Музыка
Белые ночи
Однажды мама долго болела: она сломала ногу и не могла ходить. Маленькая Юля маму жалела и…немножко радовалась: мама дома! “Придумай мне сказку”, – однажды попросила она. Мама подумала и придумала. Она, конечно, не собиралась отдавать сказку в газету. Но, может быть, кто-то из наших читателей слышал “Белые ночи” по радио. Известный наш сказочник Николай Литвинов читал ее в “Вечерней сказке для детей”.
Там, где холодные волны Северного моря омывают берег, где нередко дует пронизывающий ветер, где зима бывает долгой, а лето коротким, стоят два чудесных замка. Они возвышаются по краям далекого горизонта. Их причудливые башенки и купола устремляются высоко-высоко в небо. Порой зыбкие силуэты замков становятся невидимыми для глаз. Когда первые лучи восходящего Солнца освещают небо, замок Утренней зари начинает сверкать и переливаться розовыми, золотистыми красками. Пронизанный лучами, он светится на солнце и кажется ажурным. А замок Вечерней зари будто исчезает и тает в синеве. Солнце поднимается все выше и выше. Наконец, резные ворота замка Утренней зари медленно открываются, и выходит прекрасный юноша – принц День. Он приветливо улыбается Солнцу, любуется зеленью лесов и полей, прислушивается к веселому журчанию ручья и пению птиц.
– Здравствуй, Солнце, – говорит День. – Здравствуйте, милые поля и леса! Здравствуй, говорливый ручеек! Здравствуйте, певуньи-птицы!
И все радостно отвечают принцу:
– Здравствуй, День! Здравствуй!
Голубые глаза принца сливаются с цветом неба. Ветер играет в его волосах. Но вот Солнце достигло зенита и на какое-то мгновение замерло.
– До скорой встречи, День! – говорит Солнце. – До следующей утренней зари!
Солнце покатилось дальше, а принц отправился в обратный путь, чтобы успеть до вечерней зари вернуться в свой замок. Солнце стало клониться к горизонту, и первые лучи его заиграли на куполах и башенках замка Вечерней зари. Уже наметились контуры силуэта, обозначились стрельчатые арки, остроконечные шпили. Таинственный замок словно выплывал из неведомого мира.
Солнце опускалось все ниже и ниже. Его лучи вырывались неяркими потоками из-за стен замка. Погас последний луч Солнца. Из ворот вышла принцесса Ночь. Движением руки она накинула на небо тонкий, как паутинка, звездный плащ – и небо наполнилось хрустальным мерцанием звезд. Из-за небольшого облачка показалась Луна, верная спутница Ночи.
– Здравствуй, Луна, – тихо проговорила принцесса.
– Приветствую тебя, – прошептала Луна.
И они вместе отправились обходить свои владения.
– Здравствуй, красавица река, – сказала Ночь.
– Здравствуй, Ночь! Здравствуй… – нараспев, чуть слышно ответила река.
Заснул умолкнувший лес, и только где-то далеко-далеко раздавалось приглушенное уханье филина. Ночь шла тихо и осторожно. Ее воздушное платье переливалось фиолетовыми, лиловыми красками. Белый шарф тянулся нежным туманом над полями и лугами. Но время Ночи проходило, и она торопилась вернуться в свой замок до рассвета, унося с собой и легкий туман, и холодное сверкание звезд. На противоположной стороне горизонта небо уже начинало светлеть, и замок Ночи окутывался дымкой. Уже принцесса скрылась за воротами, и лучи восходящего Солнца все ярче освещали небо. Из ослепительно сверкающего замка Утренней зари вышел принц День. Только один миг он мог видеть призрачные очертания замка Вечерней зари, который будто таял в светлеющем небе. Так было всегда. Уходил День – приходила Ночь. Уходила Ночь – приходил День.
Как-то раз День решил обратиться к Солнцу:
– Мой славный, неразлучный друг! Я давно хотел попросить тебя, чтобы, опускаясь за горизонт, ты не уходил далеко, а только спрятался за краешек земли. Мне очень хочется узнать, кто живет в том замке, который исчезает при свете твоих лучей?
– Хорошо! – ответило Солнце.
Оно сдержало свое обещание: только опустилось за горизонт и, притаившись, замерло на месте, его лучи продолжали неярко освещать небо. Принц День стал ждать, когда откроются ворота неизвестного замка. Наконец, наступила долгожданная минута – из ворот вышла принцесса Ночь. Привычным движением она набросила на небо звездный плащ, но, к своему удивлению, почти не различала звезд. Ночь с изумлением посмотрела вокруг. Ей впервые приходилось видеть землю, не окутанную темнотой, а освещенную неярким светом. Вдруг она увидела идущего навстречу высокого светловолосого юношу.
Он улыбнулся и протянул ей руку.
Ночь тоже улыбнулась.
– Но кто ты? – спросила Ночь.
– Я – День! Я живу в замке Утренней зари, – сказал принц и показал рукой на Восток.
Ночь посмотрела на виднеющийся вдалеке замок и ответила:
– А я – Ночь. Я живу в замке Вечерней зари, – показала на Запад.
Потом они взялись за руки и стали бродить по хорошо знакомым, но так изменившимся местам. Принц впервые видел землю при тусклом свете сумерек, а для Ночи это освещение показалось очень ярким.
– Что это? – воскликнул День.
– Луна, – ответила Ночь.
– Значит, у тебя есть Луна, так же, как у меня есть Солнце.
– А где же твое Солнце? – спросила Ночь. – Какое оно?
– Мое Солнце ослепительное, горячее! Оно ярко освещает землю. А сейчас Солнце ушло за горизонт, но не далеко, а так, чтобы его лучи могли чуть-чуть освещать небо. Это оно помогло нам встретиться с тобой.
День и Ночь снова посмотрели вокруг. На фоне светлого неба отчетливо выделялись верхушки деревьев. Зелень лесов и полей стала матовой, словно была покрыта легкой пеленой. Вокруг было тихо и спокойно, будто забылось чутким, настороженным сном.
Едва забрезжил рассвет, Ночь с грустью посмотрела на принца и торопливо направилась к своему замку. Снова взошло Солнце и покатилось по небосклону. А вечером Солнце только спряталось за горизонт, и на землю опустились легкие сумерки. И снова встретились принц День и принцесса Ночь. Так продолжалось некоторое время. Но однажды Солнце обратилось к Дню:
– Я не могу больше нарушать чередование света и темноты. Ночь должна быть темной, а день – светлым.
На этот раз Солнце опустилось за замок Вечерней зари и скрылось далеко за горизонтом. Вышла Ночь. Набросила на небо звездный плащ, и звезды, как и прежде, ярко загорелись на темно-синем небе. Ночь долго всматривалась в темноту, ища принца, но так и не нашла. Потянулись, как всегда, светлые дни и темные ночи. Только в начале лета по просьбе принца Солнце не уходит далеко за горизонт и День встречается с Ночью.
Людям тоже полюбились такие светлые ночи, и они назвали их “белыми ночами”.
Ирина КОШМИНА,
кандидат педагогических наук
реко╝ендации у╖ителю. После чтения сказки предложить детям определить, какая мелодия из сыгранных может стать музыкальным образом Дня, Ночи, Белых ночей.
Другое задание: сыграть данные мелодии на полтона выше или ниже (мысленно заменив ключевые знаки). “Тональность” в музыке совпадает с понятием “тона” в живописи. Научить детей улавливать еле заметные изменения, которые влияют на характер звучания образа. Как известно, диезные тональности более “земные”, бемольные – более возвышенные. В первой теме (принц День) меняем ми мажор на ми-бемоль мажор. Во второй теме (принцесса Ночь) меняем ре-бемоль мажор на ре мажор. В третьей (Белые ночи) – фа мажор на фа-диез мажор. Интересно, какие тональности предпочтут дети?
И, наконец, предложите нарисовать им что-то из этой сказки.
Математика
Поможем мудрецам
Любовь Николаевна долгополова работает в 4-й сургутской школе-гимназии и ведет специальный курс “Избранные вопросы математики”. В сегодняшней мастерской мы представляем план-конспект ее урока по математике для 5-го класса по теме “Упрощение выражений”.
Цели урока: научить применять распределительное свойство умножения при решении задач и, кроме того, развивать математическую логику, умение анализировать и делать выводы. Для урока потребуются: таблица-рисунок на распределительные свойства умножения; конверты с карточками-заданиями. Перед началом занятия учитель традиционно проверяет готовность ребят и напоминает им о правильной осанке.
Ребята! Сегодня на уроке мы научимся упрощать выражения, познакомимся с распределительным свойством умножения, научимся применять распределительное свойство умножения при решении задач.
Начнем урок с математической разминки.
Математическая эстафета.
Давайте посчитаем.
Проверка домашнего задания и повторение.
Обменялись тетрадями, взяли карандаши, проверяем друг у друга. Взаимопроверка (образец решения на доске). Оценки выставить затем в оценочный лист.
N 1. Задача. Составить числовое выражение:
I грядка – 25 рядов по 7 кустов > ? кустов
II грядка – 8 рядов по 7 кустов > клубники.
I способ
(25+8).7=231 (куст)
II способ
25.7+8.7=231 (куст)
N 2. Решить уравнение:
а) 3у+37=100 б) 7х-34=113 в) 125-5х=20
3у=100-37 7х=113+34 5х=125-20
3у=63 7х=147 5х=105
у=63:3 х=147:7 х=105:5
у=21 х=21 х=21
————————————————————————————————————
3.21+37=100 7.21-34=113 125-5.21=20
100=100 113=113 20=20
Ответ: 21 Ответ: 21 Ответ: 21
N 3. Взаимовопрос. Перед тем как познакомиться с 3-м свойством умножения – распределительным, нам надо повторить первые два свойства умножения, тем более что 2-е сочетательное применяется для упрощения выражений.
А теперь проверим, знаете ли вы, как находить неизвестные компоненты при сложении, вычитании, умножении.
Итак, первый вариант – учителя, второй вариант – ученики:
1) Как читать переместительное свойство умножения?
2) Как найти неизвестное слагаемое?
3) Как найти неизвестное вычитаемое?
После каждого взаимовопроса ответ вслух вызванного ученика.
Теперь меняемся. II вариант – учителя, I вариант – ученики.
1) Сформулируйте сочетательное свойство умножения.
2) Как найти неизвестное уменьшаемое?
3) Как найти неизвестный множитель?
За правильный ответ – “плюс”, за неправильный – “минус”.
Поставьте полученные оценки в оценочный лист.
Молодцы! Вы подготовились к изучению новой темы.
Формирование новых знаний.
На рисунке вы видите кружочки
Как быстро их сосчитать?
Как еще можно?
(5+4).3=5.3+4.3
Какие это выражения.
Давайте запишем с помощью букв.
(а+в).с=а.с+в.с
– распределительное устройство относительно сложения. Кто сформулирует? Будет ли это равенство верно?
(9-5).3=9.3-5.3
С помощью букв.
(а-в).с=а.с-в.c
– распределительное свойство умножения относительно вычитания.
Вот на этом свойстве и основано упрощение выражений.
3а+7а=(3+7)а=10а
26х-12х=(26-12)х=14х
Что значит упростить выражение?
Упрощение выражения применяется при решении уравнений.
3у+7у+25=85
10у+25=85
10у=85-25
10у=60
у=60:10
у=6
3.6+7.6+25=85
Упрощать можно и применяя сочетательное свойство умножения.
2у.7.10=(2.7.10)у=140у
Итак, сформулируйте распределительные свойства умножения относительно сложения, относительно вычитания.
Что значит упростить выражение?
Формирование умений и навыков.
Решаем задачи индивидуально у доски и вслух с комментарием.
Итак, давайте поиграем в “мудреца”. Встретились 3 мудреца и заспорили.
Какое из этих выражений верно?
1. 7а+2а=(7+2)а=9а
2. 10а+10в=(10+10)ав
3. 10а+3в=13ав
Поможем мудрецам.
Поднимите руки, кто считает верным высказывание первого мудреца? Поднимите руки, кто считает верным высказывание второго мудреца? Поднимите руки, кто считает верным высказывание третьего мудреца?
А теперь ответьте, почему первый мудрец прав? Почему не верно выражение второго и третьего мудрецов.
Работа в парах.
Каждой паре дана карточка в конверте. После окончания работы дети совместно сверяют свои решения с образцом и выставляют оценку, учитывая самостоятельность решения и оказанную помощь.
Поставили оценки в оценочный лист.
Сделаем вывод: какое правило нам нужно было для выполнения данного задания?
Во взаимоопросе повторяем, как находить неизвестные компоненты при решении уравнений.
Комментарии