школы №6 Амурской области Дмитрий Филатов. Во всяком случае, это касается родных мест Дмитрия Михайловича. В Амурской области, оказывается, многие населенные пункты названы именами крупных городов и регионов центральной России и даже ближнего зарубежья – Тамбовка, Ивановка, Новокиевский увал, Златоустовск, Томичи, Полтавка. Так переселенцы в старину закрепляли память о своей Родине.Формированием спонтанной речи, которая является самым ярким выражением языковой компетенции, занималась на своем мастер-классе «Здесь и сейчас или… долой барьеры» учитель английского языка лицея №40 города Петрозаводска Республики Карелия Ирина Невара. К сожалению, зачастую ученики не умеют говорить и по-русски, не только по-английски. Ирина Валерьевна учит их находить темы для беседы с незнакомыми людьми, стимулирует к говорению при помощи визуальных образов и видеороликов, музыки, пения. Это очень важно. Ведь умение общаться – залог успеха в современном обществе.Наталья Малахова, учитель русского языка и литературы гимназии №25 города Ставрополя, показала прием концептуализации на примере… чистого листа. Сначала вместе с залом Наталья Михайловна подбирала прилагательные к слову «чистый», затем все давали, исходя из полученных словосочетаний, характеристики человеку. И, наконец, филолог сделала блестящий анализ рассказа Татьяны Толстой «Чистый лист».«В каком мире должны жить наши дети?», – спросила учитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры средней школы №23 города Норильска Красноярского края Лариса Будникова участников своего мастер-класса. Ответ был такой – в мире счастья, красоты, волшебства. Коллегам, разбитым по группам, Лариса Владимировна предложила превратить обыкновенные ручку, зубную щетку, кисточку, стекло в волшебные предметы, которыми можно нарисовать волшебный пейзаж. А затем учителя создавали логотип конкурса «Учитель года России-2012» на майках, в том числе на красной майке с символикой «Учительской газеты». Оказывается, артобъектом может быть ладонь человека…Учитель начальных классов лицея №107 города Уфы Республики Башкортостан Лимма Сержанина продемонстрировала двуполушарный подход к обучению терминам. «Мы, учителя, должны понимать, что ребенок – не кукла, а человек», – напоминает Лимма Баязитовна, а значит, подавать терминологию ученику надо с учетом психотипа школьника – аудиал, визуал, кинестетик или дигитал (последний – это тот, кто лучше воспринимает мир в виде схемы). О роли исторических параллелей в школьном обучении предложил задуматься учитель истории и обществознания гимназии №2 города Кирово-Чепецка Кировской области Александр Шибанов. Опираясь на исторические параллели, вместе со своими взрослыми «учениками» он рассмотрел тему «Семья – ячейка общества?». С помощью документов выяснили, какова была роль семьи в 12, 16, 18 веках, как произошла эволюция этого института во второй половине XIX века, задумались – сохранилось ли что-нибудь от традиций прошлого сегодня? Вывод прост: «Крепка семья – крепка Держава!».Как доказать современному школьнику, что без иностранного языка ему никуда? Лучший способ, убеждена учитель английского языка средней школы №9 города Вилючинска Камчатского края Елена Горанько, – моделирование ситуаций, которые возникают в повседневной жизни. Например, посещение ресторана за рубежом. Если не знаешь лексики, не получишь любимого блюда. А рассчитывать на русский перевод меню не стоит, ведь зачастую он бывает сделан очень некачественно и в результате посетителям предлагается угоститься «тушеными вентиляторами».«Новости для всех» – так назывался мастер-класс учителя русского языка и литературы Центра образования №1479 Москвы Виты Кириченко. В сообщения современных СМИ встречаются тексты, смысл которых невозможно понять. Один такой текст, посвященный кредитованию, Вита Викторовна разобрала вместе с коллегами. И сделала вывод, что, к счастью, русский язык может «переварить» многое – термины, заимствования, сленг… Но, увы, есть точка невозврата в развитии языка. Если ее достичь – языку грозит беда. Почувствовать себя сотворцами великих художников предложил учитель мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского Московской области Александр Демахин. Вместе со всем залом он смотрел на картины Диего Веласкиса, чтобы рассмотреть в них не только то, что изображено автором, но и то, что создает наше воображение. Получилось, что мы, зрители, управляем временем, пространством и оживляем людей, изображенных на этих полотнах. А значит, культура не вне, а внутри нас.Учитель математики физико-математического лицея №239 города Санкт-Петербурга Вадим Соломин рассказал о методе рекурсии в математике, в жизни и на уроках. Рекурсия – это процесс повторения чего-либо самоподобным способом. Ее можно увидеть и в геральдике, и правилах дорожного движения. И в математике – это треугольник Серпинского. И в медицине – кровеносная система, бронхиальное дерево. Почему рекурсия ценна для учителя? Она позволяет в малом увидеть большое, вывести цепь закономерностей из одного звена, сделать открытие.Участники мастер-класса Дмитрия Коляденко, учителя физики и физической культуры гимназии №16 города Тюмени, с помощью простых вещей – игрушечного солдатика, юлы, неваляшки, бумажного самолетика – моделировали физические процессы и даже сложные технические устройства. Например, космический лифт для доставки в космос тяжелых грузов работает так же, как игрушка-волчок.Кажется, еще никогда на конкурсном мастер-классе в качестве объекта не выступал… осетинский пирог. Учитель начальных классов прогимназии «Интеллект» города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Анна Мамутова предложила его не в качестве шутки. Ее коллеги на сцене провели настоящее научное исследование и в результате доказали научную гипотезу – о занятиях народов в прошлом можно узнавать, анализируя блюда национальной кухни. Географическим моделированием занимались конкурсанты на мастер-классе учителя географии средней школы №7 с углубленным изучением английского языка Перми Ирины Баскевич. Моделирование понадобилась педагогу, чтобы проверить известный миф о глобальном потеплении. Разбирались в сути климатических процессов с помощью юлы, фонарика и спиц. Вывод – глобальное потепление нас все-таки ожидает.
Комментарии