search
main
0

Мастерская радости Правовое образование в начальной школе

Человек становится человеком с раннего детства. Именно тогда закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.
Сегодня значительно возрастает роль правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, расширением коммуникативных связей между людьми, ростом ответственности каждого за свою судьбу.
Правовое образование способствует формированию правовой культуры личности. Ядром ее является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку.
Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками. Она шире, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы. Жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Применительно к начальной школе чаще употребляется термин “правовое воспитание”, так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.
Регулирующие правовые нормы предназначены для того, чтобы определенным образом упорядочить общественные отношения, поведение людей. В основном они определяют, что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступать в том или ином случае. Поэтому знакомство с правовыми нормами имеет важное значение для интеграции личности в современное общество. С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Рассмотрим в связи с этим особенности положения в обществе младшего школьника. Приобретение новой социальной роли “ученик школы” расширяет круг людей, с которыми ребенок общается. Для выполнения этой роли необходимо овладеть рядом конкретных правил. Изменение социальной роли ребенка как жителя города приводит к повышению значения знаний о правилах поведения в доме, на улице, в транспорте и т.д. Расширяющийся круг его общения требует знания правил, связанных с личной безопасностью.
Наряду с регулятивным юридическим предписанием большое место в системе правовых норм занимают охранительные юридические нормы. Они предусматривают меры государственного воздействия на лиц, нарушающих порядок, установленный регулятивными нормами, определяют различные виды юридической ответственности граждан перед государством. Говоря об учащихся начальных классов, следует иметь в виду, что на них не распространяется действие охранительных норм, однако они должны знать о возможности привлечения к ответственности их родителей в случае грубого нарушения ими регулятивных норм.
Необходимость сообщения младшим школьникам определенного круга правовых знаний диктуется и задачей, решаемой на начальной степени обучения, – сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут. Естественно, что органической частью таких знаний будут некоторые положения Конституции РФ, закрепляющей важнейшие черты жизни нашего общества.
Необходимо иметь в виду и те препятствия, с которыми неизбежно сталкивается учитель: трудность восприятия младшими школьниками юридических терминов и понятий в силу недостаточного развития абстрактного мышления, невозможность в связи с этим работать с текстом первоисточников, необходимость “переводить” их на язык, понятный детям.
Поэтому вопрос о строгом отборе правовой информации для младших школьников и ее адаптации первостепенный. Учителю начальных классов следует учесть, что правовое образование в этих классах не может носить самостоятельного характера, оно является органическим продолжением нравственного воспитания, важная задача которого – приобщение личности к гуманистическим этическим нормам, формирование ее гуманистических ориентаций.
В процессе нравственного воспитания младшего школьника должны создаваться условия для формирования следующих свойств личности.
Чувство собственного достоинства:
уважение к себе; требовательность к себе; отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению; протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь.
Человечность:
способность к сопереживанию, сочувствию; доброжелательность, уважение к людям; отзывчивость, готовность прийти на помощь; стремление заботиться о других людях; миролюбие, неприятие агрессивности; неприятие жестокости; незлобивость, умение прощать обиду; способность к благодарности за доброе отношение к себе.
Коммуникативность:
умение вступить в контакт с другими людьми; стремление и готовность к взаимопониманию, миролюбие; умение работать сообща по единой заданной цели; мобильность, общительность, дружелюбие.
Честность:
правдивость, искренность, совестливость, способность к самоуважению; чувство справедливости, добросовестность; готовность к сопротивлению обману, лжи.
Целеустремленность:
умение ставить достижимые цели; планировать действия; различать в задачах главное и второстепенное; проявлять устойчивость в намерениях; критически воспринимать “пустые” замечания, “пустые” задания; отрицательное отношение к безделью.
Трудолюбие:
работоспособность; умение обслуживать себя; уважение к людям труда, к результатам труда; исполнительность.
Самодеятельность и самостоятельность:
склонность к поиску решения жизненных задач; осмысленный выбор примера для подражания; самостоятельность действий в знакомой обстановке, в знакомой игре; чуткая реакция на помощь и подсказку; сопротивление ненужной опеке, подавлению инициативы.
Жизнестойкость:
уверенность в себе; самообладание при промахе, ошибке; умение “не падать духом” при неудачах; умение радоваться жизни; вера в добро, в справедливость.
Через освоение нравственных норм, образцов поведения, общественных требований у младшего школьника создается основа личностного идеала. Хотя само понятие “идеал” у ребенка не сформировано, это не значит, что идеал, как таковой, отсутствует. Поэтому перед педагогом встает вопрос о выборе нравственных эталонов-образцов, которыми учатся оперировать дети. Это важно еще и потому, что мотивы поведения у учеников младших классов могут определиться тем, как поступают нравящиеся детям люди.
Именно воспитание человечности, миролюбия, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных и вредных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Не случайно многие нравственные требования к личности являются основой юридических предписаний и охранительных правовых норм, ориентированных на борьбу с общественным злом и его пресечение.
В связи с этим может возникнуть вопрос: а надо ли вообще изучать со школьниками младших классов правовые нормы, может быть, достаточно целенаправленного нравственного воспитания? Известно, что такая точка зрения существует, однако согласиться с ней нельзя. При всей тесной взаимосвязи нравственных и правовых предписаний правовые нормы обладают своей спецификой, и их знание и усвоение оказывают на нее дополнительное воздействие.
В этом смысле следует подчеркнуть определенность и конкретность правовых норм (правил). В них содержатся четкое определение условий применения правила, его формулировка (разрешение, требование, запрет), конкретные указания на правомерный способ действия.
Человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно и результативно. Тому, кто обладает чувством собственного достоинства, право помогает найти правильные и эффективные способы своей защиты; право дает ответ на вопрос, куда следует обратиться за защитой, какие действия должны быть при этом совершены правоохранительными органами.
Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей – формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представление учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения правонарушений.
Особенно важно это тогда, когда нравственные позиции ребенка еще не сформированы, расплывчаты, а подчас искажены под влиянием сверстников и особенно ребят старшего возраста. Например, подросток, который уважает интересы других людей, не будет громким криком и музыкой во дворе нарушать покой соседей в любое время суток. Но если нет такого уважения? В этом случае знание о запрете шуметь после 23 часов и о возможности привлечь к ответственности его родителей может повлиять на поведение ребенка и заставить соблюдать тишину хотя бы с 23 часов.
Знание об обязанности родителей возместить полную стоимость испорченного ребенком (до 15 лет) имущества (будь то куртка, принадлежащая однокласснику, исписанная парта или кнопка лифта) может притормозить у ребенка стремление к порче, разрушению. Конечно, влияние запретов на человека тем существеннее, чем чаще он убеждается в реальности наказания за правонарушение, в его неотвратимости.
К сожалению, сегодня учащиеся часто убеждаются в обратном, что значительно снижает результативность правового образования. Тем важнее для учителя подбирать реальные, убедительные факты о применении наказаний в случае правонарушений.
Обеспечивая единство этических и правовых знаний, получаемых младшими школьниками, целесообразно обратить внимание на обучение их правилам вежливости, определяющим манеру поведения; их усвоение позволит придать поведению учащихся наиболее приемлемые и понятные окружающим формы.
Итак, в начальной школе правовое образование не носит самостоятельного характера, оно органически связано с нравственным воспитанием, опирается на него и делает его результаты более эффективными. Однако не следует недооценивать место и значение правового образования в начальной школе, так как на этой ступени создается база для осуществления на последующих этапах обучения и воспитания более системной, глубокой и разносторонней работы.

Воспитывай свои чувства
Чтобы быть счастливым человеком, когда вырастешь, тебе нужно уже сейчас научиться реагировать на разные жизненные обстоятельства. Вот несколько советов.
Любовь – самое великое и прекрасное чувство на свете; она знакома не только людям, но и многим животным.
Посмотри, как мама-утка заботится о своих маленьких утятах, как собака охраняет своих новорожденных щенков.
Даже хищные звери в джунглях нежно и ласково играют со своими малышами.
Если хочешь вырасти сильным человеком со здоровой психикой, старайся любить людей, животных, природу – весь окружающий мир.
Ненависть – одно из самых отвратительных чувств. Старайся в жизни обходиться без нее. Если какой-либо человек тебе не нравится, попытайся его понять: может быть, его нужно пожалеть? В крайнем случае проводи поменьше времени с этим человеком, избегай его компании, но только удержись от ненависти. Она очень вредна для твоей психики! Если задуматься, разве кого-нибудь ненависть доводила до добра?
Гнев – нехорошее чувство, он мешает нам соображать. Злоба, так же как и ненависть, вредна для нас во многих отношениях. Представь себе такую ситуацию: ты просишь, чтобы родители разрешили тебе что-то, а они не разрешают. Ты поведешь себя гораздо правильнее, если не будешь злиться, а спокойно обсудишь вопрос с родителями.
Если ты убедительно объяснишь, для чего тебе нужно их разрешение, они, возможно, согласятся с тобой. А вот если ты разозлишься и затопаешь ногами, тогда – все! Ты уже не получишь прощения, как ни старайся.
Поэтому сдерживай злобу и гнев, когда это только возможно.
Если ты научишься этому сейчас, ты вырастешь спокойным, приятным в общении человеком.
Щедрость – хорошая черта характера, и надо развивать ее в себе уже с детства. Маленькие дети держатся за свои игрушки и никому их не дают – для малышей это естественно.
Но дети постарше уже начинают понимать, что быть щедрым, делиться с другими тем, что имеешь, совершенно необходимо – без этого невозможна нормальная, счастливая жизнь среди людей.
Посмотри на свою семью: твой папа зарабатывает деньги и отдает их вам – твоей маме, тебе, сестрам, братьям.
А иначе как бы вы жили? Твоя мама трудится для всей семьи: готовит, шьет, убирает за всеми. Если бы она не умела быть доброй и щедрой и думала только о себе, ты представляешь, что творилось бы в доме?
Друзья, с которыми ты играешь, не только делятся с тобой игрушками, но и отдают тебе часть своего свободного времени. Если бы они не захотели этого делать, тебе было бы очень одиноко, правда?
Поэтому порой, даже если тебе и не хочется делиться с другими тем, что ты имеешь, все равно нужно приучать себя к этому.
Тогда ты вырастешь добрым, щедрым человеком, и людям будет хорошо с тобой.

Воровство
В непроходимых джунглях Южной Америки, в песчаных пустынях Африки, в огромных городах и маленьких деревушках, среди мужчин и женщин, мальчиков и девочек, диких и домашних животных, даже среди насекомых существует непреложный закон: не тронь того, что не твое.
Ягуар с берегов Амазонки убьет всякое животное, осмелившееся прикоснуться к его еде; верблюд страшно рассердится на другого верблюда, если тот попытается выпить его воду; в любом городе мира полиция арестует и посадит в тюрьму человека, укравшего автомобиль, деньги или драгоценности; в самой глухой деревне никто не посмеет украсть у соседа курицу или поросенка.
Попробуй отобрать у собаки кусок мяса – она зарычит, а то и набросится на тебя.
Попробуй достать мед из пчелиного улья – и тебе не избежать десятка-другого болезненных укусов.
Да, все знают, что нельзя брать чужого без разрешения.
…Годам к четырем-пяти ребенок начинает понимать, что брать чужие вещи нельзя. В этом возрасте дети должны уже твердо усвоить, что всякое воровство влечет за собой наказание. И это правильно: разве из ребенка, привыкшего воровать, может вырасти хороший, честный человек? <…>
Если кто-то из детей возьмет без разрешения твою вещь, тебе будет очень обидно, не правда ли?
Точно так же обидно всякому человеку, у которого что-то украли.
Узнав, что другой ребенок забрал без спросу твою вещь, потребуй ее назад. Если он не отдает, не вступай с ним в драку, а подойди и скажи об этом своим маме и папе.
Они поговорят с родителями того ребенка и постараются вернуть тебе украденную вещь.
Интересной формой, используемой зарубежными коллегами, в частности учителями из Канады, в случае конфликтных ситуаций являются консультации.
Они организуются следующим образом. Из состава класса выбираются 7-9 человек, которые, собравшись за столом перед классом, осуществляют разбор конфликта – выслушивают непосредственных участников, свидетелей для уяснения, как и из-за чего возник конфликт и в чем он проявился. При этом консультанты не становятся судьями. Они лишь восстанавливают картину. Вторая часть консультации – это определение условий для разрешения конфликта и избежания подобного в дальнейшем.
Для более яркого представления о порядке проведения консультации приведем фрагмент описания зарубежного опыта.

Разрешение конфликтов
“Консультации” – это новая модель упорядочения отношений между людьми на всех уровнях: личном, семейном, общественном, межнациональном, мировом. Это мощный процесс и инструмент, который требует совершенствования личностных качеств людей, вовлеченных в этот процесс.
Обучение процессу консультации потребует времени и терпения от учителей, особенно работающих с детьми младшего школьного возраста.
Все учителя должны прочитать и полностью понять правила проведения консультаций, чтобы обучить им детей.

Правила проведения консультаций
1. Очень важно, чтобы вы и другой человек (или люди) пришли к единству (гармонии).
2. Начинайте консультацию в нужном настроении. Всем следует 1-2 минуты помолчать и подумать, прежде чем начать. Сконцентрируйтесь на чем-то или ком-то положительном.
3. Каждый человек должен иметь возможность высказаться, если пожелает.
4. Каждый должен слушать то, что говорится. Концентрируйтесь на сообщении (что говорится), а не на говорящем (думайте о говорящем как о таком же человеке, как и вы сами, с множеством достойных качеств и будьте так же вежливы с ним, как с самим собой).
5. Когда вы высказали свою мысль или идею, “отпустите” ее. Представьте себе, что идея как бы на воздушном шаре. Не держите ее. Таким образом, если кто-то предложит что-то еще или немного изменит вашу мысль, вы не будете чувствовать обиду или разочарование. Возможно, вы и сами захотите изменить свою идею.
6. Если вы предлагаете изменения к уже внесенному предложению, не обращайтесь к человеку, который его сделал. После того как предложение сделано, оно принадлежит всей группе.
7. Если все члены группы не могут прийти к единственному решению после обсуждения, то всем необходимо согласиться с точкой зрения большинства.
8. После принятия решения большинством каждый член группы должен охотно и искренне ему следовать. Отсутствие единства сделает невозможным принятие любого решения.

Как провести занятие-“консультацию”
1. Начните занятие, сказав детям, что один из путей, позволяющих жить в мире с другими людьми, – это особый вид общения, который называется консультацией. Это хороший способ разработки планов или воплощения идей, поиска решений проблем. Его могут использовать отдельные люди – вы и ваш друг – или группы людей.
2. Скажите: “Сегодня мы собираемся научиться тому, как мы можем консультироваться при улаживании конфликтов, споров, разногласий”.
3. Теперь обратите внимание детей на “Правила проведения консультации”, написанные на доске. Когда вы поймете, что дети получили общее понятие о том, что представляют собой эти правила, перейдите к следующему шагу.
4. Попросите 7-9 учеников (кто больше всего подходит для участия в первой группе) занять места за столом консультаций. Раздайте “Правила проведения консультаций” всем остальным и попросите ребят, не участвующих в консультации, отмечать, как она проходит. Следует ли группа правилам? Каким образом? Была ли эта консультация успешной? Почему? (Замечания будут позже зачитаны, чтобы помочь группе лучше понять технику проведения консультаций).
5. До тех пор пока дети не получат возможность на практике использовать и понять правила проведения консультаций, учителю следует находиться вместе с группой из 7-9 учеников и участвовать в происходящем в качестве председателя. Для того чтобы консультация шла должным образом, важно, чтобы учитель моделировал роль председателя (удерживая группу в рамках обсуждаемой темы и обеспечивая каждому человеку возможность свободно высказаться). Часто бывает необходимо попросить, чтобы дети, желающие высказаться во время консультации, поднимали руки. Некоторым учителям больше нравится, когда председатель предлагает высказаться каждому ребенку и тем самым подбадривает застенчивых детей. Разумеется, каждый ребенок может отказаться говорить, когда его спросят. Подчеркнем еще раз, что важно именно предоставить возможность. Позднее дети могут избрать председателя тайным голосованием. Проведение кампаний не разрешается, и учитель может выбрать для подсчета голосов ученика, не участвующего в консультации.
6. Проведите детей через несколько типичных конфликтных ситуаций, которые каждый день возникают в школе (вранье, обман, обзывание, воровство, драки, оскорбления и т.п.), таким образом, чтобы в результате прийти к разрешению конфликта. Вы можете попросить двух учеников (А и Б) стать участниками следующего сценария:
а) А – известный в классе задира;
б) А списывает контрольную из тетради Б;
в) ученика Б он припугнул, чтобы тот ничего не сказал, “а не то!..”;
г) расстроенный и испуганный Б приходит со своей проблемой к столу консультаций.
Первая обязанность стола консультаций – собрать факты. Ученики А и Б уходят после того, как их расспросят, и приходят после проведения консультации. Председатель приглашает участников делиться чувствами и мыслями о том, как разрешить конфликт. Затем они сообщают о своем заключении ученикам А и Б.
7. Ключевые моменты:
а) когда группа детей только сядет за стол консультаций, важно посвятить 1-2 минуты сосредоточению, чтобы сфокусироваться на проблеме;
б) каждого ребенка важно поощрить высказаться, даже если это будет означать высказывание в порядке очереди (по кругу);
в) каждый ребенок должен научиться высказывать свои предложения, предоставляя другим возможность их развить; предложение должно принадлежать группе;
г) каждый ребенок должен согласиться с окончательным решением; отсутствие единства не допускается.
Возможно, вы захотите, чтобы одна и та же группа находилась за столом консультаций в течение нескольких недель, или, наоборот, выберите другую группу голосованием, или просто предложите детям участвовать.
8. Прежде чем обратиться к реальным конфликтам в классе, используя этот метод, постарайтесь сделать несколько пробных попыток, обсудив типичные ситуации, которые происходят в классе и школе ежедневно.
Действенной формой реакции на некоторые нежелательные происшествия в классе является организация деятельности ребят. В случае порчи школьного имущества – его ремонт. В случае обнаружения порчи зеленых насаждений – уход за ними. В случае вымазанных детьми стен школы либо жилого дома – проведение операции “Ведро и тряпка”. После драки на перемене – временное создание “патрульной службы”. При грубом, оскорбительном обращении детей друг с другом – создание “службы вежливости”, “совета справедливости” и т.п. При этом надо помнить, что детям выполнение тех или иных ролей быстро надоедает, поэтому и эти формы должны носить временный характер, рассматриваться лишь как реакция на конкретную ситуацию.
Большое место во внеурочной работе с младшими школьниками по нравственно-правовому образованию занимают игры, многие из которых отличаются от игр, проводимых в курсе “Я и мой мир”, значительной протяженностью по времени и пространству.
В качестве примера приведем игру, ориентированную на вовлечение детей в изучение историко-культурных объектов, памятных мест родного города.

Знакомые незнакомцы
Порядок проведения игры.
I этап – старт игры: объединение детей в небольшие команды (6-8 человек), выбор объекта изучения, распределение ролей: капитан команды, фотограф, специальный корреспондент, историки, искусствоведы, руководитель маршрута.
II этап – подготовительная работа по группам в соответствии с ролями; изучение маршрута движения, чтение книг и подготовка рассказов об избранном объекте, выбор эмблемы группы, ее девиза.
III этап – проверка готовности групп: все группы сдают “специальной комиссии” экзамен по правилам пешехода и правилам поведения в транспорте и на улице.
Затем капитаны команд представляют, в соответствии с ролями, членов своих команд, а комиссия задает им вопросы, проверяя готовность команды.
IV этап – движение групп по маршрутам к “знакомым незнакомцам” (с каждой группой идет кто-нибудь из взрослых или участвующий в игре старшеклассник).
Поход начинается с общего построения – линейки, на которой команды произносят приветствия в адрес других команд, получают маршрутные листы, после чего отправляются в путь. По прибытии к избранным объектам ребята внимательно рассматривают здания, скульптуры, архитектурные ансамбли, исторические памятники, слушают рассказы “историков” и “искусствоведов”. После этого старшеклассники, участвующие в игре, задают вопросы, связанные с изучаемым объектом, и, выслушав ответы, оценивают в баллах подготовленность команды и выполнение ею правил пешехода, пассажира, экскурсанта. Все баллы вписываются в маршрутный лист.
V этап – подведение предварительных этапов похода.
На следующий после похода день проводится построение команд на линейке и капитаны сообщают о завершении маршрута и сдают маршрутные листы.
VI этап – завершение игры, праздник “Любимый город” (желательно с участием родителей). На подготовку к нему после завершения похода отводится две недели. Праздник начинается с выступления представителей команд, которые приглашают всех в заочное путешествие, рассказывая об изученных ими историко-культурных и памятных местах города, иллюстрируют рассказы слайдами, фотографиями, обращают внимание на подготовленные командой альбомы, стенды, газеты.
После этого “компетентное жюри” (из старшеклассников) определяет команду-победительницу (с учетом и ранее полученных баллов); она награждается главным призом, однако поощрительные призы получают и другие команды (с добрыми словами в их адрес).
Завершается праздник небольшим концертом (стихи, песни о городе), викториной.
Воспитательное значение такой игры трудно переоценить, ибо она не только развивает познавательный интерес, но и способствует возникновению ощущения связи с городом, его историей, одновременно закрепляются знания и умения в области правовых норм, определяющих поведение на улице и в транспорте. Перечень этапов игры показывает, что игра занимает значительный временной промежуток (около месяца).
Остановимся еще на нескольких играх.

Мастерская радости
(Мастерская подарков)
Цель этой игры – дарить радость людям, приготовив своими руками сувениры, подарки.
Начать следует с подарков наиболее близким людям – членам своей семьи. При том, что каждый ребенок будет готовить подарок индивидуально, в мастерской, он получит помощь товарищей и учителя, его работа будет оценена с точки зрения качества изготовления и оригинальности. Лучшие могут быть представлены на временной выставке. (Основой для этой игры могут стать кружки “Умелые руки”, “Народные промыслы”, “Мягкая игрушка”).
Каждый участник игры – мастер – умеет (учится) изготавливать интересные вещи и стремится с их помощью сделать приятное, принести радость людям.
Мастерская работает на основе самоорганизации детей.
Из участников мастерской выделяются: директор, отдел снабжения, группа поиска, отдел доставки, художественный совет, отдел выставок, отдел корреспонденций и т.п. Каждый из участников игры обязательно получает одну из ролей и выполняет соответствующие функции.
Директор назначает дни работы мастерской, определяет график дежурства, вместе с “советом справедливости” разбирает споры, устанавливает поощрения за особенно хороший труд, а также наказания (отстранение от работы на время и пр.).
“Группа поиска” определяет адреса, по которым направляются изделия, устанавливает объем и характер “заказа”.
“Отдел снабжения” собирает необходимые для работы материалы, группа “учета и хранения” ведет запись подготовленной “продукции” и обеспечивает порядок на складе.
“Отдел технического контроля” оценивает качество изготовленных вещей, а “художественный совет” определяет наиболее интересные вещи, отбирая экспонаты для выставки. “Отдел выставок” делает экспозицию выставки и приглашает гостей на “вернисаж”.
“Отдел корреспонденции” готовит письма, открытки с текстами, обращенными к адресатам подарков.
“Отдел доставки” доставляет подарки адресатам.
Дежурные готовят помещение к работе и др.
Для того чтобы поддерживать интерес детей к игре, надо периодически менять их роли так, чтобы каждый ребенок смог испытать себя в нескольких ролях.
Ценность игры “Мастерская радости” – в формировании у детей опыта добрых, гуманистических дел.

Знаем, умеем, можем
Форма организации игровой деятельности – движение соревнующихся команд по “станциям”, на каждой из которых им нужно продемонстрировать свои знания, умения, смекалку, ловкость. Каждую “станцию” готовят старшеклассники под руководством учителя. Назовем некоторые из них: “Ежели вы вежливы…”, “В школе и дома”, “Путешествие в природу”, “Мы по городу идем”, “Трудные слова”, “Сигнал SOS”, “Художник-плакатист”.
На станциях “Ежели мы вежливы…”, “В школе и дома”, “Путешествие в природу”, “Мы по городу идем” учащиеся отвечают на вопросы, решают ситуативные познавательные задачи, разыгрывают сценки, показывая способ действий в предлагаемой ситуации.
На станции “Трудные слова” ребята решают ребусы и кроссворды, включающие нравственно-правовую терминологию.
На станции “Сигнал SOS” участникам игры в физкультурном зале предлагается преодолеть полосу препятствий (бег, лазанье, прыжки), чтобы помочь тому, кто просит о помощи.
На станции “Художник-плакатист” дети готовят агитационный плакат на тему нравственности и права.
Такую игру целесообразно провести в конце учебного года, тем самым поставив детей в условия, когда надо вспомнить и повторить нравственно-правовые термины, закрепить приобретенные умения.
Наряду с массовыми формами работы с учащимися по нравственно-правовому воспитанию необходима и индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в поведении. В этом случае учителю следует выявить всю совокупность факторов, влияющих на поведение ребенка: условия семейного воспитания, характер взаимоотношений между членами семьи, систему образцов и авторитетов, состояние здоровья ребенка, тип его нервной деятельности, круг знакомых вне семьи, характер отношений с соучениками и учителями-предметниками, работающими в данном классе, затруднения и успехи в учебе, круг интересов и потребностей ребенка. Только получив ответы на эти вопросы, учитель в каждом конкретном случае может определить способы коррекции поведения ребенка.
При этом работа учителя будет тем успешней, чем скорее он сможет завоевать доверие ребенка, сделать его своим союзником в исправлении поведения и характера.
Коррекция поведения младших школьников требует от учителя использования большого арсенала педагогических приемов воспитательного воздействия. Напомним лишь некоторые из них:
приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: проявление внимания, заботы; просьба, поощрение; прощение; проявление учителем умений в интересующих ребенка занятиях;
приемы, вовлекающие ребенка в совершение морально ценных поступков: выражение веры в хорошие свойства ребенка, пробуждение добрых чувств, моральная поддержка, приглашение принять участие в полезной деятельности, одобрение.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ,
доктор педагогических наук

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте